Следы на снегу

Михаил Клыков
    В вечернем воздухе мелькали мелкие снежинки. Низкие облака постепенно рассеивались, открывая темно-синее вечернее небо с первыми редкими звёздами.

      «А обещали оттепель… — усмехнулась Алька, отходя от окна. — Наконец-то можно завтра на лыжах покататься. Жалко только не с кем. Павлик с Юлькой на экскурсию уехали, Яся ногу подвернула, Женька все каникулы у бабушки, а Валя только послезавтра приедет». Алька вздохнула. Вот уже неделю она на даче, а погода до сегодняшнего дня стояла совсем не зимняя. «Можно от скуки спятить!»
***


      Утро выдалось солнечным и морозным. Белоснежные сугробы сияли яркими искорками, деревья оделись в тонкое белое кружево и отбрасывали на снег прозрачные синие тени.

      Наскоро позавтракав, Алька одела новенький лыжный костюм и выбежала на крыльцо, вдохнув полной грудью бодрящий студёный воздух. «Мороз и солнце — день чудесный!» — весело продекламировала она, любуясь зимним садом. Сойдя с крыльца, Алька прошла к сарайчику и достала приготовленные ещё с вечера лыжи. Снег скрипел под ногами, морозец пощипывал щёки — утро выдалось просто чудесным! «Ничего, сегодня одна покатаюсь, а завтра Юлька с Павликом приедут. А потом и Валя». Алька счастливо вздохнула — хорошо, когда есть друзья!

      Застегнув крепления, Алька натянула варежки и заскользила по свежему снегу к окраинам посёлка. Лыжный маршрут по близлежащим холмам и перелескам ребята проложили уже давно, и Алька прекрасно знала дорогу. Торжественная тишина зимнего утра нарушалась лишь поскрипыванием лыж, да изредка слышимым потрескиванием деревьев. Алька с удовольствием скользила по накатанной лыжне среди заиндевелой рощицы. «Кристаллический лес» — так однажды назвал Димка Смирнов заиндевелые деревья. И, действительно, казалось, что деревья отлиты из ажурного хрусталя и выглядели тончайшими хрустальными кристаллами.

      Снег, выпавший накануне, уже был «разрисован» птичьим следами. Впрочем, не только птицы отметились на белом зимнем полотне: вот пробежала юркая мышь, вот следы ласки, а вот и заячий след! Хотя Алька бросила занятия в кружке юннатов, даром они не прошли, и следы читать девочка умела не хуже охотника. Но в следующее мгновение Алька остановилась, как вкопанная, широко открыв от изумления глаза. Такого следа она ещё не видела!

      Алька нагнулась ближе. Следы чётко отпечатались на свежем снегу. Они были довольно странные: казалось, что у таинственного существа, оставившего их, не было пальцев, а вместо этого на стопе имелось две пятки — одна как и положено сзади, а вторая, точно такая же, спереди.

      — Вот это да! Загадка… — пробормотала Алина, выпрямившись и, сдвинув на лоб лыжную шапочку, почесала в затылке. А потом, улыбнувшись, добавила: — Это тебе, чтобы не скучала на даче!

      Алька выпрямилась и глянула вдоль следов. Ни в ту, ни в другую сторону никого видно не было. Следы же шли непрерывной цепочкой от реки, уходили в лесок, где их и увидела девочка и продолжались, уходя по небольшому холму в сторону от посёлка к ближайшему перелеску.
Откуда и куда шли следы, было не понять — таинственное существо могло идти как от реки, так и к ней. Алька, поразмыслив немного, зажмурилась и быстро покрутив пальцы, скрестила руки. Открыла глаза и увидела, что правая рука указывает на перелесок.

      «Пойдём к лесу, — решила Алька. — Может кого-нибудь и увижу. А то одной что-то жутковато…»

      Алька поёжилась, но всё же заскользила вниз по склону, направляясь к перелеску. Хотя лыжня уходила в сторону, заблудиться Алька не боялась — за перелеском был большой посёлок, почти город.

