Канкан Рыжей Луны

Виктор Еремин
Кора Пёрл — знаменитейшая куртизанка эпохи Второй империи Франции, в течение почти двадцати лет процветавшей под скипетром Наполеона III и императрицы Евгении*. Жизнь этой незаурядной женщины, а также ещё двух её землячек-соперниц Скиттлс** (Кэтрин Уолтерс) и Нелли Флауэр представляется ярчайшим доказательством неизбежности рождения революционной доктрины Карла Маркса и Фридриха Энгельса, особенно их идеи обязательности диктатуры пролетариата. Когда узнаёшь о той безрассудной роскоши, безобразной расточительности европейской знати — и аристократии, и буржуазии в равной мере, — невольно осознаёшь, что привести в чувство всё это нравственно гнильё возможно было только океаном крови и страданиями миллионов. И ведь злодейством происходившее тогда не назовёшь, и глупостью не назовёшь — именно уверенность хозяев жизни в том, что так оно и должно быть, и не может быть иначе, и должно быть таким всегда под защитой вездесущей жандармерии и могущественной армии, незаметно превратила их в злодеев и могильщиков для последующих поколений. Происходило же названное превращение за счёт и на фоне неодолимой нищеты и голода сотен миллионов несчастных, повинных лишь в том, что родились они не в той семье, не с той рожей и не в то время. Впрочем, именно об этих миллионах несчастных предпочитают не помнить, потому что интересно читать и слушать о забавах и безрассудствах богатых и допущенных в их ареал, а страданий и несчастий каждому собственная мера отпущена. Людям интересны победители, а ещё пуще интересно им падение победителя с пьедестала. Всем этим и отличается судьба Коры Пёрл. Но чтобы рассказ мой не вверг читателей в очередную сказку о роскошных и богатых, советую перечитать роман «Жерминаль» правдолюбца Эмиля Золя. Описанные там события реально происходили в одно время с забавами проститутки Коры Пёрл.
______________________________
* Вторая империя во Франции была провозглашена Наполеоном III 2 декабря 1852 г. и была отменена парламентом 4 сентября 1870 г. Императрица Евгения получила титул в день свадьбы с Наполеоном III 30 января 1853 г. и лишилась его 11 января 1871 г., будучи уже в эмиграции в Великобритании.
** Скиттлс (англ.) — кегли. Все три куртизанки отличались красотой и необычайной для своего времени грубостью. Однажды Кэрин Уолтерс, на равных разругавшаяся с компанией гвардейских офицеров, заорала, что расшвыряет их как «кучу чёртовых кеглей». С этого времени она получила в элитарных кругах европейского общества прозвище Скиттлс.

Рождение и первые годы жизни этой женщины скрыты в тумане прошлого. Правда, Кора Пёрл оставила «Мемуары», но они столь противоречат немногочисленным достоверным сведениям о ней, полученным из нейтральных источников, что верить им сложно.

Известно, что отцом её был музыкант Фредерик Николс Каруч, а мать Лидия Пирсон зарабатывала на жизнь преподаванием вокала. Даже точное настоящее имя красавицы не известно. Указываемое везде имя Элиза Эмма Крауч документального подтверждения не имеет. В портовом городе Плимуте, где проживала семья девочки, никаких сведений о Краучах не сохранилось. Зато точно известно, что у Элизы имелись ещё пять сестёр.

Сама Кора утверждала, что родилась в 1842 г., но большинство биографов сходятся на 1835 г. Впрочем, обе даты сомнительные. Однако документально подтверждён тот факт, что в 1847 г. Фредерик Крауч оставил семью и через два года эмигрировал в Америку. Скорее всего, он сбежал от кредиторов, но есть версия, что предпочёл семье ничем не обременённую любовницу. Матушка Эммы не могла содержать одна такую большую семью, и вскоре у девочек появился отчим.

Эмма оказалась строптивой девочкой, между нею и отчимом начались скандалы. Тогда миссис Крауч воспользовалась представившейся ей возможностью и отправила дочь в школу-интернат в городе Булонь-сюр-Мер на французском побережье Ла-Манша. Через два года девочку перевели в монастырскую школу в городе Кале, где она жила и училась ещё семь лет.

