Летчик - истребитель. Воспоминания

Лилия Каширова
Летчик-истребитель. Воспоминания.

                Посвящается  командиру
                эскадрильи
                летчиков -истребителей,
                капитану Скоморохову Виктору
                Семеновичу.


    1972 год, Сибирь, Томск. Это было то время, когда мы ничего не слышали ни о генно модифицированных продуктах, ни об усилителях вкуса, ни о разных искусственных и вредных компонентах, которые сейчас повсеместно используются при изготовлении продуктов.  Зато  в настоящее время мы  слышим много легенд о Советском времени, в основном негативных.
   Жили мы просто и можно сказать добротно. Фрукты: лимоны, апельсины, яблоки в течение зимы постоянно появлялись в сибирских магазинах,  осенью я  за копейки закупала среднеазиатские необыкновенно - сладкие арбузы. Которых нам хватало на целый месяц
   Дом пионеров - это было то необыкновенное место, в котором дети могли  творчески провести время и совершенно бесплатно научиться многому, а не болтаться по улицам. 
    Почти каждое лето я с моей малолетней дочерью отдыхала в Крыму 1 или даже 2 месяца для укрепления ее здоровья.
    Особенно памятным стал для меня август 1972 года.
 Евпатрия, песчаный пляж. Я- спортивная женщина после длинного заплыва отдыхала в тени на своем топчане, моя 6 летняя дочь с группой других детей находилась под присмотром воспитателя санатория.
    По соседству со мной располагалась армянская семья: муж с женой и двое детей  -подростков. Муж всегда занимал место рядом с моим и как только я ложилась отдыхать, он садился на боковую часть топчана, лицом ко мне , поворачиваясь  к жене спиной и нагло рассматривал меня,  слегка прикрываясь газетой, якобы читая. Место поменять  я никак не могла, за него было заплачено вперед.  Лежак слева от меня обычно пустовал.
   Вдруг однажды передо мной появился, высокий и стройный мужчина с шапкой невероятно густых и вьющихся волос цвета спелой пшеницы, с темно синими открытыми глазами, задумчиво смотрящими  куда-то вдаль, он бросил большое махровое полотенце на свой топчан, что был слева от меня и представился:
      - Виктор Семенович.  Я видел, что вы замечательо плаваете. Приглашаю вас на соревнование. Я согласилась, мы пошли к морю. Армянин было подскочил и направился за нами, потом одумался и вернулся назад. Соревнование в плавании Виктор Семенович проиграл. В процессе беседы выяснилось, что он старше меня на 20 лет. Мы разговорились.
      - Скоро приедет моя старшая дочь, она учится в университете, тогда я вас познакомлю, будете вместе на пляж ходить, и мне будет спокойнее оставлять ее с такой замечательной пловчихой. А иногда  обедать будем все вместе, я неплохо готовлю.
     - Видимо, он по профессии повар, - подумала я, заметив, что этот нестандартный мужчина обычно собирает на пляже небольшую команду из 3-4 человек, и они занимаются йогой. Он пригласил и меня присоединиться к ним, но я отказалась.
   После занятий йогой он обычно уходил с пляжа.  Но в это утро перед уходом он предложил мне поменяться с ним местами, на что я радостно согласилась, удалившись на безопасное расстояние от назойливого соседа.

   Виктор Семенович был интересный собеседник. В  процессе следующей беседыс ним я узнала, что он мастер по холодильним установкам в нескольких санаториях и  появлялся на работе только тогда, когда получал специальное сообщение на телефон о какой-нибудь поломке. Я не могла понять, как и откуда от получал это сообщение на обычный домашний телефон,  хотя он в деталях описал мне устройство, изобретенное им, с помощью которого осуществлялся этот звонок.
В конце он добавил:
- Пришлось закончить специальный техникум по холодильным установкам, чтобы было чем себя занять после выхода на пенсию, - пояснил он.
Я удивилась и  спросила :
- А когда же Вы вышли на пенсию?
- В 36 лет, я по профессии летчик, летчик - истребитель... А летчики рано выходят на пенсию.
    В тот  момент ему было 49 лет.Вот тут - то и началось самое интересное. Днем, когда у моей дочери был сон час, мы с ним иногда гуляли по набережной, и он мне рассказывал какую-нибудь историю из его летной жизни. Историй было много и одна интереснее другой. Но по прошествии времени, они почти все стерлись из моей памяти и только одна крепко запала в душу.
   Он рассказывал  мне эту историю, почти не замечая меня, а глядя куда-то вдаль, видимо, переносясь в то далекое  время и заново переживая  события.
 - Вырос я в бедной многодетной семье, неплохо закончил среднюю школу, что было обязательным в то время, после чего родители меня определили в летное училище на полное государственное обеспечение, поскольку несмотя на трудное детство и постоянное недоедание, здоровье, и зрение  у меня оказались отличными, и я прошел по конкурсу.
     -А я ведь только родилась,- подумала я, глядя на этого  молодо выглядевшего мужчину в возрасте 49 лет. Для меня, 29 летней, он, конечно, был стариком.  Но он так красиво и образно рассказывал, что я, обо всем забыв, слушала его истории. 