      «Если уж это что-то пошло туда, там его точно кто-нибудь, да увидит», — решила она.

      Следы продолжались на склоне холма — таинственное существо поднялось на вершину и… исчезло! Ну, а как иначе объяснить то, что цепочка следов неожиданно прервалась. «Или оно летает…» — растерянно подумала Алька и взглянула вверх. В синем морозном небе не было ни облачка. Как, впрочем, не было и никаких таинственных летунов с двумя пятками. Продолжая смотреть вверх, Алька подошла к противоположному склону и, оступившись, чуть не полетела вниз. Испуганно ойкнув, она огляделась и (вот же везение!) увидела продолжение следов на склоне следующего холма, на вершине которого и рос перелесок. Алька смело скользнула вниз по довольно крутому склону и, наверное, благополучно спустилась бы вниз, если бы не окликнувший её звонкий мальчишечий голос.

      — Алька! Привет! — на склоне стоял Димка и приветливо махал рукой.

      Алька, оглянувшись, потеряла равновесие и кубарем полетела в сугроб. Хорошо хоть лыжи не сломала.

      — Тьфу! Кха-кха! — Алька отплёвывалась от набившегося в рот и нос снега, Димка пытался помочь ей выбраться из сугроба. Наконец, ей удалось встать на лыжи, а Димка помог отряхнуться.

      — Не замёрзла? — спросил он.

      — Не-а, — весело и беззаботно ответила девочка. — Я — морозоустойчивая!

      — А всё-таки ты здорово изменилась с лета, когда вы за огнецветом летали.

      — И как?

      — Раньше была какая-то колючая и вообще… А сейчас — нормальная девчонка, озорная, весёлая, любопытная… Как наша бабушка говорит — с чертенятами в глазах.

      — Знаешь, Дим, когда у тебя есть друзья, ты всегда становишься другим. А я такая, как сейчас всегда была…

      — Только пряталась за маской «снежной королевы» зачем-то… Вика, между прочим, сразу сказала, что ты только прикидываешься злюкой. Хотя тебя тоже можно понять. И хорошо, что ты нам рассказала про то… Ну, почему ты такой стала.

      — Вы же мои друзья, а мне от друзей нечего скрывать, — улыбнулась Алька. — Ой, Димка, а ты здесь откуда? Ты же только вечером хотел приехать, вместе с Пульками?

      — Да мы с Викой вчера приехали, а то Яська одна скучает — с подвёрнутой ногой не попрыгаешь. Днём-то ты у неё была, а вечером ей скучно — Руська ещё маленький, четыре года всего. Во что с ним играть? Да и тебе наверное тоже скучно. Вот мы и приехали. Только уже поздно было, я и подумал, что вы с Юркой спите и звонить не стал.

      — Юрка с папкой на выставку увязался.

      — А я и подумал, что ты на лыжах пошла кататься. Только чего тебя в сторону от нашей трассы занесло?

      — Димка! А ты сегодня в лесу никаких странных существ не видел сегодня?

      — Странных? — Димка огляделся. — Не, кроме тебя больше никого.

      — Димка! — Алька рассмеялась и шутливо толкнула мальчишку. — Я — серьёзно! Видал? Я хоть и тоже странное существо, но это точно не мои следы!

      — Да уж… — присвистнул Димка. — А знаешь, я сегодня слышал, как тётя Марина…

      — Которая ваша соседка?

      — Ну да. Вот она и говорит, что утром они из посёлка ехали — ещё сумерки были — и видели, как из перелеска в овраг кто-то чёрный и мохнатый вылез и попрыгал по сугробам. Как мохнатая обезьяна!

      — Если в овраг, значит нам левее. Не в сам лес, — Алька взглянула в сторону дач. — Пойдём?

      — Спрашиваешь!

      — А оно, это мохнатое не летало случайно?

      — С чего ты взяла? — Димка заскользил рядом с Алькой.

