Союз нерушимый?

Николай Львов 4
         Развал СССР - это внезапная катастрофа! Так думает большинство. Но большинство чаще всего и ошибается. В этой статье сделана попытка ответить на самый сложный вопрос: "Как это было на самом деле?" И собран мой ответ из материалов нескольких интервью Михаила Полторанина, который в своё время возглавил комиссию по рассекречиванию документов ЦК КПСС. 

      IIASA (International Institute for Applied Systems Analysis, в русской транскрипции МИПСА) — это Международный институт прикладного системного анализа. Он создан в 1972 году в Лаксенбурге, это рядом с Веной. Именно там был набросан проект документа,  который определил всю дальнейшую судьбу России.

      А  на самом деле начиналось все очень просто: в 1970 году собрались два приятеля, Алексей Косыгин, тогда председатель совета министров СССР, и Юрий Андропов, уже занявший кресло председателя КГБ. И они тайно обсудили одну очень интересную проблему. Они вообще старые знакомые... Косыгин во время войны работал в блокадном Ленинграде, а Андропов в это же время ; в Петрозаводске. Причем будущего главу госбезопасности чудом спасли от «Ленинградского дела» .  Надо сказать, Андропов — вообще мужик очень странный, биография у него темная. Известно, что он сын Евгении Флекенштейн, происходившей из семьи владельцев дореволюционной сети ювелирных магазинов в Москве. Возможно, поэтому Андропов всю жизнь крутился, изворачивался, показывал, что он «не такой», потом бросил семью в Ярославле, заново женился, не хотел идти воевать, ссылаясь на слабое здоровье, отвертелся, а потом с лупой изучали, как он якобы курировал партизанскую борьбу в Карелии.

         Короче, они собрались и обсудили, что последние лучшие годы СССР закончились вместе с «восьмой пятилеткой» в 1970 году.  К тому же, начались проблемы с национализмом в республиках. Знаменитая «косыгинская реформа», которую председатель совмина запустил в 1965 году, по большому счету ничего не дала. Это была реформа децентрализации народнохозяйственного планирования. Стали предлагать республикам децентрализованное планирование, мол, ребята, вы там сами решайте, сами находите разные ресурсы и прочее. А в Казахстане, Узбекистане, Киргизии и т. д. возразили: зачем нам это? Вы нам давайте ресурсы, и тогда мы будем работать. Кремль это не устраивало. В итоге собрались два человека и приняли решение, что нужно что-то менять.

              А как менять? Надо избавляться от «балласта» — развалить страну, отрубить куски: Узбекистан, Туркмению, Киргизию, Таджикистан, Молдавию, Армению. Может быть, сохранить при этом часть Прибалтики.  Они хотели вычленить Россию из СССР и поставлять западному миру то, что мы сегодня и поставляем, — нефть, газ, другие энергоресурсы, и за счет этого нормально жить. Другими словами - они хотели спастись из-под обвала Советского Союза, который им казался неизбежным, и обеспечить нормальный уровень жизни всему русскому народу.

         Конечно же, они не хотели бандитского капитализма!  Но они хотели оставить демократический социализм и при этом разрешить частную собственность. А на Западе думали покупать высокие технологии.  Просто они понимали, что им не под силу держать на плечах эту огромную державу. Под силу это было Сталину, а его восприемники понимали, что эта громада скоро посыплется, но отдавать власть кому-то они боялись. Можно было провести референдум на этот счет, призвать к решению лучшие умы, но они стали действовать тайно.  Разумеется, при этом ни в коем случае эти двое не хотели капитализма такого жестокого, какой мы теперь получили.

          Институт IIASA был им нужен как идеологический штаб по развалу СССР и созданию новой страны «демократического социализма»!

