Коллекционер сценарий короткого метра

Андрей Турапин 3
Философская драма

Оригинальная идея - Сергей Афонин


1. НАТ. ГОРОД - ДЕНЬ

Вид на город с высоты птичьего полёта. Внизу расстилаются улицы, парки, промышленная зона, живописные пригороды.


2. ИНТ. КВАРТИРА СЕРГЕЯ. ГОСТИНАЯ - УТРО

СЕРГЕЙ (35) стоит перед распахнутым окном и словно бы поглощает несущиеся с улицы звуки. Его глаза полуприкрыты, лицо одухотворено. Он старается расслышать каждый звук Города, ощутить дыхание улицы…

Он слышит нажатие кнопок телефона, опускает взгляд вниз…

Там, под его балконом стоит парень, поспешно набирает номер на мобильнике…

ПАРЕНЬ
(поднося телефон к уху)
Алло… Привет, милая, я скоро буду…

ДЕВУШКА
(в телефоне, далеко)
Я жду… Приезжай поскорее, Миша…

ПАРЕНЬ
Уже лечу!

Поспешно засовывает телефон в карман и бросается прочь со двора. Сергей тонко улыбается, снова прикрывает глаза. Ему слышатся какие-то ритмические удары. Ту-тук, ту-тук… Он прислушивается. Ритм словно сбивается, потом становится неровным и почти не слышным.

Сергей меняется в лице, слегка морщит лоб, словно что-то пытаясь вспомнить или понять… Потом глаза его расширяются. Он бросается в прихожую, хватает трубку старого, ещё с круглым номеронабирателем, аппарата.

СЕРГЕЙ
(в трубку)
Алло, это «скорая»? Тут человеку плохо с сердцем! Приезжайте срочно! Адрес? Да-да, записывайте, улица…


3. ИНТ. ДОМ СЕРГЕЯ. ПАРАДНОЕ - УТРО

Сергей выскакивает из квартиры и бросается вверх по лестнице, останавливается у обшарпанной двери, некоторое время стоит в замешательстве, потом резко стучит.

За дверью слышатся шаркающие шаги, взволнованный старческий голос.



ЕЛИЗАВЕТА МАТВЕЕВНА
(из-за двери)
Кто там?

СЕРГЕЙ
Это я, Серёжа, ваш сосед снизу. Елизавета Матвеевна, с Юрием Петровичем всё в порядке?

ЕЛИЗАВЕТА МАТВЕЕВНА
(открывая дверь)
Да что вы, Серёжа, какое там! Плохо Юрочке, а я вот в «скорую» дозвониться всё пытаюсь, занято и занято у них чего-то…

СЕРГЕЙ
Не беспокойтесь. Я вызвал скорую! Хорошо, что дома оказался…

ЕЛИЗАВЕТА МАТВЕЕВНА
Господи, Серёжа, да как же так… Вы уже в который раз нас спасаете! Чем я могу…

СЕРГЕЙ
Да ладно, тётя Лиза, вы дверь-то не закрывайте, неотложка скоро будет, пора мне…

Он бросается вниз по лестнице, Елизавета Матвеевна смотрит ему вслед из-за полуоткрытой двери.


4. ИНТ. КВАРТИРА СЕРГЕЯ. ГОСТИНАЯ - УТРО

Сергей возвращается в свою квартиру, легко проходит в гостиную, на секунду задерживается возле рояля, легко пробегает по клавишам, извлекая «Полонез» Огинского…

Чутко замирает… Ещё раз трогает клавиши… Усмехается, отходит к шкафу, достаёт из него настроечный ключ и, подняв крышку рояля, чуть подкручивает нужные колки…

Опять трогает клавиши… Лицо его освещает блаженная улыбка. Он садится за инструмент и начинает играть…

ЗТМ (затемнение)


5. ИНТ. ПРИГОРОДНАЯ ЭЛЕКТРИЧКА - ДЕНЬ

Из ЗТМ (из затемнения)

Сергей едет в электричке, смотрит на проносящиеся мимо пригородные пейзажи.