-Я еще не успел закончить училище, как разразилась война. Нас перевели на ускоренное обучение, где также готовили к будущим боям и к тому, чтобы только самому сбивать неприятеля, а не быть сбитым. Для этого нужно было себя натренировать и закалить в себе уверенность, что я буду победителем. Победителем будет только тот, кто с уверенностью идёт в бой.

Позднее я узнала что быть лётчиком-истребителем способен только 1 из 100000 человек. Когда лётчик во время ВОВ уничтожал 5 вражеских самолётов он переходил в категорию "асов". Асы воздушного боя это уникальные лётчики. В них специально культивировалась непоколебимая уверенность в себе и в правильности своих действий. Если посмотреть им прямо в глаза, вы поймёте это. Неудивительно, что из 154 дважды Героев Советского Союза - 65 фронтовые лётчики.

 Виктор Семенович продолжал:
- Особенно трудными оказались первые дни войны, когда был нанесен большой урон нашей авиации на аэродромах. Врагу удалось завоевать господство в воздухе. Однако ему не удалось достичь главной цели — сломить высокий моральный дух советских летчиков, их непоколебимую стойкость, стремление выполнить боевую задачу любой ценой.  Но могу сказать, что  уже  в 1943 году большинство немецких летчиков нам уступало в маневренном бою, немцы стали хуже стрелять, стали нам проигрывать в тактической подготовке, хотя их асы были очень «крепкими орешками.

В бою летчик-истребитель выполняет одновременно несколько действий ведь он один в самолете. Он и управляет им, он и штурман, и радист, и стрелок. Поэтому ему необходимо не только мгновенно охватывать всю создавшую обстановку, но и уметь распределять внимание. Голова как на шарнирах. Не опоздать бы увидеть врага. Кто ленится осматривать воздух, тот дорого платит за это.

Вдруг в районе гор. на нас сверху падает сразу два самолета «Мессершмитт». Мы застигнуты врасплох. Я, как сумасшедший, беру ручку на себя. Машина страшно содрогается, но к счастью, не срывается в штопор. Очередь «фрица» проходит в метрах пятнадцати от меня. Опоздай я на доли секунды с маневром, немец отправил бы меня на тот свет.
В просторном небе начался смертельный поединок, завертелось бешеная карусель. Самолеты вошли в круг (вираж), один в хвост другому.

Противники стараются упредить друг друга. Горе тому, кто не выдержит принятого темпа, кто отколется от группы, кто свернет в сторону, пушечная или пулеметная очередь будет наказанием за эту оплошность.

 В таком фантастическом круговороте на максимальных скоростях каждый ждет ошибки своего противника. Рано или поздно она должна произойти, и ее не прощают. На вираже мне удается зайти немцу в хвост и он стремится выйти пикированием. Мы стремительно несемся к земле… «Худой» весь серый, кроме зловещего креста и паукообразной свастики на фоне красного круга, выходит из пике, я преследую его.

Метр за метром я приближаюсь к нему. Он увеличивается, растет на глазах. Я ловлю его в прицел. Тонкая струйка черного дыма отделяется от фюзеляжа. Он накренивается, вздрагивает. Затем финал: «мессер», перевернувшись в воздухе, врезается в землю, окутанный пламенем и дымом, подняв тучи снега и земли.

Рассказчик выдержал короткую паузу и продолжал:

В воздухе летчик чувствует работу мотора так же, как собственное сердце. Мой слух сразу уловил перебои в его работе. Посмотрел на приборы – обороты падают. Беру курс на восток. Сумею ли уйти подальше от расположения вражеских войск, дотянуть до аэродрома  или придется сесть здесь, на «пузо»?

Виктор Семенович перевел дух:

Но с этого момента началось самое интересное: стрелка прибора горючего приблизилась к нулю. Что делать? Прыгать? Самолет может упасть в любой момент. Но внизу гористая местность, прыгать невозможно. Я продолжаю лететь,
еще минут 15, минуя горный хребет, все, от фашистов я оторвался, внизу довольно плоская площадка,  я снижаюсь и , рискуя , приближаюсь к земле, пытаясь посадить самолет в неизвестном месте, но к счастью, оказалось, что родился я в рубашке, удалось совершить посадку.

Рассказчик вышел из задумчивого состояния, улыбнулся:

 Ну, как там Ваша дочь? Наверное, уже проснулась. Подходите к моему санаторию, я попрошу вас покормить обедом. Продегустируете. А завтра моя дочь приезжает.  Надо готовиться к приезду.