Зимний лагерь

Александр Чурсин 2
               
   Летом 2017 года я написал 3 автобиографических рассказа о пионерских лагерях, которые понравились моим читателям ( смотрите их здесь  " Пионерский лагерь" https://vk.com/wall389303649_197. " Пионерское незабываемое" https://vk.com/wall389303649_212. " Пионерские проказы" https://vk.com/wall389303649_217. Автобиографический цикл рассказов о жизни в детских лагерях первой половины 80-х годов). Чтобы полноценно завершить эту тему, про отдых в пионерских лагерях, я решил дополнить её повествованием о зимнем лагере. Да, да, не удивляйтесь - были в то время и зимние пионерские лагеря, в которых отдыхали, соответственно, в зимние каникулы. Два раза точно, а может и три, ваш покорный слуга был там. Заранее оговорюсь, что помню об этих лагерях далеко не все, ведь в летние я ездил во много раз больше, но все что вспомню, обязательно отмечу. 

   Итак, я ездил в зимние каникулы в один и тот же пионерлагерь "Дружба". Если не ошибаюсь, мы уезжали 30, ну может быть 29 декабря, вообщем сразу после окончания второй четверти. Со своим неизменным спутником, небольшим фанерным чемоданом, с которым еще отец из армии пришел, я выходил из ПАЗика, докатившего школьников до территории лагеря. Точно помню, что наш корпус был расположен напротив столовой, а между ними было что-то вроде оврага, с покатыми склонами и большим, ровным дном, где были качели, карусели и прочая железная детская развлекуха. Не помню точно, был ли еще жилой корпус, но хозяйственные строения наверняка были. Наш корпус был двухэтажный, на несколько отрядов, которых было очень немного и были они с малочисленным составом ребят. Жили в комнатах человека на 4 , которые располагались по обе стороны длинного коридора. Удобства в конце коридора и там же, в отдельном помещении, была организована сушилка, которая всегда была заполнена обилием варежек, шерстяных носков,шарфов, штанов и обуви, и все эти предметы детской экипировки сушились там денно и нощно, сушилка работала круглосуточно. Особенности зимнего периода вносили свои коррективы в распорядок лагерной жизни. Например, не было традиционных линеек, да и где их было проводить, не на улице же, сопли морозить!? Пионерский галстук я наверное с собой брал, а вот повязывал ли, точно уж не помню. Вообще мои воспоминания о зимнем лагере касаются трех ярких моментов, вот о них и расскажу.

   Прежде всего запомнилась новогодняя программа, которую готовили все отряды, но было ли это единое представление или на протяжении всей лагерной смены отряды выступали, сменяя друг друга, не помню - уж простите меня, старика, все-таки 35 лет прошло. В столовой была поставлена шикарная большая елка, которая и была декорацией к детской самодеятельности. Обычно скромный в родной школе, в лагерях я позволял себе раскрепоститься и блеснуть креативом. Помню два подготовленных своих номера. Первый представлял собой подражание одному известному пародисту, который в "Вокруг смеха" изображал радиоприёмник, то и дело переключающийся с одной волны на другую, а именно со сказки про Красную Шапочку на доклад об производственных успехах. В результате получалась такая мешанина, которая неизменно вызывала улыбку слушателей.  Изменяя выражение голоса и добавляя толику артистизма, я снискал одобрение зрителей.
Вторым своим номером я сделал фокус по изменению цвета воды в стакане. Фокус был очень простой, но эффектный. Я накрывал платком стакан, наполненный до краев водой, в который был помещен лист чёрной бумаги, свернутый в трубочку, соответственно диаметру стакана так, что издали цвет воды казался черным, ибо бумага прижималась к стенкам стакана, создавая эту иллюзию. Далее произносилось традиционное заклинание фокусников и платок снимался со стакана, но одновременно с платком, пальцы должны были захватить и эту трубку черной бумаги. И , о чудо, вода в стакане становилась совершенно обыкновенной, прозрачной. Данный фокус прошел на "ура", по окончании ко мне даже подходил мальчик гораздо более старше меня и спрашивал секрет, но я молчал, как партизан. Тогда, не солоно хлебавши он отошел, бурча себе под нос, что непременно были использованы какие-то химикаты - я был польщен!

   В лагере не было жесткого соблюдения режима дня, как в летнем пионерлагере, все как-то было аморфным и вялотекущим, я даже не помню точно был ли тихий час, но наверное все-таки был. Вставали, умывались, шли на завтрак, а потом обед и ужин, отличительной особенностью зимнего лагеря, была необходимость постоянно одеваться и идти в другое здание, чтобы подкрепиться, при любой температуре за окном. Дабы лишний раз не гонять детей, полдник у нас был совмещен с ужином. Если на дворе было холодно, то мы сидели в корпусе, занимая себя настольными играми или телевизором. Вспомните, чем мог себя занять советский школьник 80-х годов при полном отсутствии сотовых телефонов, планшетов, плееров и даже магнитофонов и радиоприемников ( приемники тогда могли быть, но у детей крайняя редкость - проще были все и по богатству не сильно выделялись). Для современных детей подобное положение будет выглядеть сущим кошмаром и аппокалипсисом, а для нас детей СССР...Каждый ребенок ( или почти каждый) умел играть в шашки и в шахматы, и...в карты, хотя это и не поощрялось, но в каждом лагере, зимой и летом, простые советские пионеры, мальчишки и даже девчонки с удовольствием резались в "Дурака"( и в "Пьяницу", и в "21"), а я еще любил демонстрировать карточные фокусы, которым меня научил отец. Играли в настольный хоккей и в бильярд, занимали себя мозаиками ( ныне это зовется пазлами) и конструкторами, лепили из пластилина и просто рисовали. Для нас достаточно было иметь листок бумаги в клетку и ручку, чтобы с таким арсеналом весь день резаться в морской бой, в крестики-нолики или в слова. И ведь не надоедало! В крайнем случае можно было еще в прятки, в жмурки или во что-то еще, что возможно в помещении, да и телевизор никто не отменял. Все мультфильмы и детские фильмы были наши, я, например, в ту пору очень ревниво относился по всем телепередачам, и пропуск просмотра чего-либо был для меня настоящей трагедией. При всем небольшом количестве мультиков и детских фильмов, конечно в сравнении с нынешними реалиями, тогда детям было что посмотреть. В то время появляются такие шедевры отечественной анимации как "Трое из Простоквашино", " Приключение капитана Врунгеля", " Тайна третьей планеты" и т.д. А фильмы какие были?! "Приключение Электроника" и " Мерри Поппинс, досвидания!", я до сих пор помню, как по холлу разносилась песня про "33 коровы". Так что, пока бушевали морозы и сохла вечно мокрая наша одёжа, находясь в корпусе мы не скучали.