СЕРГЕЙ
(за кадром)
Так уж случилось, что я родился с абсолютным слухом. Мир для меня не ограничен рамками визуальных образов, иногда мне кажется, что я спокойно мог бы прожить с завязанными глазами, при этом общая картина мироздания для меня ничего бы не потеряла в полноте и насыщенности. Мне достаточно Вселенной звуков, окружающей меня. Вы только прислушайтесь в дыханию Планеты? Что вы слышите? А я слышу ВСЁ!


6. НАТ. ПРИГОРОД. ОПУШКА ЛЕСА - ДЕНЬ

Сергей с цифровым рекордером и профессиональным микрофоном пишет песенку какой-то пичуги, потом, внимательно прислушавшись, снимает с микрофона амбешур и записывает шелест ветра в кронах деревьев. Останавливает запись, надевает наушники прослушивает её… Улыбается довольно.


7. ИНТ. ПРИГОРОДНАЯ ЭЛЕКТРИЧКА - ВЕЧЕР

Сергей возвращается домой, дремлет у окна.

СЕРГЕЙ
(за кадром)
Большую часть своей жизни я провожу в движении, в погоне за идеальным звучанием. Например, услышав игру музыканта, я могу влёт не просто переложить на ноты его мелодию, но и создать из неё настоящий шедевр, исправив ошибки и наложив свою аранжировку.


8. ИНТ. ВОКЗАЛ. ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД - ВЕЧЕР

Сергей идёт переходом, видит уличных музыкантов - СТЕПАНА (27) и КСЕНИЮ (25). Степан играет на гитаре, Ксения - на флейте. Сергей останавливается. Прислушивается. Потом достаёт из рюкзака нотный блокнот, начинает записывать партитуру. Пишет быстро, нервно… На секунду замерев, решительно вырывает листок из блокнота и протягивает Ксении. Она удивлённо просматривает ноты, поднимает на него расширенные глаза…

КСЕНИЯ
Но это же…

СЕРГЕЙ
Что?

КСЕНИЯ
Это же чудо…

СЕРГЕЙ
Чудес не бывает. Сыграйте. Понравится - перезвоните мне. Ещё поработаем над темой, там есть к чему стремиться…

Он протягивает Ксении визитку, та берёт, Сергей кивает, бросает в раскрытый футляр от флейты, лежащий на полу, купюру и, подхватив рюкзак, идёт к выходу из перехода. Степан и Ксения переглядываются.

КСЕНИЯ
(вслед)
Спасибо вам, странник!

Не оглядываясь, Сергей машет рукой, мол, пока-пока…


9. ИНТ. СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ - ВЕЧЕР

Сергей сидит за синтезатором, снова и снова наигрывает мелодию Ксении…

СЕРГЕЙ
(за кадром)
Но собственную музыку я так и не смог написать. То есть, как-то во сне мне пришла в голову мелодия, та самая, идеальная… Скользнула вуалью по краю сознания и канула в небытие… В погоне за ней я исколесил весь мир, писал музыкантов, звуки природы, городов, океана… Но всё это было лишь бледной тенью моих грёз.

Сергей встаёт из-за инструмента, выходит из студии в комнату отдыха, подходит к окну. За ним - Город.

Окна плачут дождём. За окном, на улице, молодая парочка спешит укрыться от его струй под козырьком остановки.

Прикрываясь портфелем, куда-то спешит по лужам мужчина: то ли профессор, то ли чиновник.

Обмахиваясь дворниками на стёклах, как веерами, проползает промокший трамвай.

Сергей опускается на мягкий диван, смежает веки. И тут же его окружают звуки только что увиденного: плеск дождя в водостоках, шаги по лужам, звонок трамвая, шелест колёс по рельсам…



СЕРГЕЙ
(за кадром)
Звуки постепенно начинают сводить с ума. Их миллиарды. Но это всё не то!

