Заводчики и театралы Пешехоновы. Меценаты Сарапула

Наталья Запорожцева
      
     Сарапульские кожевники и обувщики приобрели известность по всей России, поставляя в начале XX в. до 2 млн. пар обуви в год и занимая 2-е место в стране по её выпуску Знаменитыми купцами-кожевниками и обувщиками были Барабанщиков, Пешехонов, Смагин, Зылев, Михеев. Благосостояние местного населения находилось в прямой зависимости от кожевенной и чеботарной промышленности. Самые первые сарапульские кожевенные заводы были открыты в 1823-40 гг. В 1868 году в Сарапуле насчитывалось 30 кожевенных заводов.  За год  на них обрабатывалось до 100 тыс крупных и 120 тыс мелких кож.
               

       Постепенно производство развивалось, мастера стали выделывать «красную» юфть", славились сапоги «сарапульские козловые».  Обувь сбывалась на сельских базарах и на ярмарках в больших городах  — Ирбитской, Нижегородской.По сведениям писателя-краеведа Н.Н. Блинова, в шестидесятых годах   XIX века сшитой обуви не хватало, «в ожидании, пока поспеет товар, покупатели жили в городе по неделе».  Для улучшения качества обуви сарапульские промышленники старались внедрять новые технологии. В 1904 году в Сарапуле была открыта «Механическая фабрика работы сапог и ботинок».

        Династия Пешехоновых, занявшая в купеческом Сарапуле достойное место, отличалась образованностью и любовью к искусству, и  начала свою деятельность  в Сарапуле с 1820 года. Три брата стали купцами 2 гильдии. Купец 1 гильдии,  Гаврила Данилович в 1872 году был избран на трехлетие городским головой  Сарапула. Два срока, в 1898-1901 г и с 1902 по 1905 г городским головой был его сын, Федор Гаврилович Пешехонов. Он начинал строительство женской гимназии, а закончил его П.А.Башенин. Когда в 1891 году встал вопрос о строительстве водопровода в Сарапуле, Пешехонов внес в Управу свое жалование с условием вернуть деньги, что если в течение трех лет не приступят к строительству водопровода. Была избрана комиссия, которая так ничего и не сделала, деньги вернули наследникам. Женой Гаврилы Даниловича была Зоя Николаевна, которая, овдовев, жила в доме сына Федора. Пешехонов Степан Гаврилович, сарапульский купец, в 1879 году в поисках удачи уехал из Сарапула в Казань, был перечислен в купечество 2 гильдии.               
       В Сарапуле были известны в 1895 г Илья Иванович Пешехонов и его сын Константин Ильич — купец с 1907 г. Торговлей кожаной обуви в конце XIX века занималась купеческая жена Афонасия Ивановна Пешехонова, урожденная  сарапульская. В делах ей помогал 23-летний сын.

      Федор Гаврилович Пешехонов, родившийся в Сарапуле в 1840 г, учился в уездном училище. Стал купцом 2 гильдии и приумножил семейный капитал, стал крупнейшим владельцем кожевенного завода и торгового дома с отделением в других городах. У фирмы был торговый знак с изображением 6 золотых и серебряных медалей, полученных на выставках. Торговля процветала, особенно в годы 1 мировой войны, когда поступали крупные заказы от военного ведомства на сапоги для солдат. Стоили сапоги от 10 до 14 рублей. Рабочим платили по 20 рублей в месяц. Тяжел был труд наемных рабочих при производстве кож. В  зольном отделении, наполненном едким запахом аммиака, рабочие, облитые раствором извести, трудились по 12-14 часов, вытаскивая из огромных чанов сырые зольные кожи, обивали с них шерсть. В Сарапуле появились швальни — сапожные мастерские, находившиеся обычно вне кожевенных заводов. Такие швальни у Ф.Г. Пешехонова были во дворе его дома, где сейчас типография. Учащихся выпускного класса Сарапульского реального училища водили на кожзавод Ф.Г.Пешехонова для знакомства с организацией производства. В Сарапуле в 1909 году кожевенно-сапожные предприятия фирмы Пешехоновых были самыми крупными. Гаврила Данилович нанимал 20 рабочих, у И. Д. Пешехонова был 31 рабочий.