В общей сложности маленькая Эмма провела во Франции девять лет. Этот достоверный факт заставляет сомневаться в обеих датах её рождения. Если она родилась в 1835 г., то получается, что училась в интернате до двадцати трёх лет. Если предположить, что она родилась в 1842 г., то получается, что в пять-шесть лет девочка закатывала отчиму такие скандалы, что любящая мать решилась спровадить малютку в интернат на долгие годы.

По рассказам самой куртизанки, из интерната её забрала в 1854 или 1855 г. бабушка по материнской линии мадам Уотс. Эта добрая набожная женщина имела собственный домик в самом богатом, самом респектабельном районе Лондона — в Вест-энде. Она вела тихую размеренную жизнь и выходила из дома только на церковную службу. Старушка явно рассчитывала приютить у себя скромную воспитанницу монастырской школы, чтобы внучка стала её благочестивой компаньонкой — синим чулком. Девица же оказалась весьма своевольной.

Через два года жизни в компаньонках у бабушки с Эммой случилась неприятность. К четырнадцатилетней (согласно «Мемуарам» Пёрл и согласно официальной дате её рождения) или к двадцатипятилетней (по расчётам биографов) девушке подошёл на улице пожилой мужчина и предложил «угостить» её пирожными. Эмма согласилась без малейшего колебания. Мужчина отвёл её в кафе, накормил пирожными, а заодно напоил джином (!) с примешенными наркотиками и, когда девушка перестала что-либо соображать, отвёл её в номер в верхнем этаже. Когда утром Эмма очнулась, на тумбочке рядом с кроватью лежали пятифунтовая купюра и записка, известившая бедняжку, что она потеряла девственность. Впрочем, Эмму это не смутило. В монастырской школе она не раз предавалась лесбийским забавам, однако первый сексуальный опыт в постели с мужчиной (даже если сама девица его и не помнила из-за принятых наркотиков) принёс столь солидный финансовый доход, что юная мисс Крауч без колебаний решила его продолжить.

На полученные деньги она сняла себе номер в гостинице и предалась блуду. О матери, бабушке и сёстрах девушка предпочла забыть навсегда.

Через год такой жизни Эмма познакомилась с Робертом Бигнеллом, владельцем развлекательного заведения «Комнаты Аргайла» — одного из самых популярных публичных домов Лондона. Это был ресторан, варьете, танцевальный зал и комплекс номеров для развлечений джентльменов с проститутками. Рыжеволосая Эмма от природы была наделена изысканной красотой и, оказавшись в «Комнатах Аргайла», в считанные дни стала любовницей самого Бигнелла. Можно предположить, что уже тогда она действовала по плану. Едва выйдя на панель, девица сообразила, что век проститутки короток и чаще частого заканчивается весьма плачевно. Себе же Эмма желала лучшей доли. Она мечтала вырваться в Париж и стать там куртизанкой — содержанкой особы высшего света.

Через какое-то время, воспользовавшись тем, что Бигнелл влюбился в неё, Эмма уговорила содержателя свозить её в Париж. Отправились они во французскую столицу под видом супругов, и женщина повсеместно представлялась как благородная английская дама. Когда же пришло время возвращаться в Лондон, Эмма твёрдо заявила любовнику, что остаётся жить в Париже и далее иметь с ним отношения не намерена. Пришлось Бигнеллу расстаться с возлюбленной.

Первое, что сделала девица, оставшись один на один с великолепной Францией, это изменила имя. Отныне её звали Корой Пёрл (Несравненной Жемчужиной). При этом она начала карьеру с нуля — как дешёвая уличная проститутка. От прочих девиц Кора отличалась красотой и изяществом манер. Скоро у неё нашёлся сутенёр — настоящий профессионал своего дела, некий господин Рубисс. Он-то и обучил дилетантку настоящему искусству любви. После уроков Рубисса Кора Пёрл стала истинной куртизанкой. С этого времени Рубисс начал поставлять своей креатуре знатных любовников. По его же совету Кора завела своеобразную книгу учёта: в неё она записывала имена любовников и их физические особенности, а также рассуждала об их сексуальных возможностях. Впоследствии Кора воспользовалась этой книгой при написании мемуаров.

Шло время, а сутенёр не собирался расставаться со своей Галатеей, что стало опасным для набиравшей силу красавицы. Вдруг одним прекрасным вечером Рубисс пожелал развлечься со своею Жемчужиной, но сердце его не выдержало возбуждения, и сутенёр умер на руках куртизанки. Вот тогда-то и пришло время настоящей Коры Пёрл.

