На лезвии чувств... Поёт Гарехт Рутгер

Наталия Литвиненко
Когда к человеку приходит осознание времени и себя в этом времени? Нет, я не о воспоминаниях раннего детства - в целом они у всех совпадают. Я - о той почти неуловимой грани, когда ребёнок вдруг словно распахивает дверь в мир взрослых эмоций , хотя по всем негласным правилам ему,  как минимум, до этого момента 5-6 лет.
 И опять же я не о чувственных страданиях влюблённых - это всё у моего героя ещё впереди. Мои размышления навеяны  исполнением песни О.Газманова "Офицеры" юным победителем шоу "Голос. Дети-5" Рутгером Гарехтом.  Позже и мне посчастливилось услышать и увидеть его 9 декабря 2018 года на Благотворительном концерте в Москве, посвященном Дню Героев Отечества «Здравствуй, страна героев!».
Я - об этом...
После "слепых" прослушиваний, когда "Милый" взорвал интернет, наряду со шквалом восторженных откликов нашлись и другие. Их авторы особенно напирали на то, что кувырки, зажигательный танец и талантливо  сыгранная на сцене роль маленького оторвы  еще не дают права называться лучшим детским голосом страны. Не знаю, какими именно соображениями был продиктован выбор наставницей Пелагеей финальной песни для Рутгера. Но выбор оказался именно в пользу "Офицеров"и попал в "яблочко"! Я очень внимательно смотрела финал. Слушала всех конкурсантов. Выскажу своё мнение, которое, вполне допускаю, может не совпадать с мнением большинства. Так вот, на мой взгляд, все дети пели очень старательно и почти профессионально, они изо всех сил пытались сыграть эмоции,
а у иной барышни даже блистала послушная слеза.
И только один из всех никаких ролей не играл и никого не изображал - он пел именно то, что понимал и чувствовал. И этим одним из всех был Рутгер. Как, какой генетической памятью близких (в семье Гарехтов/Максименко есть герои ушедшей войны) сумел этот двенадцатилетний ребёнок пережить и передать за несколько минут то, что может храниться только в воспоминаниях взрослого, умудрённого годами и жизненным опытом мужчины?! Откуда это знание безмерной потери, эта неизбывная боль от невозможности исправить страшную ошибку ("Что ж мы, братцы, наделали//не смогли уберечь их") ?! 
И сколько гордости в этих вот спетых словах: "Офицеры! Россияне!" Голос невероятной силы, звучный, густой, мощный, взлетает  над залом и заставляет всех в едином порыве встать со своих мест. Это высшее признание таланта! Но это и слияние всех чувств в единый сплав потрясающих эмоций!
И опять не могу не задуматься...Такую ответную волну можно получить, только если исполнитель не играет роль - он воспринимает всем сердцем то, о чём поёт. И  каждый раз переживает всё заново.
Опять вижу недоверчивую усмешку оппонента. И даже слышу его возражение: научили, отрепетировали, "дошлифовали" до нужной кондиции, вот и весь секрет! Позволю себе опровергнуть эти "вумные" объяснения. И я имею на это право, потому что мне несказанно повезло: 9 декабря я имела счастье услышать "вживую" исполнение "Офицеров", и не где-нибудь, а в Большом Кремлёвском дворце! И это было уже другое исполнение, пожалуй, даже более мощное, чем в финале "Голоса"!
 Как он запел, этот удивительный мальчик! Какая  сила  эмоций передалась зрителям  со сцены! Когда зазвучала песня, я сама не заметила, как встала вместе с залом! Вытирая катящиеся по щекам слёзы, потрясённая собственной реакцией, я пыталась взять себя в руки: плАчу очень редко, обычно всё переживая в себе. А тут...словно открылись какие-то шлюзы - и хлынули из души потоки слёз, смывая с неё всё наносное, мелкое и неважное. И зал стоял. И все вокруг тоже вытирали слёзы. И то же потрясение было на лицах людей...
И этим артистом был Рутгер Гарехт - мальчик, неизвестно каким необъяснимым образом перевоплотившийся на сцене в мужественного и сильного воина.
Может, именно вот в такие минуты и приходит к человеку осознание времени и себя в этом времени? Уникальность моего героя в том, что он в свои мальчишеские годы умеет преодолеть пространство и время - он пропускает смысл каждой песни через себя. Он, как своеобразный сейсмограф, улавливает такие глубинные смыслы, до которых не всегда может дойти и взрослый. И потрясающий голос уникального тембра приколдовывает к себе сразу - и навсегда!
...Вот пытаюсь опять объяснить феномен Рутгера, привлекая на помощь логику, анализ и синтез. И в очередной раз убеждаюсь, что этот феномен необъясним. Рутгер - это редчайшее явление XXI века. Может, когда-нибудь, через много лет, и найдётся ответ. Нам же, кому повезло жить с Рутгером "в одно время в одной стране"(как сказал на "слепых" прослушиваниях Дмитрий Нагиев), остаётся только благодарить судьбу за такое везение. Завершаю своё эссе стихотворением, которое я написала под впечатлением финальной песни "Офицеры" и которое считаю лучшим из многих моих, посвящённых феномену Рутгера Гарехта:

"ОФИЦЕРЫ". ПОЁТ ГАРЕХТ РУТГЕР.

"Господа офицеры!". Может, пафосно слишком...
Но её не поют -  ею клятву дают.
И на сцене один сероглазый мальчишка,
Но в порыве едином  все с кресел  встают.

Этот голос несётся над замершим залом
И летит в небеса - прямо к тем, кто ушёл:
Лейтенантам, майорам, седым генералам  -
Кто, себя не щадя, честно путь свой прошёл.

Как он смотрит, певец,  из-под чёлки упрямой,
Пальцы сжав в напряжении крепко в кулак!
В каждом звуке - звенящая сила металла.
И уходит волна в тишину, в полумрак.

Эту песню прожил  на разрыве аорты
Рутгер - русский мальчишка немецких корней.
Спел ее по-мужски:  очень честно и гордо.
И не голосом спел! А душою своей!    
 
   Кто-то его уже читал. Но я убеждена, что сильнее передать моё впечатление от этой песни невозможно. Её исполнил тот, кто уже утвердил своё право ТАК понимать и ТАК петь.