О разуме и инстинктах самосохранения. 4

Игорь Поливанов
       Когда-то было государство под названием Киевская Русь, и народы, населявшие его, назывались русскими. Князь Святослав, воодушевляя свою дружину перед боем, обращался к ней со словами: "Вже нам де подiтись;волею i не волею мусимо стати до бою, тож не осоромимо руськоi землi". А вот из "Слово о полку Игореви": "Черная земля под копытами костьми была засеяна, а кровью полита; горем взошли они по Русской земле... и застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле".

       И вот, что по этому поводу мы читаем у известного украинского историка Грушевского: "Уже с того одного виходило, що i ся державна организацiя мусила вийти з Києва, коли iм?я руське, що перейшло потiм на цiлу державу, iшло з Києва".

       Как это могло случиться, что Киевская Русь, наделив названием державу, которая со временем утвердилась на огромном пространстве европейского и азиатского материков, протянувшись до самого Тихого океана, народ которой, по почину Киева, стал называться русским, сама презрела, отказалась от этого названия? Согласились бы и Святослав и Игорь и Олег и другие киевские князья и многие тысячи русичей, положивших свои головы, проливших свою кровь за землю Русскую называться украинцами? Не их вина в том: "Мертвые сраму не имут".

       Кто первый разделил народ, стал называть славян, населявших Русь, восточными и западными? Тогда образовалась трещина. "Всякое царство разделившееся само в себе опустеет, и дом, разделившийся сам в себе падет..."(Евангелие от Луки). С появлением слова "украинцы", трещина стала шире. Не знаю этимологию, первоначальное значение слова "Украина", но по созвучию напрашивается само собой, что первые украинцы проживали у края, с краю чего-то. С какого края? С края покинутой ими Руси? А может у края Европы, испытывая уже тогда неодолимую тягу на Запад?  Кто знает?

       Но не похоже ли то, что происходит сейчас, свидетелями чего мы в настоящее время являемся, на то, что было тогда? И теперь, как тогда славян-украинцев, разделили Украину на Восточную и западную, и вольно, намеренно, или по неразумию продолжают усиленно раскалывать страну.  До логического завершения процесса одной из сторон осталось подобрать себе название страны, придумать название своей национальности. Интересно, какая из сторон остается Украиной? Узнает ли нынешнее поколение, какой национальности они будут? А может просто растворятся в других народах, как когда-то древний народ скифов растворился в украинском, как растворились, смешавшись с другими народами половцы, печенеги, хазары, и многие народы в мире, которые когда-то проживали на этой земле, и малая частичка которых пребывает в каждом из нас.

       Неподдающаяся объяснению эта магия слова, кроме как сверхъестественной. Что такое слова: народ, нация, национальность? Почему они наделены такой силой? Кем? Сколько погибло людей в межнациональных войнах, в межрелигиозных войнах - фактически, тоже между народами.

       Ветхий завет сочится кровью, история всех народов это история войны между народами, в основе которых кроется неприязнь, вражда, ненависть между национальностями, культивируемое сознание превосходства своей нации над всеми другими. И странно, что никто не видит, что нация, национальность - чисто условные понятия. Странно, что те, кто писал и кто переписывает историю, кто читает ее, не заметили этого.

       Позволю себе короткий экскурс в украинскую историю Грушевского.
"З великою славянською мiграцiєю схiднославянськi племена що увiйшли в склад нашого народу...". " Степовий пояс на полуднi служив шляхом з Азii в Европу, де без  кiнця товклись рiзнi кочевничнi орди в своєм вiлном и невiльном походi зi сходу на захiд". " Всю iньшу  основу тодiшнього життя в степах i на степовом пограничi можемо доповнити хiба з пiзнiших половецьких часiв: неустаннi набiги на мiста i села що мусили жити в вичному страху на военнiй нозi; пiд час нападiв забиранне в неволю великих мас невiльникiв, що продавались в Кримських портах на работу в далекi краi; в результатi - утеча людностi i запустiння цiлих краiв".

       И, пожалуй, будет не лишним, если на этой картинке прибавлю конкретный случай из нашей современной жизни. Родословная моего отца Поливановых мне не известна, как и о моем отце до момента, когда он сошелся с будущей моей матерью, я, можно сказать, ничего не знаю. Знаю только, что рос сиротой в чужой семье. О фамилии моей матери мне кое-что известно; о чем-то, с некоторой долей вероятности, могу строить предположения.

       Так, фамилия Сулины наводит  на мысль, что предки пришли на Дон с Украины, где проживали в районе реки Сулы. Местные жители, пока привыкли к пришельцам, когда заходила о них речь, говорили: "... те, что пришли с Сулы". Затем для краткости - сулинские, и, наконец, Сулины. Со временем забылось, что когда-то они были украинцами, стали русскими.

       Со временем за последние лет девяносто, фамилия эта пополнилась двумя польками, одним украинцем, пятью украинками, одним молдаванином и тремя или четырьмя представителями из народностей Кавказа. Я не знаю, какой национальностью их младшее поколение наделили родители, кто они по документам. Но вот в связи с этим приходит в голову мысль. Что если какой-то из слабоумных президентов затеет войну с кем-либо из своих соседей, и случись, что они тоже будут тронуты вирусом национализма. На чью сторону они станут, кого будут убивать? Украинцев? Поляков? Молдаван?

       В молодости я какое-то время работал на волжском подшипниковом заводе. Рядом с нашим цехом был роликовый цех, в котором в огромных вращающихся барабанах шлифовались ролики. Грохот стоял такой, что даже в нашем цехе приходилось кричать, чтоб тебя услышали стоящие рядом. И вот, наш мир представляется  огромным вращающимся барабаном, в котором беспрерывно, под грохот разрывов снарядов, бомб, мин, ракет, не дающего услышать голос разума, передвигаются, сталкиваются, трутся друг о друга люди-ролики. И со временем, может через тысячелетия, если не успеют к тому времени перебить друг друга, они вдруг обнаружат, что стали удивительно похожи друг на друга, так, что просто невозможно определить, кто какой национальности, кто свой, кто чужой - кого следует убивать.

       Продолжение следует...