Время было такое

Валентина Столярова 2
Отдыхая от огородных дел, сижу в тенёчке. И, вдруг, вспомнилось начало моей трудовой деятельности. А вернее, случаи, которые ставили меня в тупик и заставляли изрядно поволноваться.

Работая в школе учителем домоводства в пятых-седьмых классах, а этот предмет только ввели в школьную программу, да ещё, не имея педагогического образования, только училище инструкторов-портных, я получала очень мало за свою работу. И мне директор школы, Иван Степанович, дал дополнительную работу, полставки секретаря-машинистки. В мою обязанность входило печатать на пишущей машинке всякого рода справки, которые поручал директор. А ещё, как оказалось, самым курьёзным делом было выдавать справки приходящим из Армии ребятам об образовании, о том, что они закончили семь классов, для поступления на курсы водителей. А поскольку в пятидесятые годы прошлого столетия жизнь была очень тяжёлой в Калмыкии, мы были детьми войны, подростки, особенно мальчишки, торопились помогать родителям и не у всех была возможность закончить даже семилетку.

И вот приходит первый молодой человек и просит такую справку для поступления на курсы водителей. Почему именно на курсы водителей? Да потому, что в то время в нашем городе ещё не было учебных заведений, ну и шли ребята учиться на шоферов и трактористов, да и спрос на эту профессию всегда был.

Я сообщаю директору, зачем пришёл парень и он мне объясняет, что для этого надо найти журнал за тот год, когда этот молодой человек закончил семь классов, показать ему (директору), а потом напечатать справку, а директор поставит печать и свою подпись. Журналы находились в большом шкафу и были расположены по годам. Недолго покопавшись, я нашла нужный мне журнал. Быстро отыскала фамилию и за последнюю четверть обучения открыла страницу, показала директору, он одобрительно кивнул головой и я, с улыбкой исполненного долга, выдала справку. Потом пришёл второй, потом третий, всё было хорошо, ведь они были чуть старше меня и, раскланиваясь, уходили довольные.

А потом, через какое-то время вошёл в учительскую какой-то, как мне показалось, грустный парень и попросил такую же справку об образовании для поступления на курсы водителей. Директора не было в учительской, его кабинет был на первом этаже. Я начала искать нужный мне журнал, нашла фамилию за первую, вторую четверть, а дальше… Тихим голосом парень сказал, что он больше не учился. Смотрю на него и говорю: «Я не могу вам дать справку». А он умоляющим голосом просит, что ему очень надо. «Но ведь я же должна показать директору журнал», – говорю ему. Стоим молча, с минуту. И почти стоном: «Пожалуйста, помогите». Тогда я даю ему в руки журнал и отправляю одного к директору с наказом всё сказать, как есть, и о том, что он старший в семье. Он стоял и смотрел на меня распахнутыми глазами, а потом резко повернулся и пошёл. Я спустилась за ним на первый этаж, чтобы убедиться, что он зашёл в кабинет, и опять поднялась в учительскую. Минут через десять он вошёл с лучезарным лицом и скороговоркой выпалил: «Директор разрешил мне выдать справку». «Вот и хорошо», – выдохнула я. А когда вручала ему подписанную справку, то у него румянцем полыхали щёки и он, пятясь, повторял: «Большое вам спасибо, большое вам спасибо».

После этого случая прошло, наверное, недели две. Я сидела в учительской и что-то печатала, учителя; были на уроках. Зашёл парень, бросилась в глаза его бледность лица, он спросил: «Вы Валентина Николаевна?» «Да», – ответила я. «Мне нужна справка…» – почему-то очень тихо сказал он, а я добавила: «О семилетнем образовании?» «Да», – так же тихо ответил он. Я спросила его фамилию, и в каком году он окончил школу. Фамилию он назвал и замолчал. Я пошла к шкафу, оглянулась, чтобы переспросить, в каком году окончил школу, а он ещё тише произнёс: «Не ищите, я не учился в седьмом классе, отец умер, и я пошёл пасти овец. Пожалуйста, ради Бога, сделайте мне справку, я… Я…» Он замолчал, и я видела, как к глазам подступают слёзы. Быстро подошла к машинке, напечатала справку и сказала: «Ждите меня здесь». Пошла к директору, а у самой внутри всё замерло. Зашла в кабинет, а у него сидел мужчина и, извиняясь, сказала, что я на одну секунду и подала справку. Директор молча подписал, и я пулей вылетела из кабинета. Сердце колотилось, и по всему телу пробежала дрожь. Зашла в учительскую, отдала парню справку и сказала, чтоб быстро уходил. Видимо, ему передалось моё волнение, и он тут же кинулся к двери, а потом оглянулся, приложил руку к груди и исчез.

А я никак не могла успокоиться. Сама не знаю, как решилась на этот шаг. Время было такое – я не могла иначе.

А если бы директор попросил принести ему журнал? Потом только поняла, что я рисковала и репутацией, и работой. И про себя повторяла: «Господи, хоть бы больше никто не приходил».

А ведь приходили ещё…