АБС 18. Двадцатый вопрос царя

Яков Задонский
XX. Спросил царь: «Почему Ангел смерти имеет власть над всеми существами, кроме потомства птицы Мильхам?»

Сказал ему: «Ангел смерти не имеет власти не только над потомством птицы Мильхам. Он также не властен над потомками Йонадава (1). А есть те, кто   говорят, что некоторые отдельные люди вошли в Ган Эден живыми».



XXI. Спросил царь: «Кто они?»

Сказал ему: «Ханох; Серах, дочь Ашера; Батья, дочь фараона; Хирам, царь Цора; Элиэзер, слуга Авраама; Эвед-Мелех, эфиоп; слуга рабби Йегуды; Йаавец; рабби Йегошуа бен Леви; потомки Йонадава; и семя птицы Мильхам» (2).

– Расскажи мне, почему они избежали ангела смерти? – спросил царь.

Сказал бен Сира: «Я расскажу тебе. Ханох был самым праведным человеком в своем поколении, и никто не был похож на него – поэтому он живет в раю (3).

Элиэзер, слуга Авраама, сын Хама, сына Ноаха. Когда Элиэзер услышал о проклятии своего отца, он отдал себя Аврааму. Он был праведным и поэтому живет в раю.

Серах, дочь Ашера принесла Яакову новость о том, что Йосеф жив. Яаков сказала ей: «Рот, который принес мне добрую весть о том, что Йосеф жив, не вкусит смерти».

Батья, дочь фараона, – за то, что растила Моше рабейну с раннего детства.

Эвед-Мелех, эфиоп – за  то, что он спас Ирмию из  глиняной ямы (4).

Слуга рабби Йгуды, а-Наси – за то, что был праведным, смиренным и нищим духом. И Йаавец (5) также в раю, потому что он был более праведным, чем все в его поколении.

Рабби Йегошуа бен Леви был совершенным праведником и другом ангела смерти. Однажды он сказал ангелу смерти: «Покажи мне Ган Эден».

– Идем со  мной! – с радостью ответил ангел.

Прежде чем идти с ним, рабби Йегошуа сказал: «Я боюсь, как бы ты не убил меня своим ножом, невзначай. Если ты любишь меня и хочешь, чтобы я пошел с тобой, отдай мне свой нож. Я буду держать его, пока мы идем. И когда мы придем, я осмотрю хорошенько его устройство от ворот.

– Хорошо, – сказал ангел, и тотчас же отвел его.

Что сделал рабби Йегошуа? Он стоял на входе в Ган Эден и смотрел. И вдруг он прыгнул в Ган Эден, а нож Ангела  смерти остался в его руке, и оставался у него в течение семи лет, до  тех пор, пока не сказал ему Святой, благословен Он: «Йегошуа бен Леви! Сделай большое дело, верни Ангелу смерти его нож».

Когда рабби Йегошуа прыгнул в Ган Эден, Ангел смерти громко закричал и попытался уничтожить мир, но Бог заставил его замолчать. Через семь лет рабби Йегошуа вернул нож.

Хирам, царь Цора (Тира), был приведен Святым, благословен Он, в рай, потому что он строил Храм и был Богобоязненным. Он оставался живым в раю в течение тысячи лет. А потом он возгордился и сказал: «Я – бог», как говорится, «за то, что вознеслось сердце твое, и ты говорил: "Я Бог"» (Иезекииль 28:2). Поэтому он был изгнан из Ган Эден и попал в Геином (6).

Потомки Йонадава, сына Рехава, – за то, что он написал то, о чем можно прочесть в Книге Иеремии (7). Он был праведник и обличал  Израиль, и поэтому он живет в Ган Эден.

И потомки птицы Мильхам. Когда Хава ела от дерева познания, а также дала своему мужу, и он ел с ней, она стала завидовать другим существам и давала им всем есть. И когда она увидела птицу Мильхам , сказала ей: «Ешь от этого, от того, что ели твои друзья!» Мильхам ответила: «Разве тебе не достаточно, что ты согрешила против Бога, да будет Он благословен, и заставила других умереть? И теперь ты пришла, чтобы соблазнить меня нарушить заповедь Святого, благословен Он, чтобы я ела и умерла! Я не буду тебя слушать». И она стала укорять Хаву и всех существ.