          Косыгина и Андропова связывала не только давняя дружба, но помимо прочего один общий знакомый по имени Михаил Гвишиани (генерал-лейтенант НКВД, бывший заместитель Берии).  Как рассказывали сведущие люди, он когда-то вытягивал Косыгина  по «Ленинградскому делу». Косыгин даже отдал свою дочь Людмилу за сына Гвишиани, Джермена. Именно этого Джермена Андропов отправил в Римский клуб (создан итальянским промышленником Аурелио Печчеи ).  А тогда это был главный мозговой центр Запада, который имел около 100 членов.  Эдакая финансовая структура, миром "командовавшая".  Джермен и договорился с «римлянами», после чего и был создан IIASA в 1972 году в Лаксенбурге. Да замок там красивый, и он по дешевке продавался. Вот и решили обосноваться там. Учредителями были СССР, США и в определённой степени Римский клуб. И сейчас он еще работает. Теперь в состав учредителей вошли и Австрия, и Германия, и Украина, и Бразилия вместе с Мексикой — список длинный. Однако, уже былой роли не играет.

          Интересно, что на официальном сайте института, в разделе «история IIASA» есть любопытная фраза: «Когда закончилась холодная война, страны, поддерживающие IIASA, могли сказать, что «миссия выполнена», и расформировать институт. Однако..."

          На тот же момент институт был крайне нужен для того, чтобы послать туда на обучение молодых «архаровцев», которым впоследствии надлежало прибрать страну к своим рукам. «Архаровцы» должны были пересмотреть всю систему экономических связей СССР. Андропов поручил заниматься подбором советских кадров для IIASA своему первому заму Филиппу Бобкову (сейчас генерал армии в отставке, отработал в органах 45 лет ). И Бобков начал подбирать с такой целью, чтобы эти люди имели возможность, а главное — желание сломать экономический хребет советской державе. По сути, он отбирал отморозков.

          Потом в нашей стране создали филиал этого института — ВНИИСИ, Всесоюзный научно-исследовательский институт системного анализа (ныне Институт системного анализа РАН) . Сын Гвишиани и возглавил сей институт.Кто же составил штат института или хотя бы проходил там стажировку? Гавриил Попов, Егор Гайдар, Андрей Нечаев (будущий «ельцинский» министр экономики), Александр Жуков (из Госдумы), Петр Авен, Евгений Ясин, Александр Шохин, Михаил Зурабов, Анатолий Чубайс, Сергей Глазьев и многие другие, которые сейчас крутятся во власти. Замами Гвишиани считались Станислав Шаталин и Борис Мильнер. Заведующим лабороторией числился Виктор Данилов-Данильян.

        Неужели в этом самом институте, через который прошло такое количество «буревестников» перестройки, и написали черновик будущей декларации о суверенитете, похоронившей СССР? Черновик писали и в институте, и в Римском клубе, который курировал этот процесс. При этом подразумевали отказ от всех прежних советских обязательств. Армию кормить нечем, науку содержать не на что. Каждая республика в итоге приняла свою декларацию вслед за Россией. Отчисления во всесоюзный бюджет прекратились. Что следом за этим? Развал.

         Члены Римского клуба учили своих слушателей стратегии развала страны.  Вот как овчарок натаскивают нападать и кусать, так и их натаскивали на свое собственное государство.

        Главный тезис превалирования законов РСФСР над законами большой страны — это и есть матрица развала. Когда Ельцин перевел все предприятия, работавшие на территории РСФСР, под российскую юрисдикцию, то все налоги стали поступать именно в бюджет РФ, а не во всесоюзный.

          В интернете можно найти несколько «вбросов» о связи гайдаровских «младореформаторов» и института под Веной. Но подробнейшая информация о «внутренней кухне» IIASA  в рассекреченных документах.

         Но главный вопрос в том, как же был реализован разработанный в этом институте план развала Союза!

