Любимая кондитерская детворы. Меценаты Сарапула

Наталья Запорожцева
            Саксонский немец Вильгельм Фридрих Вольф осуществил сладкую мечту всей сарапульской детворы, открыв  в 1886 г на Троицкой  кондитерский магазин. Глазированные марципаны, леденцы и медовые пряники, цукаты, пирожные безе, буше и эклеры, рулеты, аппетитные торты с белоснежным кремом из взбитых сливок, посыпанных шоколадом и украшенных фруктами — все эти разнообразные сладости привлекали множество покупателей, сводили с ума своими запахами. Кондитерская также делала торты и пирожные на заказ ко дню рождения и торжественным событиям. Этот магазин, сам  по себе похожий на торт, пользовался очень большой популярностью у сарапульцев. Сейчас в этом здании пекут совсем другие пироги.Здесь прокуратура города.

            В столичном Петербурге еще раньше был выстроен необычный Елисеевский магазин, похожий на торт. Возможно, купец Вольф не случайно использовал этот образ популярного столичного продуктового магазина,  щедро украсив свой дом в Сарапуле архитектурными деталями, напоминающими кремовое пирожное.
В Петербурге на Невском проспекте, 18 была знаменитая кондитерская «Вольф и Беранже». Покупателям было, на что обратить внимание: "Фрукты в сахаре, ромовые и ликерные конфеты, гитары из безе, пирожные, бюсты и портреты знаменитых людей, сделанные из сахара и шоколада". Немудрено, что петербуржцы валом валили
за такими чудесами. В разное время кафе посещали Пушкин, Лермонтов, Чернышевский, Шевченко, Достоевский. Эта кондитерская вошла в историю. Именно здесь Пушкин встретился со своим секундантом Данзасом, чтобы отправиться к месту дуэли.
Мы не нашли пока прямого подтверждения родственных связей  этих двух кондитеров Вольфов, но это весьма вероятно. 

      Фамилия Вольф была очень распространена. Множество талантливых и знатных людей носило ее — от баронов, потомков Сигизмунда-Адама, до революционеров-марксистов, скульпторов, оружейников и кондитеров.
Вильгельм Вольф родился в 1866 году в Германии, учился на кондитера в Петербурге. В Сарапуле молодой человек открыл кондитерский завод, кондитерские магазины и булочные. Он владел акциями пароходного общества «Иван Любимов и Ко», золотыми приисками.
     Торговля в кондитерской Вольфа шла бойко. Достаточно сказать, что все две тысячи жаворонков, испеченных в булочной  Вольфа 9 марта 1913 года в день "Сорока мучеников", были распроданы до полудня. Перейдя из немецкого в российское гражданство в 1898 году, Вольф стал именоваться Василием Федоровичем, стал купцом 2 гильдии, получил звание Почетного гражданина Сарапула, стал уважаемым человеком среди купеческой и чиновничьей братии. Он отзывается на все важные городские акции, связанные с голодом, эпидемиями, войной. Так, газета «Прикамская жизнь» пишет в июле 1909 г, что во время холерной эпидемии в доме В.Вольфа вел прием всех желающих врач Жаков, отец знаменитого киноартиста, Олега Жакова.

      Во время первой мировой войны Вольф состоит членом комитета Красного Креста, за свои добрые дела получает довольно редкую награду - знак Красного Креста для ношения на груди. Он отдает деньги на лазареты и госпитали для раненых русских    солдат и офицеров. Несмотря на это, во время Первой мировой войны  его, как и всех живущих в Сарапуле немцев, подозревают в измене. В  доме Вольфа и других немцев бьют стекла. Пресса к нему была беспощадна. В 1916 г №31 «Прикамская жизнь» писала о Вольфе:
 
      «Убийство» Вольфа - утка. Московские газеты сообщили об убийстве сарапульского военнообязанного В.Вольфа. Вильгельм Вольф стал владельцем кондитерского завода, имеет акции в пароходном обществе «Иван Любимов и Комп.» и имеет золотые прииски. До войны Вольф вообще был груб к рабочим, а с объявлением войны отношение к рабочим значительно улучшилось, затем, когда Вольф увидел, что в обществе ему ничего не угрожает, резко изменил отношение к рабочим, особенно с приходом с разных концов России военнопленных немцев, которые в полном смысле были на его иждивении. Он по вечерам тайно снабжал их всем, чем только было возможно. А русских называл  «свиньями» и грозился их выгнать, сбавил им жалованье перед праздником, зная, что не уйдут. Поздно вечером перед Рождеством уволил Павла Русских без всяких причин. Павел пошел и убил немца Отто В.   Суд оправдал Павла Русских. Газеты переврали все и сообщили, что убит В.Вольф».