   И третье яркое впечатление, оставшееся у меня от зимнего лагеря, это пребывание на свежем воздухе. Здесь фантазия пионеров получала новый импульс. Конечно сперва надо было потеплее одеться, не знаю как девчонки, но пацаны одевались почти одинаково. На ногах трико и старые школьные брюки ( школьная форма для мальчиков покупалась, в лучшем случае на 2 года, а обычно на год, так как бережно носить вещи это не для пацанов, ну и фактор акселерации играл свою роль), в которых и в лагеря ездили и во дворе "собак гоняли", на стопах зимние ботинки, иногда валенки ( самая лучшая теплая обувь). На тело одевался пиджачок, опять таки от старой школьной формы, под него свитерок или кофта, а верхней одеждой у всех поголовно было зимнее пальто ( в шубы и куртки тогда подростки не одевались, за неимением таковых). Голову венчала шапка-ушанка, ее носили с опущенными ушами, так теплее ушам, а на руках красовались варежки или перчатки. На улице все были кто во что горазд. Тут тебе и с горки кататься на санках или ледянках ( такие большие, круглые, выпуклые тарелки с кожаными ремешками, в качестве ручек), и в снежки поиграть, и в царя горы, и бабу полепить, снеговика то бишь - вообщем, пока не надоест, не замерзнешь, не промокнешь или время не выйдет, ты болтаешься на свежем воздухе. Можно было еще покататься на лыжах, которые брались здесь же, в лагере и абсолютно бесплатно. Именно с лыжной прогулкой связано одно из моих впечатлений, которое, впоследствии, стало прочно придавать зиме, в моем сознании, статус любимого времени года.

   Мне навсегда запомнилось то переживание, которое я ощутил, на лыжне. В один из дней я катался на лыжах, просто так, в свое удовольствие, ибо лыжник из меня еще тот... Передвигался я "классикой", ибо "коньковый" ход у меня не получался, с горок кататься толком не мог - падал-с на задницу-с, да и не особо нравились мне горки, я больше любил по прямой, ровной местности, вобщем не лыжник, а фуфлыжник ( заметь читатель - не каждый автор в интернете склонен к такой откровенности и самоиронии). В какой-то момент времени я остановил свой ход, впереди лыжня устремлялась по прямой далеко вперед, немного под гору, уже спускались сумерки и горели фонари, стоящие вдоль трассы, а вокруг лес и ни души - я был один. Зима в тот год была снежная ( хотя в лесу снег имеется и в не очень снежные зимы) и большие, белые шапки покоились на ветках елок и сосен, слегка наклоняя их в низ. Кругом сугробы, снег переливается миллионами блесток, которые как бы смеются и своим беззвучным смехом наполняют все вокруг. Тем не менее не слышно ни звука ( хотя лагерь был недалеко), полное безветрие, воздух свеж и легкий, приятный морозец холодит лицо. Зимний лес, в снежном обрамлении, был очень красив и напоминал сказку, а посреди этого чуда стою я и наслаждаюсь сим великолепием, стараясь впитать его в себя, как в губку. В нашей жизни бывают моменты какого-то просветления или отрешенности от обыденности, когда мы сталкиваемся с чем-то очень прекрасным и завороженные стараемся запечатлеть сей миг в памяти. Это был именно тот случай, я столкнулся с проявлением зимы, она открывала мне свои сокральные тайны, а моя душа бережно укладывала полученные впечатления в свои заветные кладовые и радовалась столь щедрым подаркам. На сердце было хорошо и очень спокойно - это было состояние высшего комфорта, которое бывает очень и очень редко. С тех пор я навсегда полюбил зиму ( хотя осень люблю чуточку больше) и всегда вспоминаю эти впечатления, полученные в зимнем лагере.

   Зимние каникулы, около десяти дней, пролетали очень быстро, заканчивалась смена и дети отбывали домой. На память о лесе я всегда стремился привезти домой пару сосновых веток, желательно с шишками, которые, в отличии от еловых, не так сильно осыпались и стояли причудливым букетом в вазе, на столе, наполняя воздух в комнате смолянистым, лесным ароматом, аж до самой весны.
 ©                ( А.В.Чурсин)               

P.S. Я давно хотел написать в прозе нечто хвалебное о зиме, будем считать, что этот рассказ воплотил сию задумку. На снимке, сделанном именно в зимнем лагере"Дружба", мне лет 10. Каталог всех опубликованных ВКонтакте произведений здесь  https://vk.com/wall389303649_1100