Ей ещё не было тридцати, она пребывала в расцвете сил и красоты. Об изворотливом уме Коры и говорить не приходится. Отныне хищная девица перестала обслуживать клиентов, она стала выбирать себе жертвы из самых богатых аристократов и принуждать их служить её красоте.

Первым пал к ногам куртизанки двадцатипятилетний Виктор Массена, он же третий герцог Риволи и пятый князь Эсслингенский, внук великого наполеоновского маршала Андре Массены. Страстно влюбившись в Кору, герцог осыпал женщину золотом, драгоценностями, поселил её в великолепном дворце, нанял ей слуг. Богатство мгновенно затянуло куртизанку в своё чрево. Теперь жизнь без роскоши казалась ей невыносимой.

Деньги к деньгам, а дурной пример заразителен. К красотке Пёрл потянулась длинная череда знатных и богатых парижан и гостей французской столицы, но всех их гнал прочь ревнивый Массена. Он вывез Кору Пёрл в Баден-Баден, где предоставил ей неограниченные финансы для игры в казино. Там красавица приобрела всеевропейскую известность. Красавицу даже называли соперницей самой императрицы Евгении.

Связь Массены и Коры Пёрл продолжалась пять лет. За это время герцог лишь один раз сделал оплошность и потом очень жалел о том. Однажды в опере он представил любовнице шестнадцатилетнего принца Ахилла-Наполеона Мюрата, внука другого великого наполеоновского маршала. Одного вечера оказалось достаточно: Кора стала любовницей мальчишки. Она сожительствовала с двумя аристократами до 1865 г., пока по приказу Наполеона III Мюрат не отбыл в свой полк в Африку. Тогда куртизанка дала отставку и надоевшему ей Массене, потому что её уже взял на содержание более солидный покровитель.

В 1864 г. куртизанка была представлена герцогу Шарлю де Морни, единоутробному сводному брату императора Наполеона III, и его супруге Софи Трубецкой. Отношения супругов были странные — Кора подружилась с герцогиней, а герцог взял девицу на полное содержание. Осенью того же 1864 г. де Морни купил для Коры Пёрл великолепный дворец Босежур на берегу Луары, где куртизанка и продемонстрировала избранной публике всю мерзость своей натуры. О той роскоши, которою окружила себя гулящая девка, и говорить бессмысленно. Вершиной её распутства стала нашумевшая в европейском обществе история с «куском мяса». Куртизанка пообещала угостить гостей «превосходным мясом, которое нельзя съесть». Когда все расселись за обеденным столом, четверо слуг внесли в зал огромный серебряный поднос, на котором возлежала голая Кора Пёрл, обсыпанная мелко нарубленной петрушкой.

Герцог де Морни оплачивал безумства куртизанки всего несколько месяцев. 1 марта 1865 г. он скоропостижно умер. Но у Коры уже была очередь высокопоставленных меценатов, готовых взять красавицу на содержание.

Через десять дней после кончины де Морни свои услуги Рыжей Луне — такое прозвище дали аристократы Коре ещё в Баден-Бадене — предложил герцог Эммануэль де Грамон-Кадрусс. И куртизанка с готовностью приняла его поддержку. Щепетильность ситуации заключалась в том, что у герцога имелась многолетняя любовница, которая за семь лет до того родила ему сына. Любовницу эту звали Ортанс Шнайдер, была она звездой парижской оперетты, первой исполнительницей заглавных партий в опереттах Жака Оффенбаха и самой скандальной дамой французской столицы. Коре грозил жестокий мордобой. Правда, сама Рыжая Луна тоже была не из робкого десятка — в 1863 г. она прославилась как первая в истории Второй империи дуэлянтка, поскольку стрелялась на пистолетах с куртизанкой Мартой де Вэр из-за любовника последней. Даже ревнивый Массена не смог тогда предотвратить драку женщин и дуэль.

В этот раз дело обошлось заочной руготнёй обеих дамочек в адрес соперницы, драка не успела состояться — 25 сентября 1865 г. герцог де Грамон-Кадрусс скоропостижно скончался. Однако Рыжая Луна затаила злобу на осиротевшую скандалистку Шнайдер и задумала отомстить певичке на опереточной сцене.

Тем временем, куртизанку взял на содержание двоюродный брат Наполеона III и герцога де Морни — принц Наполеон-Жером Бонапарт. Он страстно влюбился в Рыжую Луну и без пререкательств оплачивал её прихоти последующие девять лет, даже когда оказался в изгнании и они расстались с куртизанкой!