Сергей открывает глаза, берёт со столика нотную тетрадь, начинает спешно писать…

Скрип тормозов за окном, пищание мобильника… Мужской голос: «Алло, я вас слушаю…»

Сергей зажимает уши ладонями, бросает в урну, итак уже переполненную такими же листками, последнюю запись…

ЗТМ


10. ИНТ. ЗАГОРОДНАЯ ДАЧА - НОЧЬ

Из ЗТМ

Освещённая только светом торшера комната на даче, также заваленная исписанными нотными листками. Сергей лежит на диване. Уставившись в потолок.

СЕРГЕЙ
(за кадром)
Новые знакомые быстро от меня устают, я плачу им той же монетой… «Ты - перфекционист!» - вещают они. «Последний из могикан! Мастодонт! Смотри, вымрешь, как мамонты…» А что остаётся мне, если я действительно стремлюсь к идеалу? Пусть только в одной, близкой лишь мне теме. Но это - моя жизнь и мои правила. И одиночество - мой осознанный выбор.

Поднимается. Выходит на крыльцо, зябко ёжась. Смотрит, как мотылёк кружится возле лампочки. Ловит его, накрывает банкой на столе, смотрит, как тот бьётся под стеклом.

СЕРГЕЙ
(за кадром)
Тысячи исписанных нотных страниц. Тысячи записанных и выверенных мелодий. И когда кажется, что звук - вот он, уже в ладони, он ускользает с непостижимостью бытия… Как это мотылёк…

Сергей поднимает банку, мотылёк взвивается вверх и исчезает в ночной темноте.



СЕРГЕЙ
(за кадром)
Но если цель недостижима, то есть ли тогда вообще смысл в жизни?

Он смотрит в ночь…

ЗТМ


11. ИНТ. ПРИГОРОДНАЯ ЭЛЕКТРИЧКА - УТРО

Из ЗТМ

Сергей смотрит в окно электрички.

СЕРГЕЙ
(за кадром)
По сути, кроме моих нот и коллекции звуков у меня ничего нет. Гол, как сокол. Один, как перст. Никчёмный, никому не нужный персонаж. И стоит ли с этим жить?

В этот момент в его мозг вонзается режущая мелодия клубной темы. Сергей вздрагивает: сосед-очкарик, полуприкрыв глаза, качается в такт мелодии, звучащей в наушниках.

Молотком по голове бьёт колёсный перестук…

Оглушительно хлопает тамбурная дверь. Кто-то оглушительно (по крайней мере, для Сергея) орёт: «Васька, тащись сюда, здесь места есть!»

Сергей затравленно озирается…

Тявкает собачка на коленях одной из пассажирок…

Гулко хлопает закрываемое кем-то окно…

Ноющим стоном звучит гудок электрички…

Сергей вскакивает, подхватывает свой рюкзак…

Распахиваются двери, и дородная проводница вваливается в вагон с кипой журналов.

ПРОВОДНИЦА
(надсадно орёт)
Граждане пассажиры, кому журнальчики, кроссворды, минералочка с газом и без газа… Печенье…

С визгом и рокотом проносится встречная электричка, заглушая слова проводницы.

Сергей проталкивается через толпу к выходу из вагона.
ЗТМ


12. НАТ. ДВОР ДОМА СЕРГЕЯ - УТРО

Сергей устало проходит по двору, тяжело опускается на скамейку у дома.

С шелестом падает на дорожки листва.

Размеренно капает на крыши унылый осенний дождь.

Где-то хлопает подъездная дверь. Заводится машина.

Дворник скрежещет метлой по асфальту дорожки…

Сергей закрывает глаза, сжимает ладонями виски.

Потом поднимается и устало идёт к подъезду, открывает дверь и входит.


13. ИНТ. ДОМ СЕРГЕЯ. ПАРАДНОЕ - УТРО

Сергей медленно поднимается по лестнице, пролёт за пролётом.

Собственные шаги гулом отдаются в мозгу, словно молот бьёт по наковальне.

Он поднимается на свой этаж и останавливается перед собственной квартирой.

