Начало весны

Валентина Столярова 2
Думаю, не найдётся человека, кто бы не порадовался приходу весны. А мне, вдруг, взгрустнулось. Вспомнились далёкие послевоенные годы, когда я училась в начальных классах.

Для распутицы не было нужной обуви, т.е. ни резиновых, ни кирзовых сапог. Ходила в школу в стареньких ботиночках. В школу надо было идти километра два, это по ближнему пути. Но на этом пути была канава, а весной она превращалась в маленькую бурлящую речку. Моста не было, а хозяйский огород перегораживал её колючей проволокой. И чтобы перебраться на другую сторону, надо было пройти по этой проволоке.

Сначала переходили мальчишки. А мы, чтобы освободить руки, кидали свои портфели через эту «речку», а ребята, на другой стороне, ловили их. Потом, переступая по нижней проволоке, а руками держась за верхнюю, старались ухватиться между колючками. И так, потихонечку, брали главное препятствие на пути к школе.

Один раз, вот так же, перед тем, как переправляться на другую сторону, я кинула портфель, а он не долетел и упал в воду. Мальчишки бросились за ним и вытащили, но он наполнился водой и, к тому же, к нему была привязана фарфоровая чернильница «непроливайка».

Я горько плакала...

Но ещё мне предстояло переправиться на ту сторону, ведь портфель был там, да и в школу надо идти. Когда уже была посреди «реки», то почувствовала, что не могу двигаться, зацепилась концом платка за колючку проволоки. От страха я закричала:
– Помогите!
– Дёргай сильней головой… – кричали с берега.

Не знаю, каким образом, но конец платка порвался, и я оказалась на нужной мне стороне. Сколько же было слёз и горя!.. Ведь все мои тетради и книжки намокли, а чернила расползлись... Да ещё дома поругали за то, что не пошла дальней дорогой.

Но на дальней дороге тоже были свои закавыки. В Элисте весной так развозило на дорогах красную глину, и она становилась такой липкой, что на мои ботиночки налипало по пуду глины, то и гляди оторвутся подошвы. Да и ноги всё равно промокали, а ведь сидеть приходилось с такими ногами по четыре-пять часов.

После этого случая мне долго снился один и тот же сон, что я переправляюсь по проволоке, а подо мной шумит вода...

Но в это же время были и светлые воспоминания, как лучики солнышка, согревая собой...

Я сидела за одной партой с мальчиком, Васей Чубовым, который жил на соседней улице. У него старшие сёстры и братья работали в колхозе. А мы в это время жили очень бедно. Вася брал в школу большой кусок хлеба и во время урока отламывал часть и, потихонечку, под партой, передавал мне, чтобы никто не видел.

Какая же я была счастливая в это время!..
Не хватало терпения дождаться перемены и я, совсем по чуть-чуть, отламывала от кусочка и клала в рот, тут же проглатывая, чтобы не заметила учительница...

Спасибо тебе, Вася, мой добрый далёкий друг!..