        В 1919 году Вольфы вынужденно покинули свое гнездо, долго скитались, жили в Шадринске, затем осели в Свердловске. В большом городе затеряться всегда легче...Вольфы покинули Сарапул в 1919 году. А недавно гостями города были потомки Вильгельма Вольфа: его правнучка Оксана Леонидовна Тюфякова, служащая Пенсионного фонда, праправнучка Светлана, учитель начальных классов, прапраправнучка Полина. Эта семья живет в Екатеринбурге и представляет женскую ветвь рода Вольфов со стороны Михаила.               

  Очередные драматические события относятся ко времени сталинских репрессий. В 1938 году - через год после смерти главы клана Василия Вольфа - арестовали Михаила Васильевича. Михаил обвинялся в связях с германской разведкой, в том, что входил в состав контрреволюционной повстанческой организации. Тройка НКВД Свердловской области вынесла приговор: расстрелять, личное имущество конфисковать. Не стало М.В. Вольфа - талантливого скрипача екатеринбургской филамонии.Михаил Васильевич был полностью реабилитирован в 1957 году.
Рассказывает Оксана Леонидовна Тюфякова, внучка Михаила:
- Началу восстановления истории нашей семьи послужил случай. Я готовилась к ремонту квартиры и на антресолях нашла коробку. Раскрыла ее и ахнула: там старые фотографии, подлинные документы, в том числе диплом кондитера Вильгельма Вольфа, датированные 1800-ми годами. Документы из архива НКВД на Михаила Вольфа нам принесла сотрудник музея г. Екатеринбурга Ольга Геннадьевна Лукас . Очень-очень ей благодарны. Встречались мы в доме Аллы Сергеевны Вольф. Когда я ехала домой, мне было плохо: слезы текли сами по себе. Вот, пожалуй, с того времени я поняла всю трагедию: ни за что ни про что схвачен, упрятан в застенки и расстрелян безвинный человек, абсолютно далекий от политики. Бабушку мою Зинаиду Михайловну, она тоже родом из Сарапула, таскали в НКВД, правда, детей не тронули. Мы подозревали, что им нужна была еще квартира - семья жила в хорошем доме. И занял ее потом работник НКВД. А дальше уже совсем судьба плохая - война... Дядя Сережа (Сергей Михайлович Вольф) был тяжело ранен. Родственники вместе с моей мамой привезли его домой из Уфы на носилках - где на машине, где как. Он не мог ходить. Потом туберкулез открылся из-за осколка. Лекарств не было. Моя мама Галина Михайловна Филенкова в 15 лет пошла работать на инструментальный завод, где делали снаряды. Работала по 12-15 часов, стала стахановкой. Я привезла в музей газеты военного времени, там есть ее фотографии. Привезла ее награды - и военных лет, и послевоенных. Все пережила наша семья: изгнание, нищету, голод. Рассказывать об этом тяжело.

     Рассказывает Николай Решетников, старший научный сотрудник музея истории и культуры Среднего Прикамья:  «Летом 2002 года Г.М. Филенкова, приехавшая в Сарапул, показала мне такую фотографию дома Вольфа, которой у нас не было в подлиннике. На переднем плане - автомобиль Вольфов, а за рулем - Миша Вольф. На крылечке стоит вся семья. Очень оригинальная фотография. Вид дома своеобразный, четко видны все его детали. До этого дом Вольфа мы видели только на открытках в не очень хорошем изображении. Это здание уникально. Во время переписи 1897 года Вольфы здесь не числились, так как оно еще не было построено. Семья проживала на ул. Вятской, 1, в маленьком деревянном доме Крестьянской слободы(на Старцевой горе)

     Мы не рассказали еще об одном деревянном вольфовском доме по ул. Первомайской, входившем в комплекс вытянутой усадьбы и тоже достаточно интересный. Деревянные львы с кольцами в зубах в точности повторяют львов на кирпичном доме. Конечно, дома подобного рода выглядят сейчас не очень эффектно. Раньше их белили.Но дом приметен даже на улице, где подобных строений много».

                Наталья Запорожцева, краевед.