Понять и осознать...

Светлана Ромашкина 2
«Если я говорю языками ангельскими и человеческими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий»
Библия, Новый Завет, 1 послание к Коринфянам 13:1
Начало лета 2018 года не ознаменовалось особенными событиями: занятий во втором семестре стало значительно меньше, а в свободное время унылый холодный июнь не порадовал: погода не позволяла съездить за Волгу, поэтому оставались только обычные прогулки по улицам Красноармейской, Урицкого, Чернореченской, Желябова, банальный шопинг в «Ленту» и в «Пятерочку» да короткие встречи со своими знакомыми. Однако, в преддверии чемпионата, город наш преобразился, ведь не зря его называют третьей столицей после Москвы и Питера.
Самара! Язык мой никогда не повернется назвать свой милый сердцу город «грязной лужей», «унылой провинцией», как у некоторых (замечу: не у всех!), покинувших «родимый край» и обосновавшихся в Москве и Санкт-Петербурге. Нет! Каким бы ни было материальное положение, каким бы ни было окружение, какую бы престижную работу я бы не получила, если Господь выведет меня отсюда, то по Самаре я буду скучать всегда, она занимает особенный уголок в моем сердце: здесь сказочные живописные уголки – и Ленинградская, называемая «самарским Арбатом», здесь и красавица-Набережная реки Волги, которая тянется от речного вокзала аж до гостиницы «Волги» и кинотеатра «Волны», и парки – Струковский парк, парк Щорса, парк Гагарина, здесь Маяковский спуск с Цирком и Дворцом Спорта на возвышенности с одной стороны и Самарской площадью и храмом Георгия Победоносца – с другой. Здесь более спокойный и размеренный темп, чем в других городах, и - народ (!) – народ у нас все же необыкновенный, самарчане, как по отзывам многих коренных жителей, так и приезжих граждан, - теплые, душевные, открытые люди. Я лично ощутила это на себе: нередко, в маршрутке и другом общественном транспорте, уступают места пассажирам, а если случается что-то нечаянно уронить – сумку или зонтик или перчатки, тут же подберут, водитель или рядом сидящие люди помогут сориентироваться и не проехать нужную остановку, а контролеры-кондукторы нередко оказываются общительными людьми. Такие мелочи, такие мелочи, такие мелочи, а как они помогают ПОНЯТЬ И ОСОЗНАТЬ элементарные вещи, самые простые библейские истины – любовь к ближнему, которая вот так может проявляться повседневно и естественно. И это здорово, это тут же поднимает дух, и забываются и улетучиваются проблемы и все кажется несложным, разрешимым.
Чемпионат преобразил город внешне и внутренне. Трамвайная остановка Галактионовская ассоциируется теперь с большим пятизвездочным отелем светло-коричневого цвета, построенном в каком-то новом стиле (или я ошибаюсь?), большим символическим «земляным-травяным» футбольным мячом и кроссовкой на нем, а далее - почти полностью отреставрированными домами и историческими надписями «дом мещанки …», «доходный дом …», «особняк …». Чистота и красота Самары не могли не повлиять на настроение горожан – вечерами, идя на концерты, можно было встретить много приветливых и улыбающихся, а иногда сияющих горожан. Вход на площадь Куйбышева строго регламентировался полицейскими, охранниками и наемными рабочими, все проходили тщательную проверку: открывали сумки и показывали содержимое вплоть до мелких карманов, открывались все мешочки, кошельки, очечники, просматривались мобильные телефоны (стражи правопорядка просили их включать и показывать экран!), посетители снимали очки и головные уборы, полицейские при помощи специальных цифровых звуковых устройств проводили по всему телу и одежде и только после этого пропускали на концерт. И все равно не было ни возмущения, ни суеты, ни суматохи, ни растерянных или опасливо оглядывающихся лиц – жизнерадостные люди проходили на желанный чемпионат – послушать оперных певцов из столицы и людей, победивших в конкурсе «Голос», насладиться пением известной группы «Синяя птица» и, безусловно, посмотреть сам футбольный матч. При покупке напитков продавцам запрещалось отдавать крышечку даже от бутылочек из-под безобидного лимонада или минеральной воды, а площадь Куйбышева не была снабжена скамейками, так что людям приходилось все лицезреть или слушать либо стоя, либо сидя на бордюрах. Ничто не только не сломило дух самарчан, но, наоборот, казалось, прибавило жизненного тонуса, сил и энергии! С огромным удовольствием зрители слушали и аплодировали, а иностранцы в лице бразильцев, немцев, американцев и пр. танцевали со своими флагами, бурно аплодировали и с удовольствием присоединялись к русским, кому захотелось попрактиковаться в разговорном английском, немецком и других языках. Атмосфера дружелюбия, расслабленности и одновременно радости почти напомнила советские времена: люди просто по-настоящему отдыхали. Я пошла в тот день с подругами на площадь Куйбышева и меня поразила больше всего именно прекрасная обстановка, почти братство и дружба народов. Я не фанат футбольных матчей и группы «Синяя птица» (у меня другие вкусы), но мне было очень приятно ПОНЯТЬ И ОСОЗНАТЬ в очередной раз, здесь, на чемпионате, что люди жаждут вот этого какого-то перемирия, единства, сплоченности, любви к ближнему. Да, она, эта любовь, эта доброжелательность и уступчивость по отношению друг к другу, проявляется так просто, естественно, как дыхание, когда порядок и дисциплина, когда вместе с этим организованы культурные мероприятия и общение. 
