Спектакли студии Юлии Тагали

Алла Валько
               

          Из серии «Московские впечатления-2018». Ч.11

Моя подруга Инна Шифанова пригласила меня в библиотеку им. Н.В. Гоголя на моноспектакль «Айседора…шарф…Есенин», поставленный руководителем студии свободного импровизационного танца Юлией Тагали. В настоящее время этот танец получает всё большее распространение. В начале ХХ века его создала великая танцовщица Айседора Дункан, считавшая, что «…наибольшее богатство человека – это его душа и воображение. Танцевать – это жить.» Айседору вдохновляла греческая античность. Её идеалом была танцующая Гетера, изображённая на греческой вазе. Дункан заимствовала её образ: выступала босиком, в полупрозрачной тунике, с распущенными волосами. В то время это было ново и необычно.
 
У Юлии Тагали инженерное образование, но в зрелом возрасте она увлеклась исполнением импровизационного пластического свободного танца. Во время выступлений Юлия почувствовала интерес к своему творчеству и отклик у зрителя. Так родилась идея студии. Особенностью студии является то, что артисты не разучивают сложные «па», а на репетициях и выступлениях свободно импровизируют на заданную тему, причём танцы исполняются преимущественно босиком, как когда-то танцевала Айседора Дункан. Руководитель студии испытывает огромное удовлетворение от того, что её артисты полностью раскрывают свой потенциал, выражая себя в свободной пластике.

В студии есть молодёжь, но всё же костяк составляют те, кому за пятьдесят. В коллективе три поэта, два психолога, филолог и переводчик со словацкого, художник, редактор, музыкальный руководитель. По окончании концертов студийцы обычно приглашают зрителей потанцевать. Юля с гордостью говорит о том, что её питомцам приятно видеть радость на лицах гостей и их сияющие глаза.

Юлия - лауреат международного фестиваля танца памяти Айседоры Дункан, дипломант театрального фестиваля «Волшебный край кулис», руководитель уникальной танцевальной студии «Музыка. Образ. Танец», лауреат фотоконкурса "50 ПЛЮС". Юлия рассказывает, что она счастливый человек, любит жизнь, солнце, ей нравятся созданные её учениками образы очаровательных сударынь и сударей, и она любит танцевать сама.
 
Однажды я уже побывала на спектакле этой студии «Айседора», который был посвящён путешествиям знаменитой танцовщицы по Америке, России, Франции, Англии, Ирландии, Шотландии, Германии, Венгрии и другим странам. Танцовщики представили биографию знаменитой Дункан, исполняя танцы стран, которые она посетила в своих поездках по планете. Зрители испытывали огромное наслаждение не только от пластики, но и от их ярких костюмов артистов. Некоторые из них танцевали с лёгкими развевающимися шарфами, другие - с цветами или вазами. Каждый танцор создавал в движении неповторимый сценический образ.

В спектакле принимала участие моя подруга Инна, воссоздавшая образ красивой и гордой, как королева, актрисы, с которой, приехав в Англию, на одном из приёмов встретилась Айседора Дункан. В эффектной белой юбке, тёмной блузке и широкополой шляпе Инна-актриса двигалась грациозно и вместе с тем величественно. По своей специальности Инна психолог, но прекрасно совмещает свою профессиональную деятельность с занятиями танцами. Кроме того, Инна постоянно дежурит на Большом Москворецком мосту на месте убийства известного политика и государственного деятеля Бориса Немцова.
 
Большое впечатление на меня также произвёл прекрасно исполненный китайский танец. Было очевидно, что его исполнительница не понаслышке знакома с культурой этой восточной страны. На фоне женщин-исполнительниц выделялся единственный в коллективе мужчина - Олег Синицын, исполнивший шотландский танец. Он инженер, но имеет также театральное образование и импровизирует на фортепьяно.