Некоторое время просто стоит, шаря по карманам в поисках ключа, наконец ключ находится, долго не может попасть в скважину…

Но и с этим Сергей справляется, пара оборотов (всё с тем же неимоверным скрипом!) - и дверь отворяется.

Сергей стоит перед ней, не в силах войти в квартиру.

Он видит её пустоту, холод… Отворачивается и продолжает подниматься.

На одном из пролётов останавливается, смотрит вниз, во двор… Там какая-то дама выгуливает собачку, останавливается перед дворником, что-то ему высказывает, тот отвечает…

Сергей трёт глаза и продолжает подъём…

СЕРГЕЙ
(за кадром)
А может, действительно, покончить со всем, разом…

Он останавливается перед чердачной дверью, осматривает накинутый замок, с удивлением обнаруживает, что тот просто весит не запертым…
СЕРГЕЙ
(за кадром)
Судьба?

Усмехается. Распахивает дверь и оказывается на мокрой крыше.

Дождь капает на лицо, стекает слезами по щекам, по шее за шиворот.

Бросив рюкзак, Сергей подходит к краю крыши, осторожно выглядывает вниз… Высоко…

Сует руки в карманы, зябко поводит плечами…

В кармане находит смятый листок с нотами, расправляет его… Смотрит, прищурившись от дождя, но порыв ветра вырывает листок из рук, тот, кружась, падает в колодец двора.

Сергей провожает его взглядом, потом, зажмурившись, делает шаг…

КСЕНИЯ
(из-за спины)
Не-е-ет!

От неожиданности Сергей отшатывается, потеряв равновесие, балансирует на краю… Ксения бросается к нему, обхватив за плечи, отталкивает назад, оба падают на крышу… Некоторое время лежат неподвижно…

СЕРГЕЙ
(хрипло)
Как ты… Вы здесь?

КСЕНИЯ
(кашляя)
Вот, сами оставляли…

Она копошится в карманах куртки, это очень сложно, когда ты лежишь… Достаёт визитку и протягивает Сергею…

КСЕНИЯ
Увидала уже на подходе, еле успела… Уф…

Сергей берёт визитку, смотрит, начинает тихо смеяться… Ксения садится, смотрит на него недоумённо.

СЕРГЕЙ
(сквозь смех)
Не обижайся… Просто скажи что-нибудь…

КСЕНИЯ
(недоумённо)
Да что тут уж скажешь-то!


СЕРГЕЙ
Ещё!

КСЕНИЯ
(настороженно)
Ты - ненормальный?

СЕРГЕЙ
(кричит)
Ещё!!!

КСЕНИЯ
Вставай, простудишься…

Она поднимается, хватает Сергея за шиворот, помогает подняться… Тот встаёт, хватает за плечи.

СЕРГЕЙ
Есть! Ты понимаешь? Есть!

КСЕНИЯ
Что - есть?

СЕРГЕЙ
Ты есть. Ты и твой голос! Я нашёл её!

КСЕНИЯ
Её в смысле - меня?

СЕРГЕЙ
Тебя, её, какая теперь разница! Я нашёл свою мечту! Самый лучший звук на свете, самая идеальная мелодия - голос любимого человека! теперь я это знаю!

Он подхватывает Ксению на руки и начинает кружится с ней под струями осеннего дождя. Ксения весело смеётся…


14. НАТ. ГОРОДСКОЙ ПАРК. СКАМЕЙКА - НОЧЬ

Сергей и Ксения сидят на скамейке, держась за руки. Они ни о чём не говорят, просто смотрят на глубокое осеннее небо. Слышна каждая капля, падающая с веток, шелест деревьев вокруг…

Прочёркивает небо след падающей звезды.

Ксения кладёт голову на плечо Сергею.

На небе прорисовываются созвездия, словно бы сошедшие с атласа Гевелия… Проносятся кометы…

Звёзды складываются в финальные титры.

ТИТР:
КОНЕЦ ФИЛЬМА