ИГРА

Арлтан Басхаев
Пассажирский пароход не торопясь, резал речную волну. Огромные колеса по бортам парохода медленно крутились, предавая судну скорость. Им помогало течение, неся пароход по своей глади по маршруту Нижний Новгород – Казань - Астрахань. Пароход, время от времени обменивался встречными сигналами с теми пароходами, которые уж слишком близко держали свой курс. Если же встречный пароход шел чуточку подальше, что чаще и случалось на широкой многоводной реке, то капитан не давал ему встречного сигнала и не отвечал на его сигналы… Зачем, мол, тратить пар на «такие пустяки», хотя и обязательные по закону…
Пассажиры, высыпавшие из душных кают на палубы, с интересом осматривали берега, мимо которых проплывал пароход. Но унылые пустынные берега средней Волги, с небольшими оголенными высотами и редкими селениями, не очень помогали побороть скуку многодневного путешествия. И поэтому пассажиры сами старались различными способами скоротать однообразные дни.
Одни проводили долгие часы за чтением книг и газет, предусмотрительно захваченных с собой в дорогу. Другие отдавали время в игре в карты – «штосс» или «преферанс» .
Александр Извицкий, импозантный мужчина лет тридцати пяти, с манерами аристократа, сидел в группе таких же господ на палубе для пассажиров первого класса. Удобные кресла и небольшой столик заставленный различного рода бутылками, а так же черной икрой, нарезанной тонкими ломтями осетринной, вносили приятное дополнение в игру. Но Извицкий не играл в карты. Их он не любил из-за того, что многое в этой игре зависело от слепой удачи, случая. То ли дело шахматы, где для победы требовалось игра ума, анализ ситуации, тонкий математический расчет. Древняя игра, где победа и поражения зависели только от самого игрока, его опыта, навыков и способностей.
Блестящий шахматист, ученик самого Сергея Семеновича Урусова , он был одним из лучших шахматистов Санкт-Петербурга, а значит и всей необъятной Российской империи и гордился этим. Извицкий уже выиграл несколько партий и с вызовом оглядывался по сторонам. Вдруг его взгляд остановился на юноше, одетого скромно, но со вкусом. В руках он держал тоненькую брошюрку с расписанием пристаней и тарифами. Этот юноша уже давно с интересом наблюдал, сверкая раскосыми глазами, на широком, скуластом лице за последней игрой.
-Сударь Вы видимо интересуетесь игрой. Не могу ли я предложить Вам партию – обратился к нему Извицкий.
-Извините, Вы мастер, вряд ли мои скромные данные позволят мне сражаться с Вами на равных – ответил юноша, и хотел отойти, но Извицкий жестом остановил его.
-Я вижу Вы знаете правила, а игра развлечет нас. Не бойтесь, проиграть лучшему игроку Санкт-Петербурга не зазорно…
-Извольте… - согласился юноша, присаживаясь напротив. Жребий определил, что Извицкий играет черными фигурами, а юноше-азиату выпали белые.
Партия началась, и неожиданно Извицкий понял, что играет с самым умелым игроком, встреченным им за всю его шахматную карьеру. Умелыми маневрами юноша, загонял его фигуры в безвыходные ситуации, рубил их, загоняя черного короля все дальше в угол…
-Мат.. –наконец сказал юноша, в последний раз передвигая своего ферзя. Извицкий платком вытер со лба внезапно выступивший пот. –Прошу еще одну игру…
Еще пять раз, до того момента как пароход причалил к астраханской пристани, сходились они в шахматных баталиях. Но, четыре партии закончились победой скуластого юноши, неумолимо, раз за разом принуждавшего Извицкого к капитуляции, и только одну партию чемпион Санкт-Петербурга свел вничью…
-Кто Вы? – на прощание пожимая крепкую руку спросил Извицкий –В шахматах Вас ждет блестящая карьера юноша…
-Я простой калмык, студент. Учусь в университете, на общественные деньги меня отправили учиться на врача. А шахматы,… -молодой калмык махнул рукой – Вы не знаете, сударь, как играют мой дед, отец и старший брат. Мне ни разу не удалось у них выиграть…


Историческая справка: Шахматы всегда были популярны у калмыков. Шотландец Джордж Богль (1775 г.), посланный с дипломатическим поручением в Тибет, свидетельствовал: «Прибытие большой партии калмыков всегда давало мне массу партнеров. Их способ играть отличается от нашего только тем, что лишь одна игранная первой с каждой стороны пешка может двинуться через две клетки, далее — им неизвестны рокировка и пат; взамен последнего они считают партию ничьей, если на доске остается один король, без пешки или фигуры».
П. С. Паллас писал: «Зимою шахматы и карты составляют обычное времяпрепровождение мужчин, вынужденных в это время оставаться праздными. Многие из них весьма искусны» Б. Бергман, посетивший в 1802—1803 гг. калмыцкие кочевья и оставивший ценную запись фольклорных произведений, отметил, что в шахматы «не только знать и духовенство, но и простые калмыки играют с большой легкостью».
В 1862 г. вышли воспоминания известного русского шахматиста того времени А. Д. Петрова, в которых он сообщает: «В 1821 году, у Федора Васильевича Самарина, я имел честь познакомиться с генералом Иваном Федоровичем Паскевичем. Он был свидетелем игры моей с калмыцким князем. В жизнь мою мне не случалось встречать более сильного игрока».

ПРИМЕЧАНИЯ:

  Штосс (фараон, банк, стос) - которая пользовалась огромной популярностью в России конце XVIII и XIX веках. Преферанс – карточная игра, получившая распространение в России во второй половине XIX века.
  Урусов С.С. князь (1827-1897) – генерал-майор, участник обороны Севастополя. Выдающийся российский шахматист XIX в. По классу игры С.С.Урусов занимал место в первом ряду зарубежных мастеров.