Бесплатное электричество

Алексей Раздорский
     Как только достиг пенсионного возраста и переселился в загородный дачный дом, сразу же почувствовал, насколько значительны в моём семейном бюджете расходы на оплату электричества. Всякие водонагреватели, насосы, уличное освещение, электроинструменты и масса мелких, но часто используемых в быту электроприборов накручивали на счётчике многозначные цифры в киловаттах, которые при пересчёте на рубли по повышенным местным ставкам вызывали у меня ощущение, что я живу не в маленьком  домике, а в роскошном коттедже солидного бизнесмена. 
    Конечно, у тех, кто не провёл в дом газ и согревается электрическим котлом платёжная квитанция выглядит ещё внушительнее.  Но газ теперь дорожает каждый год на 10 -15 процентов, поэтому я считал, что разница в расходах неизбежно нивелируется этими повышениями и относился к серьёзным тратам спокойно.
    Но однажды в декабрьский мороз мне пришлось уехать в город на несколько дней. Когда снова вернулся в свой загородный дом, испытал настоящий шок.  Открыл дверь –  внутри такой же холод, как и снаружи. В доме полная тишина – не слышно ни шипящего звука котла обогрева, ни равномерного гула компрессора в аквариуме. Полностью отключился свет и умолк газовый котёл с электронным управлением. Трубы отопления полопались – из разорванных мест торчали льдинки, краны не вращались, как будто склеились, красивые рыбки в аквариуме плавали на поверхности кверху брюхом, а лестница на второй этаж покрылась тонким слоем льда.
      Это катастрофа, подумал я, и начал бороться с «бедствием». Поменял трубы, включил интенсивный обогрев. Через пару дней всё восстановил, но ущерб оказался значительным.
     А всё дело в том, что в соседнем доме компания весёлых мужчин и женщин готовилась к встрече Нового года. Громко крутили музыку, пили, танцевали и шумели далеко за полночь. Это не понравилось другому соседу, и он после нескольких предупреждений схватил топор и рубанул им по общему электрическому кабелю, проходившему через его территорию. Редкий случай, но в нашем обществе рядом с нами, к сожалению, живут и неадекватные люди, о странностях которых мы узнаём совершенно неожиданно, только после того, когда они успеют сотворить какую-нибудь пакость.  Помню нашумевший случай – старый идиот из окна своей квартиры выстрелом из ружья убил молодую девушку, громко рекламировавшую какой-то товар на улице рядом с его многоэтажкой.  Или другой эпизод безумной жестокости  –  пьяная компания послала парня на «несколько букв», а он съездил домой за охотничьим карабином, вернулся и расстрелял шестерых  обидчиков.  А сколько примеров, когда рубят топором соседа за место на стоянке. Недавно, между прочим, прошёл суд над одним из таких извергов.
    Но такое было и будет,  просто мы всегда думаем, что сами не станем жертвами чужого идиотизма.
    Ну да ладно. В итоге, я всё исправил, но с тех пор стал думать о запасном электричестве. Предпочтение отдавал «дармовому» и экологически чистому.
    На Солнце особо не рассчитывал – всё изучил про солнечные панели и понял, что дело затратное, малоэффективное и требует постоянного ухода за панелями и оборудованием. Чтобы более или менее обеспечить жизнь в загородном доме энергией от фотоэлементов, необходимо всю крышу накрыть дорогими солнечными панелями, приобрести два десятка гелевых аккумуляторов, которыми оснащаются автомобили класса «люкс», и профессиональную аппаратуру преобразования постоянного тока в переменный. Сразу скажу – дешёвые инверторы только сожгут ваши компьютеры, телевизоры и другие дорогие электроприборы. Можно использовать в системе только те, что дают на выходе чистое стабилизированное напряжение, по-научному – «полную синусоиду».  А ещё солнечные панели надо очищать от снега и льда, от скоплений листьев и падающих веток. Попробуйте очистить экран большого светодиодного телевизора ото льда, предварительно вылив на него ведро воды на морозе. Малейший удар скребком по поверхности, и ваша солнечная панель стоимостью около 500 долларов превращается  в ненужный чёрный квадрат или прямоугольник, одним словом, в хлам.  А таких панелей необходимо как минимум штук двадцать для обеспечения электричеством даже небольшого дома. И главное – у нас Солнце светит редко и недолго… Но я вам открою ещё один секрет. С каждым годом мы будем видеть Солнце всё меньше и меньше. Причина тому - глобальное потепление. Небо всё чаще будет закрыто облаками из-за растущего объёма испарений мирового океана. Поэтому пора думать о преобразовании в электричество не самих солнечных лучей, а просто обычного дневного света.
