Четыре месяца войны

Нина Пигарева
(Фото автора)

Быстрокрылой птицей пролетело детство Настёны в одном из живописных сёл Чернозёмного края с поэтическим названием Русская Журавка в окружении заботливых, любящих родителей и двух младших сестрёнок.
      
Ничто не мешало Насте хорошо учиться и строить планы на будущее. Но на пороге десятого класса светлую полосу жизни Настюши вдруг перечеркнула чёрная метка. На мир обрушилась война. Все надеялись, что она скоро стихнет, но адская машина военного времени только набирала обороты. Враг молниеносно наступал. И через год фашисты подступили к Дону.
      
В срочном порядке Настя, как и многие другие, была командирована на укрепление обороны вдоль берегов реки: копали окопы, рубили лес, шедший на противотанковые завалы. Работали до изнеможения. А в декабре сорок второго Настю Чернавину ожидало ещё большее испытание - дорога на фронт.
      
Провожая семнадцатилетнюю дочку в далёкий путь, её мать, тётка Ксения, кричала навзрыд и падала без чувств. Не мог тогда Ксению поддержать её муж. Алексей Чернавин с сентября сорок первого храбро сражался за Родину. Заглядывая вперёд, отмечу: он вернулся домой победной весной, весь израненный, с осколком в груди.
    
Попала Настя в медсанчасть, размещавшуюся в селе Гороховка. Девушка панически боялась одного вида крови, а тут мигом она будто очутилась в её бескрайнем потоке. Почитай каждый дом был заполнен ранеными, а они беспрерывным конвейером всё поступали  и поступали с поля боя.
      
Боль, крики, стоны искалеченных бойцов разрывали неокрепшую душу юной санитарки. Но, подавляя в себе страх и слёзы, Настя делала всё возможное для облегчения их страданий. Не раз доводилось и самой быть на волоске от смерти, когда под хлещущим «градом» свинца вытаскивала тяжелораненых с места сражения.
      
С наступлением Советской Армии военно-полевой госпиталь последовал за передовой. На подводы погрузили лишь самое необходимое, а медработникам предстоял трудный пеший ход.
      
Освободив Россошь, Валуйки, Купинск, советские войска ступили на украинскую землю. Очистив от немецко - фашистских захватчиков Харьков, они тронулись дальше. Санитарная служба Насти временно расположилась километрах в сорока от города. Но проходит день, второй… пятый, а вокруг тишина.
      
К вечеру шестых суток разведка донесла печальную новость: санчасть оказалась в тылу врага. Её начальник отдал приказ - с наступлением темноты, налегке, выходить из окружения. Ориентир - Чугуевский  лес - крайний путь к линии фронта…
      
Больше недели по февральскому рыхлому снегу и под покровом ночи санчасть медленно пробиралась к своим. И, вот, наконец, вышла к реке, за которой возвышалась лесная чаща. Но предусмотрительный враг прорубил ледовый панцирь реки. А в небе уже забрезжил рассвет…
      
Заметив передвижение, немец открыл огонь. Все кинулись врассыпную: кто в кусты, кто в сугроб, кто залёг в лощине. На малейшую попытку подняться с земли фашисты отвечали пулемётной очередью. «Вросла» всем телом в снег и Настя. От страха и холода одеревенело всё тело.
      
Уже смеркалось… И вдруг прямо над её головой закружил «мессер». Ещё минута - оглушительный взрыв и полное забытье…
      
Очнулась только в полночь, уже под еловыми кронами Чугуевского леса. Над пострадавшей склонились товарищи. Среди них Настя была самой молодой.
      
Вследствие тяжёлой контузии девушка не могла пошевелиться, с трудом она улавливала голоса, а речь вовсе отсутствовала. Открыв на миг глаза, Анастасия снова потеряла сознание…
И вновь друзья не оставили её в беде…

Четыре месяца провела Настя на войне. И этого времени хватило для того, чтобы искалечить тело и душу девушки. Полгода её переводили из одного госпиталя в другой, но нигде лечение не приносило положительных результатов. Лишь горьковским докторам удалось частично восстановить утраченное здоровье восемнадцатилетней фронтовички.
      
Домой Настя возвратилась с сопровождающим в сентябре 1943 года. В руках - костыли, в глазах - боль…

Ту встречу с родными Анастасия Алексеевна не может вычеркнуть из памяти всю жизнь. Под горькие причитания мамы, к Насте подбежала с уговорами сестрёнка Зина: «Зачем тебе проклятые «подпорки», забрось их, - плакала девочка, я тебя, Настёна, заново научу ходить. Вот увидишь, у нас с тобой всё получится».
      
Но пройдёт ещё не один месяц, пока Анастасия самостоятельно сможет передвигаться и радоваться жизни.
      
В первую очередь она продолжила образование, избрав профессию бухгалтера. В 1946 году Анастасия вышла замуж за бывшего фронтовика  - инвалида Тихона Шубина. Через год у них родился сын, а в 1951 году Бог послал дочку.
      
Свою Журавку семья Шубиных покинула в конце шестидесятых и поселилась в Каширском. Вплоть до выхода на пенсию, Анастасия Алексеевна возглавляла бухгалтерскую службу колхоза «Победа». Её добросовестный труд отмечен многими почётными грамотами, благодарностями.
      
Напоследок хочется от чистого сердца пожелать ветерану войны и труда Анастасии Алексеевне Шубиной доброго здоровья, тёплого окружения близких, мирного неба над головой.
-----------
Май 2008 год, с. Каширское.