        "Реформаторы", натасканные западными идеологами уничтожения Союза,  начали с разрушения нашей высокотехнологичной экономики.  Мало кто помнит теперь, но к 1972 году по производству микроэлектроники мы выходили почти на первое место: СССР обогнал Японию и поджимал США. Вы, наверное, не помните, что едва ли не первые электронные часы были подарены государственному секретарю США Киссинджеру во время его визита в СССР.  И вдруг с 1974 года резко сократили финансирование, предназначенное для развития высоких технологий, а стали вливать бешеные средства на переброску северных рек в южные районы, потом на долбеж различных тоннелей на севере, начали осваивать нефтяные и газовые месторождения, прокладывать трубы за рубеж, чтобы продавать нефть.  Тем самым правители страны и заложили основы нынешней сырьевой экономики.

        И вот, когда была проделана такая работа, потребовался человек, который начал бы развал страны. Сначала двинули Михаила Горбачева, это была идея Андропова. Он все-таки земляк, родился в Ставрополе, они встречались часто.

       При Брежневе открыто подрывать устои советской системы ещё не могли, потому как сила у страны еще была и были такие мощные мужики, как, допустим, первый секретарь компартии Украины Владимир Щербицкий, в Казахстане — Динмухаммед Кунаев, в Латвии — Борис Пуго, к примеру.

        Горбачев стал очищать страну от сильных людей и на их место притягивал шушеру всякую, которой было все равно есть страна или уже её нет. Вот можете посмотреть документы,  что в Сетях появляются по поводу последних заседаний, которые вели Горбачев, а за ним Ельцин. Только Назарбаев один сражался за сохранение СССР, но они открыто наплевали на него.


       Горбачеву Запад дал задание начинать экономические реформы, и он распорядился посадить на сталинской даче особо приближённых писать программу перестройки. Там же находился и советский академик Абел Аганбегян, и многие другие деятели науки. Горбачев начал процесс разрушения с того, что полностью освободил от обязательств перед страной предприятия,  давал им сырье, деньги, и заодно продвинул важный закон о создании на советских предприятиях, при заводах, при фабриках кооперативов. И вот дети начальства, руководившего этими предприятиями, стали создавать в огромном количестве кооперативы, забирать сырье и отправлять за рубеж. Так они обрушили цены, создали дефицит.  И пошло-поехало. Но этого мало, нужно было найти человека, который бы окончательно поставил крест на Советском Союзе. Этим человеком стал Борис Ельцин.

         Как только Ельцин возглавил верховный совет, он сразу инициировал принятие декларации о независимости, - это был первый решающий удар.

         Запад оценил усилия наших реформаторов. Гвишиани стал почетным гражданином Хьюстона (США), Горбачев — почетным гражданином Германии, с Ельциным того интересней, как понимаете. Он возведён нынешней властью с подачи Запада чуть ли ни в святые. Ельцин — это показательный результат сговора и тайных операций, подготовленных ещё в 80-х в IIASA.

         Экономический блок правительства вершил свои дела втайне, и о результатах этих дел,  как утверждает М.Полторанин, не входившие в этот круг, обыкновенно  узнавали случайно. ("Вот звонит мне Нурсултан Назарбаев: «Почему вы перестали принимать железорудные окатыши с Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината? Вы же свою экономику гробите!» Начинаю его расспрашивать, что да как. Он объясняет, что звонил по этому поводу Гайдару, а тот: это, мол, не ваше дело, мы и хотим ее угробить! Так и сказал «мы хотим угробить»)

         Корреспондент, вспоминая сравнение Полтораниным власти с караваном верблюдов, резко развёрнутым погонщиком в противоположную сторону, задаёт вопрос:

        -  А почему фарцовщики и бандиты пришли к власти?

        -  Потому что сама власть еще раньше была захвачена "хромыми верблюдами." Чубайс — хромой верблюд, Гайдар —хромой верблюд, Шохин — хромой верблюд - отвечает Михаил Полторанин.