После выступления оперных певцов мы с подружками направились в кафе, полакомились чаем и вкусным кофе со сладостями, а потом зашли во двор музея Модерна – посмотреть на картины, фигуры, покачаться на «полулунных-полусферических» деревянных качелях. Мои подружки детства и юности – очень и очень разные люди по характеру и темпераменту и привычкам, однако, все же, удалось с ними прекрасно ужиться в разные времена, они для меня были и будут и в чем-то утешителями, в чем-то – советчиками, в чем-то - единомышленниками, и в чем-то - воспитателями, и в чем-то учителями, впрочем, как и я для них. Мне было очень приятно, что они меня «вытащили» из моей «конуры-норки» - уже скучной и сонливой домашней обстановки. Они угостили меня минералкой и чаем и пироженками, и это было как раз вовремя, когда мне именно этого хотелось. ПОНЯТЬ И ОСОЗНАТЬ, что любовь к ближнему может проявляться и в дружбе мне тоже помогла эта прогулка, эти летние размышления… Мне очень нравится одно простое изречение: «Никогда не говори: просто друзья. Друзья – это совсем НЕ ПРОСТО!» В довершение ко всему вспомнилась детская песенка «Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной»…
В общем и целом, начало июля порадовало. Мне очень и очень хотелось остаться в городе, навестить своих друзей, посетить занятия по фитнесу и снова прийти в форму, заняться творчеством, однако, очередной раз заглянув в холодильник и увидев бесчисленное множество консерваций, замороженных овощей и ягод, я попыталась вспомнить, когда же я по-настоящему помогала родителям на даче…
Неожиданно раздался звонок мобильного телефона. Обычно мы созванивались с родителями каждый день, делились новостями и радостями.
«Доченька, а может, ты приедешь?» - голос мамы звучал спокойно, не было никакого давления, никаких жалобных ноток. Мама - исконно деревенский житель уроженец села Ташла, известного всем православным христианам своим святым источником. Несколько лет назад мама и папа купили домик в деревне Коромысловка в Ульяновской области, да и дачный участок в придачу. Сбылась их мечта – на пенсии, на склоне лет, иметь свое собственное «уютное гнездышко», дачу, дышать свежим деревенским воздухом и готовить шедевры-консервации. Мама – искусница в поварском, кондитерском и кулинарном деле. Сажать, рыхлить, поливать, собирать урожай, варить, парить, жарить, готовить рассол, консервировать – это ее стихия, ее любовь, ее бесконечная трогательная забота о семье. Мне же, городской жительнице, заядлой театралке, фану-меломану и «танцору диско» с филологической психикой, в самый раз бы остаться в Самаре на все лето или хотя бы на время чемпионата, но … Вспомнив места Писания из Библии о почитании родителей («Почитай отца и мать, И БУДЕТ ТЕБЕ БЛАГО, И ДОЛГОЛЕТЕН БУДЕШЬ НА ЗЕМЛЕ», «кто не печется о домашних своих, тот отрекся от веры и хуже неверного»), я все-таки решилась поехать и помочь, так сказать, послужить им, чем могу, как могу, пусть не с таким энтузиазмом и рвением, как мама и папа, но все же порадовать родителей, ближе и роднее которых нет на всей земле.
