1. Маленькая швейка...

Любовь Силантьева
   
        (Из серии коротких рассказов
        о детях - для детей и взрослых)

***
  Это было время шестидесятых, когда родители оставляли ребёнку одну чистую бутылку из-под кефира и пятнадцать копеек; вешали ему ключ за резиночку на шею и уезжали в промзону, за город - на работу в завод - до вечера.
  Ребёнку наказывалось съесть прикрытый салфеткой завтрак на столе; сдать бутылку  в молочном отделе ближайшего гастронома; добавив к её стоимости пятнадцать копеек, купить себе бутылку молока или кефира и выпить с булочкой или бубликом до прихода родителей.
  Ребёнку, если не было бабушек, предоставлялась полная свобода: он мог гулять во дворе или, бывало, ещё где с такими же детьми, как и сам - с ключом на резиночке от квартиры. Не помнится случаев, чтобы кто-то из взрослых мог причинить детям какое-то зло.
  Плохая погода, или не хочется идти гулять на улицу по какой-то иной причине - сиди себе дома, смотри добрые, милые мультики по чёрно-белому телевизору "Рекорд", читай "Приключение Тома Сойера" Марка Твена, играй в настольный хоккей с другом или в "дочки-матери" с куклами. Девочки того времени хорошо владели швейной иголкой, многие умели с детства пользоваться не только детской швейной машинкой, но и маминой - фирмы "Зингер". Девочки вообще много чего умели!..
  В один морозный зимний день, когда по городскому радио объявили, что в связи с понижением температуры воздуха (а морозы тогда были - ой какие!) занятия в школах отменяются, ученица третьего класса Маша Кротова находилась дома одна, как и большинство её сверстников. Девочка повалялась подольше в постели, раз уж в школу не идти; позавтракала куском пирога с чаем,  посмотрела мультики...
  Чем бы ещё девчушке заняться?..А не поиграть ли ей в "дочки-матери"!(Кстати, Маша играла с куклами до пятого класса. И это в то время считалось нормальным.) Девочка любила придумывать своей "дочке" новые наряды. Родители подарили Маше в день её рождения замечательную игрушку - швейную машину. О такой игрушке тогда мечтали многие девочки!
   Маша так увлеклась игрой, что перестирала всю кукольную одежду и повесила на сушилку в ванной. И задумалась: из чего бы скроить новое платье для "дочки"!.. Хорошо бы платье было голубым, как у Мальвины - подружки Буратино! Подходящего лоскутка у Машеньки не было... И тут вспомнила она про новые ночные занавески на окне гостиной: уж очень хорош для её задумки набивной голубой шёлк с атласным отливом! "А! Была-не была: отрежу снизу - незаметно будет!"- решила девочка.-"К тому же, мама сама как-то говорила, что шторы длинноваты - укоротить бы надо...Правда, потом мама решила с этим не спешить - подождать до первой стирки: может, "сядут".
   Почти весь день и просидела Машенька за работой - строчила на машинке, "наживляла", примеряла куколке, вновь строчила...Девочка долго любовалась своей "доченькой" в новом голубом шелковом платье, а потом бережно усадила куколку на туалетный столик перед маминым трюмо: очень уж хотелось мамочке похвастаться!
   Вечер задался "весёлый"! "Ой, Маш,  какое платьице ты сшила куколке своей миленькое!"- воскликнула мама и подошла поближе...- "Маша, что это?!"- кинулась женщина в гостиную - к занавескам...
   Да нет, что вы! Порки в их семье заведено не было. Но внушений от мамы девочке досталось, чтобы никогда впредь не захотелось без разрешения старших что-нибудь отрезАть и портить из-за своей прихоти.
   А помнила мамочка этот поступок своей доченьки всю свою жизнь. Всякий раз при случае, когда её уже взрослая дочь, сама мама и бабушка, хотела укоротить немного юбочку или платьице, мама всегда укоризненно восклицала:"Вечно ты, Мария, норовишь всё изрезать! Не порть вещь - хуже будет!"
Маша тоже помнила, но всегда делала по-своему...
***
Художник: Пахомов Алексей.
"Маленькая швея"(1957)