1865 — 1870 гг. были вершиной в жизни Коры Пёрл. Принц осыпал её драгоценными камнями, купил ей несколько особняков в Париже, финансировал великолепную конюшню. Он же оплатил её самодурство с постановкой в 1867 г. оперетты Жака Оффенбаха «Орфей в аду». Дочь музыкантов, Рыжая Луна имела певческий талант и пожелала блеснуть в роли Купидона. Ей это удалось. Куртизанка-артистка с великим успехом выходила на сцену двенадцать вечеров. Она была почти обнажена, припудрена порошком из истолчённых драгоценных жемчужин, а на ногах её были сапожки, расшитые бесценными бриллиантами даже на подошвах. Всякий раз, выплясывая канкан, Кора ненароком «теряла» несколько бриллиантов, но не поднимала их, «забывая» о таких безделицах. Работники сцены были в восторге от такого беспамятства. Этим представлением безумного расточительства Кора жестоко унизила Ортанс Шнайдер, представив певичку публике нищенкой и ничтожеством.

Праздник мотовства продолжался вплоть до начала франко-прусской войны в 1870 — 1871 гг. и последовавшей затем в 1871 г. великой Парижской коммуны. В те дни с Корой случился настоящий приступ достоевщины: миру явилась очередная версия Сонечки Мармеладовой. Будучи владелицей нескольких особняков, Рыжая Луна на свой счёт оборудовала там госпитали и взялась лечить раненых солдат.

После того, как в начале сентября 1870 г. прусаки разгромили французов под Седаном и взяли в плен Наполеона III, император был низложен. Во Франции провозгласили республику. Императрица Евгения и вся императорская семья бежали в Великобританию. В числе беглецов был и принц Наполеон-Жером. За любовником увязалась и Кора Пёрл. Однако в пуританском Лондоне Наполеон-Жером, который де-факто мог претендовать на место главы императорской фамилии в изгнании, предпочёл отказаться от скандальной связи с куртизанкой. Впрочем, какое-то время он негласно выделял Коре кое-какие средства.

Брошенная покровителем и презираемая всеми как гулящая девка, Рыжая Луна предпочла вернуться в Париж.

Там в 1872 г. в стареющую Кору влюбился молодой буржуа Александр Дюваль. Парень был на двенадцать лет младше куртизанки. За год до их встречи он унаследовал двенадцать недорогих ресторанов в Париже и считался богатым в своих буржуазных кругах. Коре же Пёрл его состояние виделось грошовым! Женщина растратила капитал Дюваля за считанные месяцы. К счастью, в последний момент спохватились родственники Александра и через суд ограничили его в правах, лишив возможности тратить деньги без их согласия. Узнав об этом, Рыжая Луна без малейшего сожаления выгнала молодого человека прочь.

19 декабря 1872 г. Дюваль, потрясая револьвером, расшвырял слуг и вломился в дом куртизанки. Он выстрелил в Кору, но не попал. Затем выстрелил в себя, но лишь нанёс себе легкую рану… Случился грандиозный скандал на всю Францию. В довершение эту историю описал Эмиль Золя в романе «Нана».

Для Коры Пёрл покушение на самоубийство Александра Дюваля имело роковые последствия. Через два дня после скандала к ней явился полицейский комиссар и официально предупредил, что решением государства проститутка обязана немедленно покинуть Францию. Правда, к тому времени у Коры уже был новый любовник из буржуа. Они уехали в Монте-Карло, затем женщина перебралась в Ниццу, оттуда в Милан.

В 1880 г. изрядно потрепанная жизнью куртизанка вернулась в Париж и попыталась найти нового содержателя, благо из её многочисленных домов остался один на Елисейских полях. Однако достойного клиента она так и не нашла.

Кора Пёрл умерла 8 июля 1886 г. Средств на похороны она не оставила, хотя в 1885 г. успела продать дворец Босежур. Впрочем, нашлись неизвестные поклонники, кто оплатил все погребальные расходы. Похоронили самую знаменитую куртизанку Второй империи на парижском кладбище Батиньоль. Со временем могила её затерялась, но некрофильские пристрастия никогда не покидали человечество — сентиментальные влюблённые в Рыжую Луну и сегодня приходят на кладбище, чтобы почтить хотя бы землю, в которой где-то покоятся останки их возлюбленной.