Путешествие в долину гейзеров часть 29

Нина Панченко
     Экскурсии каждое утро и после обеда. Так промелькнули 2 дня. Сегодня, сразу после завтрака отправились по верхней тропе в Долину гейзеров - так сказать, ознакомительная вылазка. На ночёвку вернёмся на Узон.
 
     И опять – смотрите! Да как не смотреть на такое диво! Вокруг, куда не повернись – манящие красоты горных рельефов, убелённых снежными шапками. Снег ещё держится в горах, но и июльское солнце не отступает. В нижних ярусах скалистых склонов, открылись, освободившись от снега, синеющие прожилины гранита. Значит, талая вода из-под снежников вовсю спешит ручьями в низовья распадков, пополняя бурлящие потоки горных рек.

    А вот гора Белая перед глазами, почти рядом. Отступая северо-восточнее от озера Дальнего, она единственная горная возвышенность на территории кальдеры Узона. Скорее всего, гора своего рода последыш, запоздало и неожиданно возникший в результате достаточно мощного проявления вулканизма в уже давно образовавшейся кальдере.

     Возможно, по воле своенравных тектонических процессов, поднявшиеся давление и температура, в магматическом очаге под кальдерой, достигнув критических пределов, способствовали тому, чтобы добрая часть магмы была изгнана (выжата) из глубин преисподней, излившись вязкой лавой сквозь разломы земной коры на свет Божий.
 
     Этого количества оказалось вполне достаточным для нагромождения несколько расползшейся невысокой конструкции, превратившейся, по мере застывания, в одиночную гору, ставшую примечательным объектом кальдеры.

     Гора Белая обрела светлые оттенки окраса, благодаря основным соединениям минералов, входящих в состав, образовавшейся горной породы: дациту, риолиту, пемзе, часто от природы окрашенных в цветовые гаммы светлых тонов и оттенков.
 
     Горы! Вулканы! Окружённые лесами и стланиками, добирающимися до высокогорных дол, их в Кроноцком заповеднике великое множество. Горнолесной ландшафт, доминируя, занимает 90% территорий. Равнины же расположены в близости к районам пойм рек, впадающих в Тихий океан, и вместе с островными дельтами и прочим природным землеустройством в них занимают оставшиеся 10% территории заповедника вдоль тихоокеанского побережья.

     Если присмотреться, с высоты тропы, на которую мы ступили сегодня, не трудно заметить, что западная и северная части скалистого гребня кальдеры заметно выше остального бортового окружения, а вершина Пика Бараньего самая высокая в нём. С внутренней стороны кальдеры все склоны гребня-борта круты и кажутся неприступными. Прежде всего с западной и северной сторон.
 
     Зато внешние склоны кольцевого гребня весьма пологи, подчёркивая своей обыденностью существования такое редкостное явления, как глубокий провал кальдеры, возникшей 40 000 лет назад после взрыва вулкана Узон.
 
     Когда-то в далёком прошлом нашей планеты в периоды повышенной деятельности вулканизма оказалось возможным преобразить окружающий мир природы, дополнив его рельефы результатами излияния текучих базальтовых лав. Сегодня их присутствие мы наблюдаем во многих местах планеты в виде горных, лавовых плато.

     Да-да, мы, туристы, сами дважды отмеряли по горному плато свои километры.  Благодаря ветрам, дождям, солнечным лучам, весенним разливам вод, вулканическому пеплу и другим, из века в век непрекращающимся природным воздействиям, горные равнины плато покрыты плодородными почвами, растительностью, озёрами, тундрами и даже болотами и, конечно, изрезаны каньонами горных рек. В чём убедили меня ландшафты горного плато, по которым совсем недавно шагала наша группа.
 
     - Обратите внимание, - наш гид, милая женщина вулканолог, интересный рассказчик, повела правой рукой на север, - там за гребнем кальдеры Узона простирается лавовое плато. А за юго-восточной частью гребня, - она повела левой рукой, - тоже протянулось большое лавовое плато. – Ну вот, на этом, пожалуй, на сегодня остановимся.
     - Спасибо! – поблагодарил, назвав её по имени, Виктор Михайлович до этого момента чему-то улыбавшийся, - нам это плато знакомо.
   
     Гид оставила нас, отправившись назад в кальдеру. У неё свои дела, а мы, расставшись с ней приятельски и ненадолго, продолжали любознательно задавать вопросы, теперь Михалычу, знавшему как свои пять пальцев всё, что видится вокруг.

     Он вернул нас к вулканам.  Указав на Пик Бараний, за которым недалеко поднимался вулкан Тауншиц (2052 метра), подчеркнул, что это действующий вулкан. Чуть левее, северо-западнее, виднеется Унана (2020 м.). На северо-востоке впечатляюще возвышается, горделиво красуясь правильностью своего конуса, самый высокий действующий стратовулкан Кроноцкого заповедника – Кроноцкая сопка, высотой 3528 метров.
 
     Ближе к кальдере Узона, считая от Кроноцкой сопки, расположен действующий вулкан Крашенинникова.  На востоке, чуть севернее, без особого дружелюбия, поглядывает на нас, намеревающихся идти в его владения, действующий вулкан Кихпиныч. И только на юго-востоке как-то особенно приветливо, почему-то так кажется мне, улыбается действующий стратовулкан Большой Семячик.

     25 вулканов находятся, прочно обосновавшись, на территории Кроноцкого заповедника. 9 из них относятся к действующим. Сейчас, поднявшись из кальдеры на верхнюю тропу, ведущую в Долину гейзеров, визуально наблюдаем 5. До Долины нам предстоит пройти путь длиной 15 км. Всего на Камчатке около 300 вулканов, из них 29 действующих. Не зря говорят: «Камчатка – страна вулканов!»

      Очень даже интересно! Кратко перескажу ещё важное на мой взгляд, услышанное от гидов. Оказывается, некоторые из перечисленных вулканов (Тауншиц, Крашенинникова, Кихпиныч, о Большом Семячике говорили раньше), пережив суровые времена далёких эпох глобальных вулканических потрясений, исторически давно имеют собственные кальдеры с состоявшимися геологическими изменениями внутри образовавшихся провалов.
 
     На сохранившихся остатках старых построек некоторых вулканов, обладателей кальдер, сформировались невысокие молодые конусы, попыхивающие пока только фумаролами. «Да, здесь не забалуешь, знать бы что у них на уме!» -  неравнодушная реакция одного из наших шутников.
 
     Кальдеры! Существует незыблемое мнение, сложившееся в среде учёных, исследователей, путешественников, повидавших многое на своём веку – среди вулканических кальдер Камчатского полуострова, а их 24, кальдера Узона остаётся непревзойдённой и не сравнимой с другими необычайностью её особенной красоты и уникальностью сочетаний живой природы с неугасающими проявлениями активного вулканизма в ней.
 
     Стояло солнце! Вулканы сверкали белизной снега на долах, сверкали не тающими ледниками, сложившимися за многие сотни лет в глубоких барранкосах, разделённых друг от друга бортами хребтов, тяжело сбегающих радиальными лучами вниз от конусов до подошв вулканических массивов.

        Продолжение следует.
 
На интернет фото: Белая гора, далеко за гребнем кальдеры, на юго-востоке виднеется вулкан Большой Семячик.

Всесоюзный туристический маршрут № 264 – «Долина гейзеров». Июль 1973 года, Кроноцкий заповедник.