По следам одного стихотворения

Владимир Архипов 4
 
   Семиклассник Ромка очень любил фантастику. Приходя в городскую библиотеку, он спрашивал у библиотекарей о книгах по интересующему его жанру. Но книги, чаще всего были на руках, или библиотекари предлагали такие, которые он читал. Ромка нашёл выход –фантастические рассказы печатались в ежемесячных журнала «Вокруг света», «Техника-молодёжи» и иногда в журналах «Знание-сила». Журналы в библиотеках не выдавали на дом, надо было сидеть в читальном зале.

 Пролистывая однажды подшивку журналов «Техника-молодёжи», наткнулся он на интересные картинки с изображениями космонавтов на чужих планетах и стихи. Стихи в таком журнале – это вообще было нечто необычное, и он прочёл их. Стихи были на тему фантастики, к месту. Особенно понравился один –о встрече космонавта с роботом-киборгом. Космонавт спросил у робота: «Ужель в душе твоей железной, как и в моей покоя нет?». На что робот упрекнул человека в том, что «в бесстрастной чаше мирозданья» тот занят «смертной суетой». А человек возразил:
«- Постой, постой, сверхумный Кибер!
Машинных мыслей не пружинь!
Бестрепетно встречать погибель?
Нет, даже в муках делать жизнь!
Бессмертны мы с тобою оба,
Но свой у каждого удел.
А вот о том, что я не робот,
Ни разу в жизни не жалел.
Вовек не променяю долю
И жизнь, и смерть до дна испить...
Ведь если жить своей лишь болью,
То есть ли смысл на свете жить?»

 Стихотворение запомнилось  сразу и на всю жизнь. И уже взрослым вспоминал он его, особенно последнее четверостишие.
 Потом на сайте проза.ру прошёл конкурс на любимые поэтические строки.  Перед Романом  Ивановичем встала дилемма- что выбрать. Эти строки или строки любимого Александра Блока. Выбор пал, в конце концов, на Блока. Но в своей  рецензии он упомянул как-то и об этом стихотворении.
 
   В ответе на рецензию ему написали, что по данным Гугла этого поэта зовут Геннадий Голобоков. Он  -художник и поэт,  «сызмальства прикован к постели тяжким недугом".  Автор- Людмила, которой он написал рецензию заканчивала свой отзыв словами «Очень необычна судьба этого человека, написавшего эти удивительные строки».

  «Действительно, -подумал он-  как-то до сих пор не приучился я жить в новой реальности- погуглить, вместо того, чтобы искать информацию в библиотеке или  просто сфотографировать нужную информацию на смартфон вместо того, чтобы списывать».  Ну что же, всё ещё можно исправить.

    Итак. Геннадий Григорьевич Голобоков. Годы жизни: 1935-1978. Родился в деревне в саратовской области. Учился в городе Балаково.  С детства рисовал, играл на гармошке и скрипке и мечтал стать астрономом. Летом 1951 года, в 16 лет жизнь его изменилась резко и бесповоротно. Во время неудачного прыжка в воду ударился головой о песчаное дно, сломал шейный отдел позвоночника, потерял подвижность на все оставшиеся 27 лет жизни.  С мечтами о звёздах можно было распрощаться, но он еще мог  рисовать и писать картины.
 
  Закончил Народный университет искусств имени Н. Крупской. Работал, работал не позволяя себе никакой передышки. Торопился. Подрамник устанавливался на груди. Одной рукой он держал его, другой писал, сжимая кисть негнущимися пальцами. Из карандашей использовал только мягкие, которыми художниками обычно не пользуются, но нажимать он не мог. Не мог пользоваться  ластиком. Использовал карандаши с резинкой на конце. Кисть брал ртом и потом оплетал её пальцами. Рука дотягивалась только до середины холста, поэтому вторую половину картины писал «вверх ногами», как космонавт в невесомости, который «умеет работать хоть вниз головой».

   Состояние художника и вынужденные условия работы наложили отпечаток на особенности его творчества.  Изображения были строго выверены графически, цвета - локальны и монохромны, сочетая в картинах не только академическую строгость, но и символический смысл (зеленый цвет – символ жизни, голубой цвет неба и воды – нежность, красный – борьба). Такая манера, по отзывам критиков,  делала его живопись декоративной. Роман Иванович, рассматривая картины, решил для себя, что это делает живопись Голобокова  скорее монументальной. Очень легко можно было представить эти картины в виде панно на стенах зданий, а ещё лучше в виде мозаики. Как это современники художника не заметили!

   Его картины и стихи были неразрывны друг от друга. Они были об одном- о человеке будущего. Будущего, описанного в книгах советских писателей-фантастов. Романа Ивановича в детстве всегда поражало отличие описания будущего в книгах отечественных и зарубежных фантастов. У нас это был мир победившего коммунизма, у зарубежных фантастов –мир капитализма, в космических масштабах. Иного они, несмотря на своё воображение и фантазию представить не могли. Даже величайший учёный современности  Стивен Хокинг выражал беспокойство по поводу того,  что человечество может постигнуть судьба североамериканских индейцев при встрече с инопланетной цивилизацией.

    Мир будущего Геннадия Голобокова построен в соответсвии с предсказаниями великого русского учёного-фантаста Ивана Ефремова. Это - «ноосфера коммунизма».   Иван Ефремов был убеждён, что человечество сможет начать осваивать дальний космос только после того как перейдёт от ЭРМ (эры разобщённых миров) к ЭМВ (эре миров взаимодействия). Иначе человечество обречено на вырождение и гибель. В «Туманности Андромеды» и «Часе Быка» писатель наглядно показал эти два возможных пути развития человеческого общества.

    Творчество Геннадия Голобокова нашло поддержку в Советском Союзе. В 1967 году он  становится лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного изобразительного искусства. Важно отметить, что лауреатом он стал не из-за того, что мужественно боролся со своим недугом. Никто из членов жюри не знал об этом. Художник хранил это в тайне: “О себе писать не буду, т. к. художественная ценность моих картин и стихов от этого не возрастет”.

   В 1973 году Геннадий становится победителем объявленного журналом «Техника – молодежи» международного конкурса научно-фантастической живописи. Две его картины подарены американским астронавтам и хранятся в космическом центре США в Хьюстоне.

  В 1986 году его цикл стихов «Братья по разуму» составил  самую  большую поэтическую тетрадь коллективног сборника «Последняя высота», выпущенного  издательством «Молодая гвардия».

  В одном из своих стихотворений автор на примере бивня, оставшегося от мамонта, размышляет о том, что останется от него:
« И в раздумьях гнетущих
Сердце мне не унять:
Что же в этом грядущем
Будет жить от меня?
Может, грезы о звездах,
Может, почерка стиль?
А быть может, в отрогах
Изотопная пыль?»

Однако, на примере мамонта поэт заключает, что «…гигантам бесследно
умирать не дано».

  Будут ли помнить о нём? Хотя бы о его маленькой частице?  Теперь на этот вопрос можно ответить вполне определённо. Его будет помнить космос и космические путешественники будущего.  10 декабря 2011 года был опубликован циркуляр Центра малых планет  №77125, в котором сообщается о том, что астероид Главного пояса, имеющий номер 237265 получил в честь него имя Golobokov.
 Ведь «гигантам бесследно умирать не дано».