     Кожевенный завод и механическая фабрика обуви  Фамилия Пешехоновых звучала постоянно в рекламных объявлениях газет в начале XX в:  «Пешехонова Наследники. Шорные товары. Город Сарапул Вятской губернии, собственный дом». «В посудно-ламповом галантерейном магазине Н.И.Пешехонова получены коньки, кожаная обувь, стенные карманные, столовые часы».

               
   Купеческим делом занималась и образованная жена Федора Гавриловича, Мария Васильевна, дочь купца, выпускница женской гимназии. Она образовала фирму «Пешехонова Ф.Г. Н-ца М.В.Пешехонова. Кожевенный завод и механическая фабрика обуви» (в советское время здесь был завод «Электробытприбор», выпускавший стиральные машины «Кама»)  с 500 рабочими и объемом производства в 500-600 тысяч рублей. Производили в год 300 тысяч пар крупных и мелких сапог и 200 пар женской обуви. Здание механической фабрики, 1860 г постройки — памятник промышленной архитектуры.

     Дети, Леонид Федорович и Виктор Федорович, были директорами-распорядителями, А.Ф.Пешехонов — управляющим. В составе правления — вдова М. В. Пешехонова,  сыновья Л.Ф. и В.Ф. Пешехоновы, купцы И.П.Корешов и С.И.Бодалев. Леонид Федорович Пешехонов прошел полный курс обучения в Императорском Московском техническом училище и получил звание инженера-технолога. Ставшая владелицей механической фабрики обуви после смерти мужа, Мария Васильевна Пешехонова вместе с другими купцами подписала заем 10 тыс руб на водопровод и электричество.
 
       С 1900 г именно на заводе Пешехонова начались первые забастовки рабочих. 1 декабря 1909 г. на Вятской улице около конторы М.В.Пешехоновой можно было наблюдать толпу рабочих; все волновались, жестикулировали. На требования рабочих администрация отвечала: «Запрем сейчас мастерские и кончено». «Считаю нужным сообщить вам, — писал В.Пешехонов в газету «Прикамская жизнь», —что причина забастовки не увеличение рабочего дня, ни уменьшение платы, а нежелание работать. С 16 декабря месячная плата, существующая в настоящее время на большинстве работ, будет заменена сдельной платой, расценка которой и были выставлены. Правда, некоторые протесты вызывала и сама расценка, но причиной забастовок она быть не могла, т.к. изменение со старой ничтожно и,  только в тех случаях, где работа не ответственная и не требует специальной подготовки. С почтением В.Пешехонов».

       При инспекции заводов городским санитарным врачом Н. Н.Блиновым установлено особенно плохое санитарное состояние на заводе М.В.Пешехоновой: «ямы переполнены и нечистоты просачиваются из-под досок наружу, окна, выходящие в мастерскую, сломаны и зловоние распространяется в нос, по лестнице же в мастерскую мимо этого места нельзя пройти, не зажавши носа. Вонючий подзол с этого завода спускали в прилегающее на берегу озеро».

      Братья Пешехоновы активно участвовали  в работе городской думы. Гласный Л.Ф.Пешехонов внес предложение о наименовании двух из улиц Сарапула «Гоголевскою» и «Полтавскою». Дума постановила наименовать Воскресенскую «улицею Гоголя» в  память великого писателя. Соседнюю улицу Спасскую (ныне Е.Колчина)   решено наименовать Петровскою в честь и память Императора Петра Великого, одержавшего Полтавскую победу, юбилей которой праздновался в то время.

    12 мая 1909 г на заседании городской думы о  ходатайстве железной  дороги Казань-Сарапул-Екатеринбург Л.Ф.Пешехонов прочел доклад: «Занятые исключительно постановкой водопровода и заботами дня, боюсь, что мы упускаем самый удачный момент для возбуждения ходатайства вместе с другими городами  о проведении в Вятской губернии железной дороги, обслуживающей г.Сарапул. Весьма возможно, что из Казани линия направится на Чистополь, и Сарапульский уезд надолго останется без нерва, могущего дать вторую жизнь его существованию, и он потеряет то, что имеет теперь – главенствующее местное производство, т.е. то, что сделало и делает физиономию Сарапула». Дума избрала Пешехонова в состав комиссии по строительству железной дороги, и он немало способствовал тому, что железнодорожная дорога в Сибирь прошла через Сарапул.