          -  Да, это хромые люди, которым удалось стать элитой. Но они готовили программы, которые обеспечили прохождение в президенты РФ Ельцина. Сначала — председателем верховного совета. И они навязали Ельцину его будущую команду. Вот, дескать, те, с кем ты будешь работать, ты не подумай кого-то там сам двигать. Откуда вдруг появляется эта команда «реформаторов»? Геннадий Бурбулис хвастался, что знал этих людей раньше, но нет — он никого из них не знал. Естественно, когда несколько «чужаков», в их числе и я, заняли места рядом с этой командой, нас пытались выдавливать и выдавливали. У нас был такой Александр Титкин, бывший генеральный директор Тульского оружейного завода, хороший министр промышленности — они его выдавили, поставили своего Андрея Нечаева.

          В своей нашумевшей книге о "тротиловой власти" Полторанин проводит параллели между 90-ми и нулевыми годами с эпохой НЭПа. Почти безграничная власть Троцкого и его сторонников, повальная коррупция, пропаганда разврата и прочие нынешние прелести.

         "Тогда история дала нам Сталина. Сталин — это человек с сильной одической силой. И он эту одическую силу сообщил своим сторонникам, потащил за собой массу людей, дал им энергетику и покончил с троцкизмом. Ведь большевики продавали страну. Вы знаете, когда Сталин пришел к власти и когда начали изучать, что да как, выяснилось, что у Ленина 170 миллионов франков лежало в швейцарских банках, у Дзержинского — столько же, у Каменева, у Зиновьева... У всех по банкам были рассованы деньги. У Льва Троцкого — в американском банке (у него дядька был банкир — Абрам Животовский) миллиард долларов лежал. И Сталин эти деньги взял... Они вынуждены были отдать, потому что забирали силой. После этого Троцкого выпустили из страны.
          5 миллиардов долларов Сталин набрал и на эти деньги, кстати, провел индустриализацию. При этом он посадил и расстрелял больше миллиона человек. Сегодня если кто-то подобный придет (почему в своей книге я и говорю: открой, стучится Сталин), то миллион, а может быть, 3 миллиона будут сидеть или лежать. Они этого заслуживают, кстати."


         Послесловие.

   Фигура Михаила Полторанина весьма противоречива и деятельность его в рядах управленцев далеко не однозначна. Потому, несмотря на широкую осведомленность, благодаря попавшим в его руки секретным документам, читателю принимать за истину в последней инстанции его откровения не стоит.

    Вот что говорит, к примеру, один из тех, кто очень хорошо знал этого человека:

    "Я же по поводу его книги могу сказать о том, откуда приведенная в книжке информация взялась. Во времена суда над КПСС, ее обильный архив попал в распоряжение нескольких лиц, среди которых, и не на последних ролях, оказался Михаил Полторанин. Он получил доступ к таким вещам, к которым допускались только генеральные секретари партии. Коллеги-журналисты меня поймут: хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а кто владеет информацией. Подозреваю, не одна копия совершенно секретных документов уплыла в личные архивы участников специальной комиссии, созданной президентом Ельциным. А впрочем, почему лишь копии? Уникальные документы ценятся на уровне художественных картин и могут составлять целое состояние." (Валентин Логунов)

____________________________




Михаил Полторанин родился 22 ноября 1939 года в Казахстане.
Окончил Казахский государственный университет в 1964 году и Высшую партийную школу при ЦК КПСС. С 1960 по 1991 год состоял в КПСС. В 1964 - 1986 годах работал специальным корреспондентом различных газет. В 1986 - 1988 годах — главный редактор газеты МГК КПСС «Московская правда».
В 1989 году был избран народным депутатом СССР. С июля 1990 года по ноябрь 1992 года — министр печати и массовой информации РСФСР и министр печати и информации РСФСР/Российской Федерации. В 1992 году одновременно — заместитель председателя правительства РФ, глава межведомственной комиссии по рассекречиванию документов КПСС. В 1992 - 1993 — руководитель федерального информационного центра России, председатель специальной комиссии по архивам при президенте РФ.
В 1993 - 1996 — депутат Государственной Думы. Член фракции «Выбор России», председатель комитета по информационной политике и связи.
С 1996 года — президент телевизионной корпорации «Момент истины».
Автор книг «Власть в тротиловом эквиваленте. Наследие царя Бориса» и «Злой дух России».