      — Вот видишь — следы прервались, а здесь снова появились, — показала Алька. — Как будто оно взлетело и приземлилось.

      — Или просто высоко и далеко прыгнуло… — задумчиво ответил Димка.

      Алька удивлённо посмотрела на него — такое объяснение ей не пришло в голову.

      Ребята обогнули овраг и вновь увидели на снегу цепочку следов. Идти по следам было не сложно — впереди была лишь плоская равнина, покрытая сверкавшим на солнце миллионами искр снегом. Сугробы лежали большими пологими волнами, и Альке порой казалось, что они плывут по бескрайнему снежному морю. Цепочка следов шла, не прерываясь. Ни впереди, ни сзади никаких странных существ не наблюдалось и вообще не было ни души. Ярко светило солнце, мороз пощипывал щёки, скрипел снег под лыжами и звенела морозная тишина. Настроение у Альки было прекрасное и такое же сияющее, как и этот зимний день.

      — Никого. Ни чёрных и мохнатых, ни белых и пушистых… Даже серо-буро-малиновых в крапинку не наблюдается, — пошутил Димка.

      Алька поглядела вдоль следов и увидела впереди, метрах в ста, зелёный забор и несколько белых домиков с зелёной крышей за ним.

      — Димка! Это же биостанция! Где Огонёк и Комета живут! — воскликнула Алька.

      — Которые — «марсианские» лошади? Ого… Даже и не заметили, как восемь километров отмахали! — присвистнул Димка.

      — Я заметила… — Алька растирала ноги.

      — Устала?

      — Немножко. Смотри, Дим, следы ведут прямо к забору, — Алька показала на цепочку следов, идущую к забору, за которым виднелись заиндевелые деревья сада. Несколько веток на них было обломано.

      — Ага. Оно прыгнуло и напоролось на ветки, — констатировал Димка.

      У самого забора цепочка обрывалась, но последний след был глубже остальных — таинственное существо, видимо, присело, изготовившись к прыжку.

      — А может, это на биостанцию какую-нибудь тварь привезли? — Алька оглядела забор и обернулась к Диме.

      — И она сбежала. Не, не пойдёт, — покачал головой Димка. — Во-первых, сюда инопланетных тварей не привозят — это в Волгоград, пожалуйста. Или подальше, в Хабаровск, например. Или в Ашхабад. Огонёк и Комета не в счёт — они земные, только с марсианскими генами. Во-вторых, сомневаюсь, что у дяди Жени кто-то сбежит. Да и тревогу бы подняли.

      — Жалко, что дядя Женя в командировке. И тётя Лена, а то бы могли зайти и узнать.

      — Привет, молодое поколение! — из ворот станции вышла молодая женщина и приветливо улыбнулась ребятам.

      — Света! — обрадовались ребята. — Привет!

      — А ты же выходная? — удивилась Алька.

      — Галю подменила, — пояснила Света. — А вы здесь откуда? Вы же, вроде, вокруг леска катаетесь, не здесь? И почему не полным составом?

      — А остальные завтра подтянутся, — отрапортовал Димка.

      — А сюда мы заехали, потому что следы увидели… — начала Алька.

      — Пойдёмте-ка чайку попьём, погреемся, — пригласила ребят Света.
***


      — У нас таких животных точно нет. Да и вообще, у нас в основном сельскохозяйственные животные. Мы же селекционная станция, — Света внимательно выслушала рассказ ребят, и сама осмотрела следы. Сейчас они сидели в бытовке лаборатории и пили ароматный чай с бергамотом.

      — А если его кто-то вёз, и оно сбежало по дороге? — предположила Алька.

      — Я думаю, что это было бы уже известно… — Света задумалась.

      — Если это не земное животное и не инопланетное, то остаётся только одно — это нечистая сила! — усмехнулся Димка.

