Дерзновения из Подполья

Бармин Виктор
                Дерзновения из «Подполья».
               
                "Ты в этом роде и пиши"
                (Ап.Григорьев (Из воспоминаний Ф.М.Достоевского)

Здесь (и там) я пишу нечто ТАКОЕ, что еще никто никогда не писал. Впрочем, я еще не пишу, а только задумал написать нечто ТАКОЕ, какого еще не бывало. У Николая Бердяева есть уникальные мысли про творчество, мысли про человека. Так вот, по Бердяеву,  творчество делится на два основных этапа: то что в замысле у человека, то – есть первичное и гениальное в человеке первотворчество или, по другому, первичный акт творчества. Второй этап, есть, собственно, объективация первичного акта, отражающаяся в виде нисхождения к миру, как реализация в виде искусства, в виде мастерства, донесение слова, мысли до читателя. Мои первые слова многие воспримут, особенно из мира Науки, как очень самонадеянные и дерзновенные, очень несамокритичные и глупые. Ну, так пусть же! И пусть так воспринимают. А разве сам не осознаю в себе ТАКОЕ дерзновение?.. Если во мне ироническая улыбка, то как вы думаете, господа? У меня дрожь по телу пробегает. Во мне такой замысел созрел, такое уже во мне есть, как в виде произведения, свернутое в Точку, которое со стороны покажется неким фантастическим наброском мысли. А разве содержание текста в виде наброска уже не фантастично, не выходит за пределы того, чтО уже было сказано-пересказано о Достоевском до меня? Не всё ли равно, что там было до меня? Мне, здесь и сейчас, интересно тО, чтО творится во мне! Какие миры во мне крутятся. В каких мирах сам бываю. Кто ведает? Вот это-то и Загадка! Вот такое-то и фантастично, и дерзновенно!  А впрочем, не сильно ли меня унесло дуновением ветерка, неким ли фантастичеким элементом в моих мечтаниях, в моем дерзновении? (Вопрошание с иронической улыбкой). О, еще как сильно и еще как далече! Такие дали вы еще и не видывали. Вот, подобно же думал, когда писал про загадку Ивана Карамазова. Ну, вот написал. И такое про Ивана К. выразил, что еще никто такого не писал, возможно, даже и не думал про ТАКОЕ. «Нет, слишком дерзновенно, даже дерзко, вы как-то поумерьте свою заносчивость, молодой человек». Нет во мне заносчивости и гордыня не по мне. А есть отчаяние, какое-то жутко тоскливое отчаяние. Ни одного критического отзыва к моей «загадке Ивана». Такое чувство, что роман «Братья Карамазовы» и не читал никто по-настоящему от корки и до корки, да с карандашом в руках. Да пусть даже и без карандаша, но внимательно, очень внимательно. Вот мне и КАРА за мое дерзновение! Ну и пусть же. Пусть и с «Подпольем» меня ожидает Безмолвие! Ведь, Безмолвие – это стихия «Подполья». Пусть буду один я. Но разве один? Со мной Автор и его «последний герой»!
 Чего тебе еще-то надобно? Чего ты ожидаешь от критики? Не ожидай от них ничего. Иди и твори! Сядь и пиши, пока… Пока Твои образы во мне, пока я вижу миры Твои, то хватило б сил, хватило б любви и памяти, «воспоминания снов», чтоб записать все то, что мной увидено и услышано. Но как труден этот путь! Трудно восхождение к вершине, но и трудно и опасно нисхождение к миру. Мастерство и есть нисхождение к миру. Чтобы мир узнал тебя, нужно открыть ему неведомые миры, открыть так, как единожды в жизни. Вот с мастерством-то у меня и были проблемы, и есть. Мне с трудом достается развёртывание, экспликация образов из той Точки, в которой первично родился замысел всего произведения. Так всего много в ней, такое многообразие, что и вообразить невозможно. Бесконечность! Вообразима ли до конца, до Точки?.. «К черту мастерство!» Гениальный критик Аполлон Григорьев посоветовал Федору Михайловичу КАК писать. И Достоевский прислушался к совету Друга, что после выразилось в «пятикнижье» романов. Когда гениальные творческие личности нечто советуют, то прислушаемся и мы к ним. Прислушаемся, чтоб творить в этаком роде!.. И, когда я пишу, мне не нужно «зрение». С открытыми глазами я смотрю в окно монитора, но в это время я нахожусь в «сновидении». Там такие открываются образы, такие миры мелькают, пролетая сквозь!.. Форточка сознания открыта, и повеяло дуновение ветерка. Мне свежо и здорово, и светло в пещерах моего «Подполья». Мой руль – свобода творчества, мой компас – ценности Культуры.

Ну, поехали!..
Куда?..
Вперед, вверх!..


                (Начато в текущем 2019 году)