Без мамы... Глава двенадцатая

Эльвира Гусева
Продолжение. Начало в гл.1-11  http://www.proza.ru/2019/02/08/547

В  июне  1942  года  неожиданно  для  всех  я  получила  повестку  явиться   в  Райвоенкомат  для  отправки  на  фронт.  Для  матери  с  отцом  это  был  тяжелейший  удар,  они  так  испугались  потерять  меня.  Мать  плакала,  причитая: «Саши  нет,  и  тебя  забирают».  Мне  было  очень  жаль  их,  такими  беспомощными  они   показались  мне в  этот  момент. 

К  счастью,  произошла  какая-то  ошибка, призывали   другую   женщину.  Когда  всё  выяснилось,  я  возвратилась  домой.  Надо  бы  радоваться,  но  что-то  сломалось  во  мне,  я  вдруг  ощутила  свою  ненужность  в  этой  жизни.  Муж  на  войне,  а  я  ничего  не   делаю  для  победы,  даже  не  работаю  нигде. 

Задумала  я  уйти   от  Сашиных  родителей,  устроиться  на  работу,  но  не  сейчас,  ведь  летом  мы  хотели   носить  ягоды.  Так  всё  и  вышло.  В  сентябре  к  нам  пришла  сестра  Нюра  и  сказала,  что  отец  приказал  идти  домой,  надо  устраиваться  на  работу,  устраивать  свою  жизнь,  Саши  нет  и  ждать  уже  нечего. 

Ослушаться  его   я  не  могла.  Родители  Саши  отпускали  меня  со  слезами  и  сожалениями,  видимо,  вместе  со  мной   таяла  их  надежда  на  возвращение  сына.  Мне  было  их  очень  жаль,  но  с отцом  я  была  согласна:  мне  надо   работать.   

Отец  встретил  меня  сурово,  мы  с  ним  долго  разговаривали  о  жизни,  о  хлебе,  о  войне.  В  нашей  деревне   за  годы  войны  стало  много  вдов,  которые  получили  похоронки,  оставшись  с  малолетними  детьми  и  трудностями  один на  один. 

Отец  приказал  мне  идти  в  Пестяки,  устроиться  в  пекарню  или  в  Сельпо,  но  там  свободных  мест  не  было,  а  председатель   пекарни  мне  сразу  сказал: «У  тебя  руки  тонки,  а  у  нас  хлеб  месят   вручную.»   Так  вышла  я  ни  с  чем,  по  дороге  зашла  в  строчевышивальную   артель.   

На  моё  счастье  меня  приняли  счетоводом  в  карточное  бюро,  но  жить  мне   было  негде. Стала  искать  квартиру, мне  очень  повезло. Взяла  меня  к  себе   Сима  Серова – черноглазая  и  пышноволосая  евреечка.  С  первых  дней  она  так  полюбила  меня,  мы  с ней  были  неразлучны.  Она  всегда  и  всем  говорила:  «Такой  красавицы,  как  моя  квартирантка,  нет   не  только   в  Пестяках,  но  и   во всей  округе.»

Так  прошло  три  месяца.  Мои  документы  из  артели  имени Н.К.Крупской  села  Мстёра   мне  очень  пригодились.  Меня   назначили  заведующей  отделением  строчевой  артели.  В  мои  обязанности  входила  работа  в  строчевом,  дёргальном   и  раскройном  цехе,  кроме  того,  мне  поручили  набирать  учениц  и  обучать  их  строчке.  Работала  я  с  утра  и  до  ночи.  За  работу  я  получала  хороший  паёк:  400  г  хлеба  и  обед  в  столовой - это  было  дорого,  есть  хотелось  всегда.

Так  прошёл  год.  В  сентябре  1943  года  пришла  ко  мне  сдавать  строчку  Гарька  Работина  и  сообщила  новость:  пришло  письмо  от  Васьки  Кабанова  из  госпиталя,  ему  отрезали  ногу,  и  он  скоро  приедет  домой.  Гарька  считала  его  своим  женихом,  как  и  многих  других,  но  настоящего  жениха  у  неё  не  было,  так  же,  как  и  подруг  тоже. 

Она  старалась  дружить  со  мной,  но  мне  она  казалась  легкомысленной  и  несамостоятельной,  какой-то  несерьёзной.  Когда  она  заходила  за  мной,  отцу  моему  это  не  нравилось,  хотя  она  была  очень  стройная  и  красивая.   Отец  не  раз  напоминал  мне,  что  я - вдова,  и  дружить  с  ней  мне  не  пристало.  Да  я  и  не  тянулась  за  ней,  у  меня  было  много  работы  и  на  какие-то  вечеринки  ходить  было  некогда,  да  и  вечеринки  почти  не  собирались.

В  один  из  осенних  дней  Гарька  сообщила  мне,  что   приехал  Василий  Кабанов  из  деревни  Игошино,   и  по  этому  поводу  решили  собраться   в  одном  из  домов  деревни  Пиманово.  Она  после  работы  зашла  за  мной,  и  мы  пошли.  Стояла  золотая  осень,  было  очень  тепло  и  тихо.  Народу  собралось  много,  танцевали  кадриль   в  шесть  пар,  потом  меня  попросили  спеть.  Когда  я  пела,  все  внимательно  слушали,  прекратив  все  разговоры.

Было  очень  жарко,  мы  с  Гарькой  вышли  на  крыльцо,   за  нами  следом  вышел   молодой  воин  и  сел  на  лавочку. Я  внимательно  его  рассматривала:  одет  он  был  в  военный  костюм,  на  голове  пилотка  такого  же  цвета.  В  одной  руке  он  держал  костыль,  а в другой  палку. Вместо  правой  ноги  у  него  был  протез – инвалид. 

Он  был  высокий  и  очень  худой,  мне   не  понравился.  Пригласил  меня  присесть  на  лавочку  и  спросил: «Клава,  а  Саша  Вам  пишет?» Я  удивилась: «А  Вы  его  разве  знаете?»  Василий  ответил: «Мы  были  с  ним  друзьями.»  Но я  никогда  не  слышала  такой  фамилии  среди  его  друзей,  а   сама  смотрела  на  него  и  сравнивала  с  Сашей:  Саша - такой  красавец!  Я всегда представляла  его  живым,  его  мать  говорила: «Не  погиб,  значит,  жив!»  и  я  в  это  верила.

Фото Коллектив строчевой артели в Пестяках, 1942 год. Клавдия Баландина в первом ряду снизу вторая  справа.(с ленточкой в волосах)Фото из семейного архива автора.

Продолжение следует http://www.proza.ru/2019/02/10/591