     Конечно, человечество когда-нибудь освоит солнечную и световую энергию и создаст надёжные и эффективные способы перевода её в электричество, но сегодня мы пока ещё очень далеки от рациональных решений. Дальше всех продвинулись японцы, но повышение мощности солнечных панелей привело к их перегреву и большому количеству случаев возгорания крыш с полным уничтожением домов и имущества. Обратив на это внимание, многие страховые компании отказались заключать договоры с владельцами таких домов.
     Но мне всё равно необходимо было найти источник энергии, который мог снабжать мой дом электричеством хотя бы в самом минимальном объёме – обеспечить контроль электронной автоматики котла отопления и питать электричеством его насос. А ещё мне необходимо было подавать бесперебойное  электричество на воздушный компрессор аквариума с настоящими японскими карпами. И я начал «шевелить мозгами» в поисках оптимального решения.
    Как вариант можно было пробурить несколько тонких скважин на своём участке и погрузить в них термоэлементы на глубину 30-40 метров от поверхности. Разница температур и потенциалов давала бы маленький, но всё же ощутимый электрический ток. Говорят, так заряжают аккумуляторы подводных лодок. В физике это называют «эффектом термопары», но стоимость работ и оборудования в этом случае немыслимо высока по сравнению с получаемой энергией.
    Оценив все возможные варианты, я остановил свой выбор на энергии ветра. На моих глазах с соседнего дома однажды порывом ветра сдуло всю крышу. Листы железа летали как бритвы, срезая кусты и тонкие деревья. В тот момент я подумал – такую энергию наверняка можно использовать для моих целей. Сначала взял моторчик от старой электробритвы, нацепил на него игрушечный пропеллер и киль как на флюгере.  Конструкцию соединил с диодным фонарём. И – чудо. Пропеллер крутился даже от слабых дуновений, а фонарик давал свет от слабого до яркого в зависимости от силы порывов ветра. Почувствовав реальную возможность такого эффекта для выработки электроэнергии, я принял решение построить свою собственную ветровую электростанцию.
    Первым делом начал искать дешёвый ветрогенератор. Должен сказать, что продавцов этого товара нашлось очень мало.  Меня это, конечно, насторожило –  если нет предложений, значит, нет и спроса, то есть не  всё так хорошо, как описано на страницах интернета. Китайские производители в своей рекламе обещали высокую эффективность и надёжность предлагаемых изделий. Я не поленился, позвонил их «дилерам», и они тут же предложили мне «акцию» - два ветрогенератора по цене одного – весьма заманчивое и вполне бюджетное предложение. Конечно же, купил два 24-х вольтовых. Тогда я ещё «клевал» на всякую «замануху» - «почти даром, распродажа, ликвидация остатков склада»…  Сейчас же, если вижу подобную рекламу,  просто  прохожу мимо и покупаю только там, где обозначена реальная разумная цена на реальный товар. «Распродажа» у нас часто означает - дороже, чем у других!
     Купив красивое белое изделие, сразу начал думать  - где установить? Оказалось, что в собранном виде полутораметровые лопасти занимают окружность диаметром почти три метра, а высота установки соответственно должна составлять более пяти  метров над землей и не менее  двух  от забора или стены дома.  Если не соблюсти меры предосторожности, вращающиеся лопасти могут фатально ударить по вашему черепу или по телу как саблей или мечом, поэтому пришлось для крепления собранной установки сварить  трубу  длиной семь метров, закопать и зацементировать её в земле на полутораметровой глубине, а наверху разместить сам генератор с пропеллером.  При этом размещать готовую «электростанцию» необходимо таким образом, чтобы ветер не тормозился строениями или деревьями и мог без препятствий попадать прямо на лопасти генератора.
    В конце концов, преодолев все попутные трудности, установил генератор наиболее оптимально и подключил к дорогим аккумуляторам через устройство выпрямления и стабилизации напряжения. То есть как в автомобиле – через регулятор напряжения.  Дождался ветреной погоды и приступил к процессу получения электричества.      
    Конструкция крутилась вправо и влево навстречу порывам ветра, но лопасти почему-то не хотели вращаться. Для меня это было полным разочарованием. Даже  пропеллер моего самодельного флюгера-светильника набирал приличные обороты при слабом ветре, выдавая довольно яркий свет, а китайский генератор ни за что не хотел вращаться и при ветре в 7-10 метров в секунду.  А ведь при таких порывах качались даже вековые деревья.
