Рецензия на Мартышку

Григорий Рейнгольд
Рецензия

Желательно сперва ознакомиться с рецензируемым рассказом:
Жанна Райгородская, "Мартышка"
http://proza.ru/2019/02/05/1067

Не мог пройти мимо нового рассказа Жанны Райгородской «Мартышка».
Как я уже писал, значительная часть произведений этого автора имеет школьную тематику, что связано, разумеется, с профессией. И именно эти рассказы мне ближе и понятней, ибо и сам педагог, и нахожусь внутри этой темы.
Рассказ предваряет пространное поэтическое вступление, написанное верлибром. Нечто вроде изложения стихотворения Владислава Ходасевича «Обезьяна». Строки, написанные автором и цитаты. Я настолько увлёкся, что, когда стихи закончились, несколько огорчился. Но возвышенное настроение вступления осталось.
Главная героиня вступления – обезьяна.
«Всю воду выпив, обезьяна блюдце долой смахнула со скамьи, привстала - и чёрную мозолистую руку по-братски протянула человеку... Он руки жал красавицам, поэтам, вождям народа - ни одна рука его руки так благодарно не коснулась!»
Но вступление закончилось, а обезьяна осталась. И, на мой взгляд, осталась тут главной. Формально она и во вступлении должна была быть на третьих ролях. Но там, где начинается поэзия, формальностям не место.
Суть такова: маленький мальчик, живущий с отцом и бабушкой, которому явно не хватает материнского тепла, получил в подарок от школьного логопеда игрушечную мартышку.
Дети, как и взрослые, бывают разными. Одни с раннего детства  проявляют себя сугубо рационально, здраво. Они не верят в сказки. Не верят в Деда Мороза. Они достаточно твёрдо стоят на земле, но они приземлены.
А есть дети, которые относятся к игрушкам, как к живым существам, на полном серьёзе разговаривают с ними, и это им не менее интересно, чем общение с друзьями. Особенно, если друзей нет. Настоящих друзей, родственных душ.
Мальчик ещё учится в первом классе, и ученик он не самый успешный. Он ещё не освоил и букваря. Но он в чём-то гораздо выше большинства своих ровесников. Он поэтическая душа, хотя, возможно, и не подозревает об этом. Он философ. "Печальный первоклашка".
Хочется привести цитату:
«Вася посадил мартышку в портфель». Именно ПОСАДИЛ, а не ПОЛОЖИЛ.
И так получилось, что именно благодаря общению с Мартышкой (хочется по справедливости написать её с Большой буквы), он спас от смерти отца. Он проснулся от того, что ему приснилось, что Мартышке грозит опасность. Он хотел её спасти, и проснулся. И, увидев, что отцу очень плохо, разбудил бабушку, которая, не надеясь на скорую помощь, на такси повезла сына в больницу.
Если у Ходасевича встреча с обезьяной совпало с началом Мировой войны, то встреча первоклашки с Мартышкой привела к событию не такому эпохальному, но доброму.
Кто-то может сказать, что это случайность. Но случайность это непознанная закономерность.
В настоящем художественном произведении, наряду с сюжетом, должен быть создан свой собственный мир, своё настроение. И это присутствует в «Мартышке». Три взрослых человека, каждый со своей непростой судьбой. Мальчик, несмотря на то, что у него есть папа, бабушка, учителя, одноклассники, испытывающий одиночество.
И Мартышка. Герой, хотя и без слов, но играющий важную роль. И хочется, подобно первокласснику, несмотря на свой возраст, сказать: «Спасибо, Мартышка!»