Структура текста. План или хаос

Пельтекки
Структурирование текста – один из камней преткновения писателя. С чего начинать? Как добиться ясности изложения? Нужно ли сначала писать план?


План или хаос
Я искренне считаю, что структура является частью текста и появляется вместе с ним в том порядке, в котором удобно автору. Иногда писатель сначала выстраивает структуру и потом в ее «канву» вписывает подробности. В других случаях сами эти «подробности» (случай из жизни, важный факт, юмористическая зарисовка) «просятся» на бумагу первыми и задают дальнейшую структуру повествования.
Составлять заранее план текста удобно, это дает опору, но лишает маневренности. Сколько раз я видела, как авторы становятся творческими заложниками собственного плана, боятся отступить от него хоть на шаг и в результате теряют мотивацию писать. Отсутствие же всякого планирования порождает пресловутый страх «белого листа». Что писать, с чего начать, а что дальше? И вот мотивация снова утеряна. Очень хрупкая штука это желание писать!
Здорово, когда авторы не зацикливаются на одном из этих подходов, а просто начинают с того, что первым пришло в голову. Описание идеи, составление «рыбы» материала или хаотичные наброски базового содержания – все будет правильным.
Например, когда я писала колонку о психологии юмора для Мейл.ру, то сначала составила список самых популярных и забавных интернет-мемов, а потом уже проанализировала их, доказав, что они имеют характерные черты механизмов психологических защит. Так исходная структура, идея и план будущей статьи определили ее содержание.
В другом случае я начала колонку с описания интересного клиентского случая: женщина, украшая одежду фигурными заплатками, погружалась в ситуацию утраты и, благодаря этому, сумела ее пережить. Вокруг этой истории возник материал о терапевтическом воздействии и природе творчества.

План
Существует немало пособий по писательскому и копирайтерскому труду с жёсткими рекомендациями: писать текст без заблаговременного плана нельзя, неизбежно получится «каша» и «хаос».
«Кашу» из хаотичных высказываний читать неприятно, это верно. Планирование помогает выдерживать логику развития текста, а структура фактически определяет его содержание. Однако важно понимать, с какой целью написаны процитированные пособия. Это профессиональные рекомендации авторам, чьи материалы поставлены на поток: редакционные статьи, коммерческие описания, реклама.
Ключевые ценностные параметры таких текстов: четкость изложения, скорость исполнения и соответствие «формату» - внутренним правилам ресурса. Эмоциональное же содержание, раскрытие творческих амбиций автора является побочным, а часто и нежелательным явлением, фактором риска для текста.
Создавая целевой текст, важно держать в голове очень много факторов: потрет потенциальной аудитории, прямая задача текста (продажа или информирование), сверхзадача текста (поддержание имиджа источника и/или автора), правила подачи материала в данном издании (обращение, тон, стиль текста), личные пожелания начальника или заказчика, собственные этические преставления автора. Если в этот «коктейль» добавить  внеплановых эмоций (например, раздражение от того, что все эти задачи противоречат одна другой), вся система затрещит по швам. Обезопасить от «хаос-фактора» помогает жесткое планирование и дисциплина.

Хаос
Если же речь идет о свободном творчестве, то никаких правил и строгих рамок в нем нет – только самовыражение, только свобода, только хаос. Тут-то и начинаются знаменитые «муки творчества» и «каша» из мыслей и эмоций.
Попытка составить план из такого состояния обречена: либо это будет чужой план, либо хаотичная бессмыслица, которая только сильнее повергнет автора в творческий ступор. В таких случаях бывает полезно оставить все попытки структурирования и записать как есть обрывки мыслей, ощущений и впечатлений по «горячим следам». Вычитывать (а тем более публиковать) такой эмоциональный текст сразу, разумеется, не стоит.  К нему можно вернуться через несколько часов (а иногда и дней, недель, месяцев!), когда творческие страсти улягутся.
Вот теперь вы сможете обнаружить в нем зачатки структуры, новое идейное содержание или яркую эмоциональную иллюстрацию для другого материала, который сейчас у вас в работе.
Чем чаще автор позволяет себе такие эмоциональные выплески с последующей внимательной редактурой и анализом, тем больше он узнает о собственном творчестве, его природе, внутренних правилах, особенностях и базовой структуре.
Важнейшей задачей автора становится выработка собственных правил и собственной пластичной конъюнктуры, которую можно менять от текста к тексту.

Кто виноват и что делать?
Итак, в любом «супе» из обрывочных мыслей, эмоциональных выплесков и недописанных предложений обязательно присутствуют фрагменты, разрозненные элементы будущей структуры. Поэтому редактура «сырого» текста, его причесывание и структурирование порой напоминает детективное расследование: понятно, что что-то произошло, но кто виноват и что делать - неясно.
Как бы странно это ни звучало, зачастую залог успешного выстраивания структуры - честный ответ на оба эти вопроса.
Еще раз: 1. кто виноват? 2. что делать?
Почему так? В основе любого художественного или публицистического текста лежит конфликт. Именно он составляет основу, смысловое «ядро» текста. Кто нашел в своем тексте конфликт – нашел структуру.
Поэтому структурирование хаоса по существу сводится к определению конфликтных сторон (или конфликтной ситуации) и либо разрешению конфликта, либо констатации невозможности этого.