     Я начал понимать, что просто выкинул деньги «на ветер». Позвонил продавцам. Отвечают: «Мы ничего не знаем. Вы первый покупатель, за китайское изделие ответственность не несём. Обратно мы уже собранную конструкцию не принимаем!»…
    Стало ужасно обидно – хотел дармового электричества, а сразу же лишился 60-ти тысяч нашими. А всё дело в том, что  кроме самих генераторов мне пришлось купить ещё и два дорогущих аккумулятора и совсем недешёвый инвертор.
    Такое я себе простить не мог. И начал напрягать свой мозг. Вспомнил историю о том, как однажды участвовал в съёмках телепрограммы о неудачных пусках нашей самой большой ракеты N-1, созданной в начале 70-х для полётов  космонавтов на Луну. Известный пожилой академик в интервью рассказал –  конструкторы собрали четыре очень дорогие стометровые ракеты и приступили к беспилотным пускам, но все испытуемые образцы  взорвались на разных стадиях полётов. Причина – недоработанный двигатель. У нас тогда не было специального испытательного стенда для проверки и корректировки систем двигателей в условиях, максимально приближённых к реальным полётам. Приходилось испытывать их в ходе пусков на уже собранных ракетах.   
     Тогдашний Генсек Брежнев, узнав, сколько денег вылетело «в трубу», запретил дальнейшие пуски, уволил главу нашей космонавтики и приказал вообще закрыть программу обитаемых лунных полётов.
    Мысль об испытательном стенде так глубоко врезалась в мою память, что я решил собрать свой стенд для тестов и модернизировать изделие китайских мыслителей.
    Сконструировал свою испытательную установку и каждый раз, когда на дворе ощущались  дуновения ветра, тестировал на эффективность  разные конструкции лопастей.  Менял их форму, углы, кривизну, добавлял пластиковые фрагменты. И вот, наконец, мой  трехметровый пропеллер стал вращаться даже и при несильном ветре. Это был мой триумф.  Но всё, как выяснилось потом, только начиналось. Настоящие трудности были ещё впереди.
     Профессионалы-водители грузовиков знают, что для зарядки 24-х вольтового аккумулятора необходимо подавать напряжение заряда около 28-ми вольт, а мой «ветряк» даже на больших оборотах при сильном ветре выдавал только 23-24 вольта. Этого было совсем недостаточно для зарядки моих больших дорогих гелевых аккумуляторов. И тогда мне пришла в голову идея. Я соединил вместе последовательно 12-ти вольтный автомобильный аккумулятор и 6-ти вольтный от электропогрузчика. Таким образом получил в сумме аккумулятор в 18-ть вольт, что позволило мне заряжать систему даже при сравнительно небольшом ветре.  Так я решил проблему получения бесплатного электричества.
     Конечно, если на улице безветрие, то запаса энергии в аккумуляторах мне хватало не более, чем на пару дней, да и то при подключении минимального количества потребителей энергии. Зато я был уверен, что в случае внезапного отключения света я не оставлю дом без электроэнергии.
     Уже потом, с годами на наших строительных рынках появились сравнительно недорогие китайские бензогенераторы, и я, конечно же, приобрёл себе довольно  мощный аппарат, но включаю его только при крайней необходимости. Очень раздражает сильный шум, запах  выхлопных газов, необходимость постоянного контроля и частого доливания бензина и масла. Поэтому, если мне и приходится сидеть без света, я предпочитаю сначала включать свою ветровую энергосистему.  Достаточно повернуть переключатель в положение «ветер», и я уже могу не беспокоиться за газовый котёл и рыб в аквариуме.
После того случая с фатальным отключением света я приобрёл совсем маленьких японских карпов. Теперь это уже полуметровые красавцы, которым скоро исполнится по двадцать три года! А всё благодаря бесперебойному электропитанию! 
    Конечно, можно скептически отнестись к моей истории, но я на своём опыте ощутил - как мы ещё далеки в своих поисках экологичных и возобновляемых источников энергии. Но зато теперь я верю, что если серьёзные учёные  захотят использовать эффективно силы природы, они наверняка в скором будущем что-нибудь придумают. Мы надеемся на Солнце и ветер, а у нас под ногами на глубине чуть более километра кипит раскалённая магма. Японцы уже пытаются до неё добраться и использовать для выработки электроэнергии, но пока что безуспешно – вред от сернистых газов и кислот сводит на нет возможности таких проектов. Даже безобидные геотермальные электростанции закрывают из-за огромного ущерба окружающей среде. И ещё важный момент – против всегда будут те, кто зарабатывает на продаже электроэнергии и чиновники правительств, так как как во многих странах оплата электричества составляет громадную долю поступлений в казну. Поэтому не надо думать и надеяться, что электричество когда-нибудь станет «халявным». Главное, чтобы оно всегда было! А в нашей жизни за всё надо платить. Даже если и придумаем вечный двигатель или генератор!