      — Зря смеёшься, Дима, — Света разлила по чашкам новую порцию чая. — Про эти места много всякого рассказывают. Например, говорят, что лет двести назад у одного местного крестьянина кто-то повадился воровать кур. Сначала, думали, что лиса или хорёк. Но таинственное существо ухитрялось перепрыгнуть через забор и лазить в курятник через крышу. И при этом оставляло странные следы — будто отпечатки подков. Кто-то в сумерках видел странное существо, напоминавшее большую кошку, а кому-то оно показалось похожим на тощего и облезлого медведя.

      — Свет, ты это сама придумала? — усомнилась Алька.

      — Нет, это мне бабушка рассказывала. А ей — её бабушка.

      — А следы-то настоящие, — Димка допил чай. — Тут не до шуток. Ладно, пойдём домой, а то уже ноги гудят.

      Ребята попрощались со Светой и, обойдя сад позади конюшни, вновь увидели следы, продолжающиеся за забором станции и направлявшиеся в посёлок. На окраине посёлка, начинающегося прямо за селекционной станцией, следы были совсем свежие. Диме даже послышалось, что он слышит скрип снега. Внезапно Алька остановилась, как вкопанная и, отчаянно завизжав, спряталась за спину мальчишки.

      — Ты чего?! — испугался Димка.

      — Вон он!!! У сарая Марь Петровны!

      Димка посмотрел в указанную Алькой сторону и почувствовал, как внезапно ослабели ноги: в дверь сарая Марии Петровны — старой учительницы, работавшей в Алькиной и Димкиной школе, протиснулось, издав глухой утробный звук, нечто чёрное и мохнатое. Дверь с глухим стуком захлопнулась и всё стихло.

      — Видел?! — громким испуганным шёпотом спросила Алька.

      — Ага! — неожиданно тонким от испуга голосом ответил Димка.

      Перепуганные ребята присели за забором, наблюдая в щель за сараем. Цепочка странных следов шла по нетронутому снегу (Мария Петровна уже уехала с дачи) прямо к двери, и в том, кто именно скрылся за дверью, у Альки и Димки сомнений не осталось. Но прошло уже несколько минут, а во дворе было тихо и из сарая никто не вышел.

      — Сидит… — сипло прошептал Димка, глядя в щель забора.

      — Сидит… — подтвердила Алька и неожиданно обернулась к мальчишке: — А вдруг он с другой стороны вылез? Давай обойдём?

      — Не боишься?

      — Ты что спятил?! Конечно, боюсь!

      — Ага, понятно… — усмехнулся Димка. — Женское любопытство превыше всего!

      Алька лишь хихикнула в ответ и шлёпнула мальчишку шапкой по макушке. Ребята осторожно поднялись и заскользили по сугробам вдоль забора. Сделав три круга вокруг дачи Марии Петровны и даже спустившись к пруду позади неё, никаких следов Алька и Димка так и не нашли. Вновь вернувшись к своему наблюдательному пункту, они снова посмотрели на дверь сарая. Но, увы, цепочка следов на снегу была по-прежнему одна. Таинственное существо всё также сидело в сарае.

      — Сидит… — Димка снова прильнул к щели.

      — А может оно это… самое… окочурилось? — Алька осторожно глянула поверх забора.

      — Почему это?

      — Ну… Если оно — инопланетянин, то может атмосфера не подошла или температура.

      — Ага… А если оно — нечистая сила, то ему серебряная подкова на голову упала. Или осиновый кол с чердака свалился… — усмехнулся Димка. — Пойдём, посмотрим? — предложил он, но увидев внезапно округлившиеся от ужаса глаза Альки, прикусил язык.

      — Лучше взрослым сказать… — предложила Алька.

      — Дядя Женя только через неделю приедет. А тётя Лена через четыре дня…

      — Можно родителям сказать, — настаивала Алька — идти к сараю, где пряталось непонятное и загадочное существо ей совсем не хотелось.

      — Ладно, пошли домой, — согласился Димка.

      У Алькиного дома ребята остановились.

