Нахой. Под завалом века

Евгений Садков
                Мы все жили или будем жить в эпоху перемен.
                Ван Ли-чжун, дополняя Кун Цю.
                ***

 Хотел было начать нынешнюю заметку с некого предчувствия накануне Мировой, но реальность изменила ход наметившегося повествования.

 Итак, казалось бы, частная трагедия. Снежная лавина сгубила жителя Энгельса. Нет, сравнительно молодой мужчина отдыхал не в "куршавелях" и там на склоне Альп закончил свой бренный путь.

 Просто энгельсит счищал с крыши снег. Тот, сползая, погреб бедолагу. Вот такая у нас зимняя специфика. Как трагическое дополнение к сосулям над головами и многочисленным авариям от снежной, вернее-ледяной "зажатости" на роскошных саратовских автобанах.

 Меня же в этой ситуации потряс символизм, некая параллель с судьбой Великого Нахоя, отразившейся на жизни колонистов. Личная трагедия, отраженная в топонимике. Энгельс!

 Думаю, прообраз вертится в своей усыпальнице. Но пусть и он воспримет. Да и своего более бородатого соседа потревожит.

 Но от нынешней нелепой смерти под лавиной вернемся к началу прошлого века. Завершение "золотого" для колонистов, девятнадцатого ознаменовалось "брожением" в умах россиян. Не уверен, что эти процессы так же отражались в поселениях немцев Поволжья. А вот в доносах российской "охранки" из здешних мест, допускаю.

 И вот двадцатый! Скажете, великий? А я думаю, кровавый. Самый убийственный из обозримых нашей цивилизацией отрезков истории.

 Экономически-политический нарыв фатально лопается. Но перед этим ощущается общий зуд. Некое злобное кивание на "иное" Инакомыслие, иное ощущение, et cetera...

 Как воспринимают подобное настроение "инородцы"? Хреново ощущают, даже находящиеся в неком намечающемся политико-экономическом  "анклаве". Не защитят их от будущих подвижек  великие "охранные грамоты" очередного Императора. Все, трындец. Замес и аллес капут.

 В этот период во многих россиянах просыпается ксенофобия, маскируемая под патриотизм. Политики, чувствуя поживу, начинают потихоньку дуть на этот "уголек". Потихоньку общая масса, кат тот снег на крыше, начинает сползать с катушек.

 Начало двадцатого века. Обострилась не только юдо, но и германофобия. Хочется остановиться на этом поподробнее, но пока о неком предчувствии славных приверженцев Яна Гуса. Волею многочисленных исторических катаклизмов оказавшись в Великом Нахое, они и тут показали не только силу духа, но и все свое умение и трудолюбие. Даже нашествие Наполеона, коснувшиеся их пусть и опосредованно, но материально очень чувствительно, не смутило жизнелюбивых гернгутеров.

 А вот конец девятнадцатого-начало двадцатых веков, думаю, чуть напрягло. Что это? Общая интуиция? Или же миссионеры, дав экономический и нравственный импульс "аборигенам", выполнили свою задачу? Скорее, комплекс, узелок, сплетенный из разноцветных ниток.  И пока, слава Богу, без красного цвета. Но это впереди, а пока, прожив на новой территории чуть более века, иные колонисты стали собирать свои "узелки". Официально считается, что к переезду на новые земли гернгутеров спровоцировали российские лютеране. Если так, пусть останется на совести их потомков.

 Так или иначе, но в начале прошлого века часть гернгутеров Поволжья уехало подальше от здешних мест. С собой они захватили полюбившийся топоним. Нет, не Великий Нахой! Это здесь, это сакрально.

 Другое, то ли производное от местной реки, то ли от библейской вдовы Сараффии. И вот в начале двадцатого века новая Сарепта появляется в Канаде.

 Примечательно, что в Нью-Сарепте есть лютеранская церковь Святого Иоанна. И как они здесь уживаются?

 Ну вот. Формат заметки не позволил связать трагедию погибшего под снежной лавиной энгельсита с судьбой немецких колонистов.

 Завтра...

 Постскриптум (или как говорят сейчас -ПыСы).
 Картинка из интернета, ветхозаветный сюжет силы жизни над смертью. Увы, как показал двадцатый век, типа сказки.