Тот час раздался небесный голос и обратился к Хаве и Адаму: «Тебе было заповедано, но ты не повиновалась и согрешила. И ты пришла к птице Мильхам, но Мильхам отказалась, потому что боялась меня, хотя я не давал наказ ей. Несмотря на это, она соблюдала мой указ. И потому не вкусят смерти – ни она, ни её потомки» (8)






(1) Йонадав, сын Рехава и родоначальник рода Рехавитов, запретил своим потомкам пить вино, строить дома, сеять хлеб, разводить виноградники или ухаживать за ними. Всю свою жизнь они должны были жить в шатрах (Иеремия 35:6-10).

«А дому Рехавитов Ирмиягу сказал: так сказал Господь Цеваот, Бог Исраэлев: так как слушались вы завета Йонадава, отца вашего и соблюдали все заповеди его, и исполнили все то, что он заповедал вам, за это так сказал Господь Цеваот, Бог Исраэлев: не переведется у Йонадава, сына Рехава, муж, предстоящий предо Мною всегда». (Иеремия 35:18-19).

(2) Согласно устной  традиции  живыми в Ган Эден вошли девять праведников: Ханох; Элиезер, слуга Авраама; Серах, дочь Ашера; Батья, дочь фараона; пророк Элиягу; Машиах; раб царя Кушитского, спасший пророка Ирмеягу из темницы; Хирам, царь Цура, который помог Шломо построить Храм (некоторые исключают отсюда Хирама и вставляют вместо него р. Йеошуа бен Леви); Йаавец, сын р. Йегуды Анаси. ЯЗ.


(3)  Ханох бен Йеред, правнук Кейнана,  великий праведник и знаток сокровенной мудрости, духовный лидер своего поколения. Был избран верховным правителем над всеми людьми и правил в течение двухсот сорока трех лет. Был «взят» в мир душ живым и обрел там новое «тело» из тончайшей световой субстанции. И так же, как он был правителем на земле, он стал ангелом-правителем высших миров, носящим имя Метатрон. ЯЗ.

(4) Царь Цидкия приказал бросить пророка Ирмию в яму за его проповеди о грядущем разрушении Храма. Некто Эвед-Мелех (раб царя), эфиоп, спас его. Раши полагал, что это был Барух бен Нерия, ученик Ирмии, а «эфиопом» назван из-за темного цвета кожи. Вся история описана в Книге Иеремии глава 38. ЯЗ.


(5) Йаавец был единственным сыном рабби Йегуды а-Наси,  составившего Мишну. Йаавец прославился как великий праведник и удостоился живым войти в Ган Эден. ЯЗ.


(6)  «Хирам, царь Цорский, весьма возгордившись, установил в сердце моря сорок железных колонн, а на них соорудил семиуровневый дворец, над которыми возвышался его трон. Первый уровень – из стекла, площадью 500 на 500 локтей (250 м), второй и третий – из железа, четвертый – из свинца, пятый – из меди, шестой – из серебра, седьмой уровень – из золота. Каждый уровень отделяли от предыдущего струи воды, и каждый уровень был обширнее предыдущего на пятьсот локтей, так, что площадь седьмого была 3000 на 3000 локтей (1.5 км.). Всевышний послал ветер, который поднял пророка Йехезкеля и принес его на вершину дворца Хирама. Испугался Хирам при виде Йехезкеля и спросил его: “Что ты здесь делаешь?” Ответил ему Йехезкель: “Всевышний послал меня спросить тебя: почему ты возгордился, рожденный женщиной?” Ответил ему Хирам: “Да, я рожден женщиной, но живу я уже тысячу лет. Сколько царей умерло, а я все еще живу и, значит, буду жить вечно, как Бог. И если трон Бога находится на семи небосводах, то и мне сидеть на семи небосводах”.
Что случилось с царем Хирамом? Всевышний послал Невухаднецара, и тот лишил Хирама трона и убил его. А дворец его Всевышний скрыл в недрах земли, и в будущем он уготован для праведников» (Йалкут Шимони). ЯЗ.

(7) Иеремия 35 глава.

(8) «Накормила она скотину – и зверей, и птицу, и все послушали её, кроме одной птицы по имени Холь» (Берешит  раба 19:5). ЯЗ.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/02/10/1542