Купив билет до станции Кузоватово, я свободно и легко прошла на платформу через тоннели и железнодорожные пути; благополучно взобравшись в свой вагон, прибыла в место назначения через три с небольшим часа. Папа встретил меня почти на выходе из вагона, и мы направились к маме, она ждала нас на станции на скамейке. Когда я подошла, и мы обнялись, я, встретившись с родительским взглядом, ощутила прилив такой теплоты и благодати и нежности изнутри и снаружи, что меня осенило, что я точно и правильно поступила, как раз в тот самый момент в Самаре, когда глас Бога проговорил к моему сердцу… ПОНЯТЬ И ОСОЗНАТЬ силу родительской любви через их неотрывные взоры с узкими зрачками глаз, с приоткрытыми ртами, с руками, сложенными в замок, через ночное сияние луны, через перемещение по рельсам к родительской машине, чтобы «подкинуть» меня от станции Кузоватово до самой Коромысловки, где они и живут теперь – все это было для меня мощным Божьим откровением, когда в эти минуты я просто поняла, что вняла зову Святого Духа, что поступила очень и очень правильно именно здесь и сейчас. Родительская любовь невыразима, она всеобъемлющая, она безграничная, она неописуемая, она необъяснимая, просто в определенный момент каждый может это ПОНЯТЬ И ОСОЗНАТЬ

Деревенское июльское солнышко согревало поверхность земли, растения, кустарники, деревья, цветы, травы, плоды; коснулось оно и деревенских жителей, «поджарило» тех, кто не носил головные уборы и ходил полуобнаженным – загары на лице и на теле оставались у оных как после путешествия в Египет, Турцию или Тунис. Погода в самом начале моего пребывания была нещадно жаркой, однако пекло через несколько деньков спало, и это порадовало.
Все же каждый день мне удавалось прогуляться, потоптать полынь, очиток, провести рукой по сурепке, пастушьей сумке и пижме, а то и по другим растениям и траве. В Коромысловке нет четкого чередования степи, кустарниковой растительности, лесной гущи, оврагов, построек – здесь все переплелось в каком-то хаосе и беспорядке, как-будто случайно «налеплено» на отдельные участки земли, и, проходя извилистыми тропинками, не поймешь, где степь, где лесостепь, где холмы, а где изобилие оврагов. Но я уже привыкла к этой дисгармонии, и нашла в этом свою прелесть. Я знала, что родители наслаждаются пребыванием в деревне, и эта радость передавалась мне – радость, что им хорошо от того, что дочка здесь и отдыхает, и помогает. И природа здесь мне казалась милее, прекраснее, красочнее, чем обычно. На нашем участке мне удалось собрать красную и черную смородину, крыжовник, а потом и сделать желе и сварить варенье из ягод. Земля дала большой плод огурцов, зелени, чайных трав, и небольшой - помидоров и кабачков. Удалось сделать консервации – несколько банок огурцов, желе, варенья. Ну, и за это, - слава Богу! Самым прекрасным деревенским фитнесом было перетаскивание дров с открытого участка земли от забора в задворье – место под крышей дома, возле бани. Собрать и уложить на «экибану», непохожую ни на тележку, ни на мини-машинку, ни на какое-то механическое приспособление – на узкие перпендикулярно пересекающиеся доски без боков с двумя колесами, перетянутые толстой продольной веревкой, - задача не из легких. Справиться с таким заданием удалось, преодолев препятствия в виде пристроев для птиц и небольших погребков для хранения овощей, провозя на этой «бандуре» дровишки, не уронив ни одного полена! Но … врагу не сдается наш храбрый варяг! Я Светлана Викторовна, а значит – Светлана Победовна (Виктор значит «Победитель»)!!! Говорят, труд облагораживает человека. Наверное, это так. В Библии, в книге Екклесиаста, написано, что «если человек ест и пьет и находит радость в труде своем, то это от Бога». С другой стороны, труд выбивает лишние, ненужные мысли, убирает хлам из нашей души, просто происходит своего рода катарсис – освобождение, исцеление, восстановление и жизнь. Удовлетворенность тем, что помогла родителя постепенно перешла в огромное удовольствие: немного привыкая к деревенскому образу жизни и научившись некоторым вещам, может быть, я бы осталась и подольше, если бы здесь были мои близкие друзья и совместное общение, интернет и музыка, богатая библиотека.
