НИ О ЧЕМ

Александр Финогеев
                Эдуарду Хайкину

После вечернего чая, особенно когда на корабле старшим оставался старший помощник, из кают-компании сразу никто не выходил. Можно было выпить не один стакан чая, покурить, предаться фривольным разговорам… Короче, расслабиться и время скоротать. Спешить некуда, до вечерней проверки оставалось минут сорок-сорок пять.

- Доктор, как ты думаешь?.. – старпом закуривал свою неизменную «Приму» и выпускал в подволок вонючий столб серого дыма, - Хотя что я спрашиваю, ведь думаю за тебя я!

Начальник медицинской службы молча пил чай с печеньем, обильно помазанным сверху маслом и затаенно улыбался. Он любил и ждал эту перепалку. Она убыстряла бег времени и поднимало настроение.

- Задам другой вопрос: - Чем вы думаете? Но и на этот риторический вопрос сразу есть ответ: - Ничем. Кость мозга не имеет.

Доктор молчал и слушал. Его веселил бред старшего помощника, но в полемику пока не вступал, ждал, куда тот поведет разговор.

- Если ты сейчас со мной не заговоришь, я тебя назначу проверять вахту с нулей часов до четырех.

- Вы действуете методом деспота и…

- Договаривай.

- …и-и-и… Из-за скудности серого вещества не могу подобрать слова. Но оно не порочит ваше высокое положение в обществе униженных и оскорбленных. А даже наоборот. Вы яркий свет в царстве тьмы. Вашем святым именем никогда не назовут пятый угол и седьмую воду на киселе. А… только шестую.

- А пусть он и правда проверит вахту. Хватит ему ночами подушку давить! - засмеялся Пушкин.

- Тогда я тоже буду непримирим к алкоголикам и тунеядцам и обязан доложить, что сегодня, перед обедом, воспользовавшись моей природной добротой, Пушкин выцыганил у меня сто грамм спирта и без отвращения выпил его. Готов понести за это справедливое наказание. И клятвенно обещаю, что этот, уже бывший мой товарищ, никогда не переступит комингс моей каюты. Вестовой! – крикнул доктор, - принеси мне еще стакан чая, только горячего, а то по моему телу озноб пошел.

- Пушкин, это правда?

- Врет он все, товарищ капитан-лейтенант.

- Доктор, ты врешь?

- Александр Николаевич, мне проще обмануть жену, чем вас.

- С этим доводом, пожалуй, соглашусь. За организацию пьянки на корабле, вам, доктор, объявляю строгий выговор, а Пушкину – неполное служебное соответствие, - старпом ехидно смеется.

- Это не справедливо! – закричал Пушкин.

- Согласен с вами, мой юный друг, - доктор посмотрел на Пушкина и демонстративно достал из нагрудного кармана пачку английских сигарет «Rothmans» и тоже закурил.

- Дай мне сигарету, - старший помощник протянул руку.

- Аттракцион невиданной щедрости прекращает свою работу. Доброта – хуже воровства. Потом, - начмед переложил пачку в карман брюк, - как не последнее лицо на этом корабле, хочу заявить со всей ответственностью, такое ЧП и последующие за ним суровые наказания, отбросят корабль в бригаде на последнее место. Заместитель командира корабля не получит третьего ранга, командир не поедет на учебу в академию… Представляете, что с вами будет, точнее ужу с нами?.. Меня, вас и Пушкина, сошлют на корабль консервации. Мы с вами умрем капитанами, а Пушкин до смерти будет носить звездочки старшего лейтенанта.

- Безрадостную картину нарисовал… И главное, правдивую. Но все равно я должен как-то вас наказать.

- А простить? Меня простить всенепременно, а Пушкина не обязательно… Хотя и его тоже можно. Друг все-таки, хоть уже и бывший. Жалко… Посмотрите на его лицо… Лик бы написать, да где иконописца сейчас найдешь? Придется все-таки выдать мне вам от чистого сердца по сигарете. И Хайкину дам, пусть думает, что я его тоже люблю.

- Нет, одной сигаретой не отделаешься. Забираю всю пачку! А Пушкину с Хайкиным рано и вредно курить, тем более такие сигареты. Доктор, а если бы по недоразумению тебе в руки попал пистолет, убил бы кого-нибудь? Меня, Пушкина?..

Доктор задумался.

- Пожалуй нет, вы люди хорошие, - наконец сказал он, - С кем я тогда останусь?

- Молодец! Если сейчас выкажешь передо мной свой талант, в чем я опять очень сомневаюсь, и скажешь мне… Все прощу и сигареты отдам.

- Как же я могу удивить вас, если в кости нет мозга?

- Значит…

- Хорошо, я попробую.

- И вот сейчас, - старший помощник надменно закуривает забранную сигарету, - мы наконец убедимся в недалекости багажа знаний у этого себялюбивого человека. Итак, вопрос: - Есть ли реки, берущие свое начало в море.

Доктор радостно захохотал.

- Если б я не дал вам полтора месяца назад журнал, который вы, скорее всего, недавно прочитали, то не знали бы этого тоже. Но я отвечу, пополню знания наших офицеров, чтоб отличались умом и сообразительностью. Эта река течет на северо-востоке Африки. Название не вспомню, а впадет в озеро Ассаль. И озеро бы не запомнил, если б оно не ассоциировалось с Ассоль из «Алых парусов».

- А та речка называется Таджура.

- Именно так, я в тех местах даже бывал в лейтенантские годы, это недалеко от Баб-эль-Мандебского пролива.

- Но сигареты я тебе все равно не отдам. Мы их с тобой покурим после отбоя у меня в каюте.

- Меня это очень даже устраивает…

- Команде приготовиться к построению на вечернюю проверку, на юте. Форма одежды – рабочее платье, берет, - скомандовал по трансляции дежурный по кораблю.

Все дружно поднялись и потянулись к выходу. Разговор ни о чем закончился.

Вот и завершался еще один рабочий день длинной-длинной корабельной службы. Завтра будет новый, а с ним и новые впечатления.