   Пешехонов был избранным старостой в Троицкой церкви.               
Многочисленные семьи  династии Пешехоновых  жили на центральных улицах. У братьев Пешехоновых имелись собственные красивые дома. Федор Гаврилович купил  в 1891 г. дом на Вятской (Раскольникова) и по проекту архитектора А.Б.Турчевича перестроил его. В хорошо сохранившемся здании сейчас располагается редакция газеты «Красное Прикамье» и типография. Дом является объектом культурного наследия, архитектурным памятником позднего классицизма.   

   Сын Пешехоновых Владимир получил домашнее воспитание и образование от  немки-гувернантки Ольги Петровны Вергиной, выписанной из Лифляндской губернии. Пешехоновы – купцы далеко не первого поколения — держали штат прислуги: горничную, кухарку, двух мальчиков-посыльных, дворника, сторожа, кучера. В доме жила пожилая швея Артемьевна, которая обучила секретам швейного дела 5-6 девочек, и они стали настоящими белошвейками. Когда они выходили замуж, то хозяйка выделяла им приданое (постельное, столовое белье, одежду и деньги молодым).Хозяева брали сирот из Вдовьего дома для домашних работ. Шестилетний мальчик  служил истопником и получал 3 рубля в месяц. Таким образом, в доме жило 12 человек (четверо членов семьи, 8 — прислуги). Богатая семья Пешехоновых жила здесь до 1917 года, пока не началась ликвидация купеческого сословия.
   
    Братья, Владимир Федорович и Леонид Федорович были истинными меценатами искусства, любителями театра, тратили на постановки самодеятельных пьес купеческий капитал, доставляя радость сарапульской публике. Купеческие дети — Пешехоновы одними из первых стали принимать участие в театральных  постановках в качестве режиссеров, артистов. Тем самым они дали пример для подражания интеллигенции города Сарапула и на должную высоту подняли театральное искусство в купеческом городе.

     В марте 1910 газета «Прикамская жизнь» сообщала, что в Кружке (прообразе первого сарапульского театра) прошли выборы старост, выбраны 14 чел  —  8 режиссеров для постановки спектаклей и 6 – для других дел: Е.П.Барабанщиков, А.Ф.Францев, Н.В.Соловьев, С.П.Егоров, В.Ф.Пешехонов, Л.Ф.Пешехонов, А.И.Зылев, Б.В.Усольцев, Г.И.Соколов, Л.П.Михеев, М.П.Смагин и М.И.Дрягин, А.А.Миловская. Председателем был выбран Владимир Федорович Пешехонов. Газета писала: «На Кружке поставлена трудная пьеса Ибсена «Привидения». Устроитель спектакля Пешехонов немало потрудился. Художника Освальда играл недурно В.Ф.Пешехонов. Сцена его сумасшествия заставила плакать публику. К Пасхе В.Ф. Пешехонов ставил «Белую ворону» Чирикова». Из-за раздоров в Кружке Л.Ф.Пешехонов и жена смотрителя Анна Миловская вскоре отказались быть старостами.

     Пешехоновы постоянно перечисляли средства  на проведение новогодних елок, в Кружок,  в Сарапульское благотворительное общество, где капиталы, например, за 1900 г составляли 218876 рублей 67 коп, расход — 9812 руб, годовой  бюджет — 3500 руб. Выдавались пособия: годовое – 744 руб, ежемесячное – 750 руб, единовременное – 660 руб.

     Для подготовки торговых кадров думой было решено на пожертвования купцов открыть в Сарапуле в 1917 году торговую школу им. М.В.Ломоносова. «Ф.Г.Ижболдин и И.И.Пешехонов пожертвовали торговой школе американский фильтр для питьевой воды, стоимостью 50 рублей», — писал  в газете  «Кама» председатель попечительского совета В.Михель. Но из-за революции школа не была открыта.
    
    О богатстве семьи Пешехоновых слагали легенды. Рассказывают, что когда в город входили белогвардейцы,  Пешехонов играл в карты с офицерами, на игральном столе были груды золота. Но оно уже не приносило владельцам, ни радости, ни уверенности в завтрашнем дне. Два брата после революции решили отступить с войсками в Сибирь и добраться до Китая. Но трагический конец их был предрешен. Один из братьев долго скитался в нищете по Сибири, а другой умер по дороге.