А через несколько дней в деревне произошло еще одно маленькое приятное событие. Маме очень захотелось купить милардов-индоуток. В качестве подарка я подарила маме шесть очаровательных ярко-желтых созданий с гибкими шейками, розоватыми плоскими клювами и маленькими крылышками. Звук, который издавали эти организованные, собранные, дружные существа, был непохож ни на чириканье воробьев, ни на трель соловья, ни на кудахтанье кур, ни на заманчивые переливы каких-то пернатых, это непередаваемые то высокие, то низкие нотки в голосках типа «чр-тююююввф-чаррр-тим-тюювф» служили, им, видимо, и знаками соглашения, и передачей информации, и договоренностью о чем-либо, ибо именно после этих переговоров они то гуськом, то парами плавно переходили на участочек земли около гряды картошки и кабачков. Небольшие емкость с кормом служили им пищей, которую они аккуратненько забирали в клювики, уступая друг другу местечки, а корытце с водой было и питием и водоемом и своего рода гелем для душа – кто-то из них барахтался и купался, выделывая трюки, а кто-то набирал в клюв воды и принимался чистить грязную грудку и бока своего соседа. До чего разумные и интересные браться наши меньшие! Индоутятки, в отличие, от куриц, не бегают за хозяйкой куда ни попадя, не переворачивают лапками емкость с кормом, они все-таки приятнее и аккуратнее и следят друг за другом. В общем, зрелище это было необычное! В Самару поехала с мамой счастливая, с одной стороны, - с выполненным чувством долга, с другой, - с полной машиной плодов своего труда – ягодами, овощами, зеленью, чайными травами, молочком и копченым мясом. А оставшегося лета хватит и на поездку на Проран, и на отдых, и на подготовку к интересным занятиям для студентов, и на написание методички, и на создание своего творческого проекта.
Этим летом открыла для себя Есенина-прозаика. Еще со школьной скамьи мы знаем его как величайшего русского поэта, однако и как прозаик Сергей Есенин не только приятно удивил, но и потряс как тематикой своих произведений, так и стилем повествования. Прочитав два его рассказа – «У Белой воды» и «Бобыль и дружок», мне очередной раз пришлось ПОНЯТЬ И ОСОЗНАТЬ, что любовь в разных ипостасях – смысл человеческого существования: это любовь «агапе», или Божья любовь, которая познается через Божьи откровения – молитву и чтение Слова Божьего – Библии, и только через сверхъестественное прикосновение Божьей силы и благодати мы можем любить; это любовь «филема», то есть братская любовь, любовь дружеская; это любовь «сторге» - материнская любовь, которая охраняет, защищает, окрыляет, оберегает; это любовь «эрос», то есть любовь между мужчиной и женщиной, единение духовное, душевное и физическое.
Первый рассказ повествует об угасшей любви и сексуальной неудовлетворенности крестьянской женщины, ее внутренней борьбе, чувствах, эмоциях, осознании свой собственной греховности, борьбе и страдании до физического изнеможения, попытке спасти себя. Вечная тема любви испокон веков тревожила сердца и думы людей, и затронула душу Сергея Есенина. Именно женской неразделенной любви и неудовлетворенности. Главная героиня рассказа – Палага – пытается удалить от себя злую похоть при помощи молитв и поклонов у иконостаса в церкви, быстрой пробежке по траве, избегания встреч с мужчинами, но в конечном итоге, узнав, что когда-то любящий ее муж, яростный и страстный и «горевший» в молодости, слег от болезни и уже безнадежен, бедная женщина пытается восполнить свою страсть с другим, более молодым мужчиной, хотя при этом осознает греховность поступка и стыдится всего этого. ПОНЯТЬ И ОСОЗНАТЬ, что без любви мы ничто пришлось и великому поэту, родившемуся в простой крестьянской семье.
Второй рассказ – «Бобыль и Дружок» говорит о любви-преданности, любви-дружбе, которая чрезвычайно сильно проявилась у седого старика Бобыля к собаке Дружок: готовый отдать ему последний кусок хлеба, поделиться самым сокровенным, сопровождать дни и ночи в горе и в радости, в счастье и несчастье. Заканчивается рассказ смертью старика прямо на печи в своем доме, когда его нашли люди вместе с преданным псом, а когда закопали, то преданная собака, скулив и тосковав несколько дней, так и замерла и испустила свой дух на его могиле. ПОНЯТЬ И ОСОЗНАТЬ, что и братская преданность и крепкая дружба нужны нам как воздух помогло и прозаическое творчество Есенина.
Да, без любви мы – медь звенящая или кимвал звучащий, так говорит Великая Книга – Библия. Нам нужна и Божья любовь – «агапе» и безусловное принятие себя Богом и самими собой, и так и только так мы сверхъестественной силой сможем любить ближнего как самого себя; нам нужна и братская любовь – «филема», нам нужна и материнская любовь – «сторге», ибо родители – это два крыла, которые у нас по жизни, покуда они живы; нам нужна и любовь – «эрос», мы созданы для того, чтобы любить и быть любимыми, союз мужчины и женщины – душевный, духовный и физический, счастливый брак, семья, ибо «нехорошо быть человеку одному».
В довершение ко всему, теперь у меня совсем другое состояние сознания – никакого чувства вины, никакого самоосуждения, никакой суеты, поспешности и торопливости, гармония с самой собой и окружающими…
июль-август 2018г