      — Дим, приходите сегодня с Яськой вечером, а то скучно.

      — Ладно, — согласился Димка и, улыбнувшись, поглядел на Альку.

      — Чего? — Алька на всякий случай осмотрела себя.

      — Да так… Просто ты и правда очень симпатичная.

      — Я тебе нравлюсь?

      — Ты только не обижайся… Но ты мне и правда нравишься, — покраснел мальчишка.

      — А почему я должна обидеться? — теперь смутилась уже Алька. — Мне очень даже приятно… Я обижалась, если мальчишки хотели со мной дружить, как с самой красивой девчонкой класса. Чтобы потом хвастаться. А мне было обидно. А ты же со мной сначала подружился просто так. Как и Павлик, и Тёмка, и Антошка. Поэтому мне нисколько не обидно, а наоборот…
***


      Вечером, когда Алька, Димка, Вика и Яся собрались в доме Векшиных, в дверь ввалились румяные с мороза Пульки, Валя и Тёмка Ишимов.

      — Привет! Как дела? — Валя отряхнула снег с сапожек и весело глянула на друзей.

      — А вы чего так рано? — удивилась Яська.

      — Соскучились! — весело ответил Павлик.

      — И Тёмка сестру где-то потерял, — усмехнулась Вика, глянув на Тёмку.

      — Олька на катке насморк подхватила. И сидит дома, вся в соплях, — ответил за Тёму вошедший вслед за друзьями Антошка Иволгин. — Вам, кстати, привет от Женьки с Юркой. Они обещали завтра приехать.

      — Класс! Покатаемся! — обрадовалась Алька и тут же продолжила таинственным шёпотом: — А у нас сегодня знаете, что было? Настоящая тайна!

      Как только Алька и Димка, перебивая от нетерпения друг друга закончили рассказ, в комнату вошёл Алькин отец.

      — Ух ты, как вас много!

      — Здрасьте, Олег Петрович!

      — Привет!

      — Па, ну как на выставке? — Алька с интересом глянула на отца.

      — Здорово! — ответил за него семилетний Юрка — Алькин младший брат. — А ещё робот сбежал! Вот!

      — Иди руки мой и не мешай отцу, — Алькина мать, заглянув в комнату, увела младшего Векшина, несмотря на его протесты.

      — Так вот, — Олег обвёл ребят весёлым взглядом, — сегодня там и правда была история из серии «хоть плачь, хоть смейся». Подробности, я думаю, вам после каникул расскажет Дима — история произошла с его коллегами на станции юных техников. Вкратце сюжет таков, — Алькин отец присел к столу, — у них ночью сбежал робот!

      — Как сбежал?! — Алька недоуменно посмотрела на отца.

      — Какой робот? — удивился Димка.

      — Да тот, которого вы сделали для ребят из киностудии «Синяя чайка». В общем, кто-то забыл его выключить, у робота замкнуло какую-то программу, и он, выбив стекло, пошёл гулять, куда глаза глядят. Кстати, бродит он где-то в этих местах. Правда ребята сказали, что аккумулятора ему хватит часов на десять — двенадцать, поэтому он наверняка застрял где-то в лесу. Завтра будут его искать…

      — А, по-моему, искать его совсем не нужно, — Вика насмешливо глянула на друзей.

      — Вот я балда! — Димка хлопнул себя по лбу. — Я же сам ему эти ноги с «двумя пятками» делал. И механизм, чтобы он прыгал через препятствия! И ещё мы на него карнавальный костюм гориллы надели — чёрный и лохматый!

      — И ты мне не сказал?! — Алька с изумлением глянула на друга.

      — Так откуда же я знал, что он сбрендит и гулять по лесу отправится! Я же здесь был — на выставку не поехал!

      — А что случилось, ребята? — заинтересовался Олег.

      — А то, папа, что у него и правда аккумулятор сел. И искать его не надо…

      — Он в сарае у Марь Петровны сидит! — закончил под общий смех Димка.

Конец