В этот раз в библиотеке им. Н.В. Гоголя я стала зрителем моноспектакля, в котором две роли одновременно - Айседоры и ведущей - исполняла Юлия Тагали. О жизни и творчестве поэта Сергея Есенина и танцовщицы Айседоры Дункан написано много книг, оставлено много воспоминаний. Писательница Галина Дюмонд в своей книге «Айседора…шарф…Есенин» с большой теплотой отразила совместный период жизни этих людей. Некоторые приветствовали любовь Есенина и Дункан, другие отвергали, но равнодушных к их чувствам не было.

Взяв за основу произведение Галины Дюмонд, Юлия Тагали создала танцевально-поэтический сольный спектакль «Айседора… шарф… Есенин», в котором она в роли ведущей читает стихи Есенина. Поэзия выразительно дополняет образы, которые угадываются в музыке Ван Бастена, Микаэля Таривердиева, Оридженса, Олдфилда, Хрисомалиса, Сьюзен Чайн, Вангелиса, а также в шуме океана и мелодии «Вечерний звон» в исполнении Русской роговой капеллы.
 
Когда я увидела название «роговая капелла», то не поверила своим глазам. Но оказалось, что всё так и есть. Роговая музыка родилась в Санкт-Петербурге в 1751 году и стала уникальным явлением в мировой музыкальной истории. Однако после столетнего звучания она была утеряна, казалось, навсегда. Неоднократные попытки возродить её к успеху не приводили.

Тем не менее в 2001 году в стенах РГПУ им. А.И. Герцена вновь зазвучал роговой оркестр. Автором возрождения роговой музыки стал Сергей Песчанский, создавший коллектив «Русская роговая капелла», который поражает слушателей незабываемым звучанием необычных инструментов. Роговой оркестр — это музыкальный коллектив, исполняющий музыку на охотничьих рогах. На каждом инструменте можно издать лишь один звук хроматического звукоряда, поэтому изначально в таких оркестрах музыкант закреплялся лишь за одним инструментом. В современных же роговых оркестрах исполнители могут последовательно играть на нескольких инструментах, что даёт возможность сократить число музыкантов в оркестре. Поэтому, если раньше их требовалось от 25 до 40 человек, то теперь достаточно 12-15.

По исполнительским принципам рога можно отнести к медным духовым инструментам. Их ближайшими родственниками являются валторна и альпийский рог. Роговые оркестры — это специфическое российское явление.

Начиная спектакль, Юлия говорит, что Айседора была уникальной личностью, давшей толчок развитию свободного танца. Слушая музыку, сопереживая ей, она мысленно создавала музыкальный образ, который затем гениально воплощала в танце. Меняя платья и воздушные шарфы, Юлия-Айседора создаёт образ Дункан в различные периоды её взаимоотношений с Есениным.
 
Вот Айседора прилегла на диван. Есенин у её ног. Она с наслаждением погружает руку в его золотые локоны, с акцентом приговаривая: «Золотая голова». А в этот момент Есенин шепчет: «Я не знал, что любовь - зараза, я не знал, что любовь - чума».
 
Но ничто не вечно под луной. Айседора вспоминает, как ей рукоплескала Европа и Америка, как её танцем и выразительной пластикой восхищались многие известные люди, включая Франклина Рузвельта, как зрители разрывали на полосы её одежду, чтобы сохранить память о ней. А вот сейчас Айседора сидит за столиком и читает его письма, поглядывая на стоящую тут же, на столе, фотографию – её и Сергея. Айседора размышляет: «Ну, почему он? Этот мальчишка!» Действительно, у неё было очень много поклонников, готовых сложить за неё голову, но почему она отдала свою душу именно ему? И Юлия-Айседора вытанцовывает свою боль, свою тоску и отчаяние.

Исключительно выразительны в её руках меняющиеся шарфы. Они помогают передать танцовщице всю гамму обуревающих её героиню чувств. Ей пришлось смириться и со смертью детей, и с разрывом с Сергеем Есениным. Но несмотря на это, Айседора остро переживает смерть любимого. В глубоком горе она бродит по улицам Парижа, не находя утешения.

После спектакля зрители награждают Юлию оглушительными аплодисментами, ибо соприкосновение с прекрасным всегда возвышает душу, вызывает желание рассказать о нём другим людям и творить прекрасное самому.