Невпопад

Арина Ермолова
     Роза, несомненно,  была  наделена многими  талантами. Но  ко  всем  талантам прилагала  ещё  своё недетское  упорство.
     Зимние  каникулы 8 класса она  провела на  легкоатлетических  сборах в  Одессе. На городских  отборочных соревнованиях девочка показала наилучшие  результаты  сразу в трёх видах  лёгкой атлетики и её  кандидатуру заявили в  состав  юношеской сборной Украины.
     Возвращалась в  класс  счастливая. Школа была для Розы  вторым  домом, со  всеми  она была  приветлива:  от  учителей  до работниц  школьной  столовой. А одноклассники  избрали  её  старостой, хотя  слово "староста" ей  отчаянно  не  нравилось.
     У  входа  в класс Розу  встретила  классная  руководительница.
     -  Роза, в  наш класс перевели  ученика  с 8Б. Это  решение  директора. Ты,  наверняка,  его  знаешь - это Миша  Шпилько. Я  хочу  посадить  его  с  тобой за  парту. Мне  сложно  судить  о  нём ,  я  не веду  предмета в  8Б. Но  это  его  единственный  шанс остаться  в  нашей  школе. Я  уже  показала Мише  его  парту.

     С  5 класса Роза  сидела  за  партой со  своей подругой  и  соседкой  по  дому  Василисой. Почти  четыре  года  они  были неразлучны. Как  же  теперь?
     Но   Роза  знала,  что  преждевременные  переживания -  самая  бесполезная  вещь  на  белом  свете. Да  и  хорошие  обычаи  иногда  нужно  нарушать , иначе  от  них -  никакого удовольствия...
     Роза  была  знакома  с  Михаилом.  Их  классы  были  рядом ,  иногда  они  вместе  участвовали  в  спортивных  соревнованиях. Знала  она и о  конфликтах Михаила  с  классной  руководительницей (она  же -  учительница украинской мовы -укр.).
     И   Роза,  конечно, не  обрадовалась бы  этой  новости, если бы давно и тайно не мечтала подружить с  Михаилом.  Была  в  нём  какая-то  уверенность,  привлекательность,  мужская  взрослость,  отличающая  его  от  всех парней  школы.  И  Роза  знала,  что  многие девочки  тоже  это  видят.  Большинство  же  учителей видело  в   нём наглеца и "неуправляемого".  А  при  таком раскладе количество  мифов о  нём было  трудно  просчитать.

     Роза  прошла к  своей  парте (на  "камчатке"  всегда  сидели  самые  рослые). Миша стоял,  ожидая  её прихода.
     - Привет. Ты  с  какой  стороны сидишь?-  спросил  он.
     Все  причины не   подружить с  ним исчезли после  этой  простой  фразы.
     После  уроков  классная  руководительница спросила  Розу: " Как  тебе  Шпилько?"
     -  Он  такой,  как  надо,- ответила  Роза.

     Ребята  узнавали  друг  друга  не  торопясь, будто  боялись  пропустить самое  важное,  в  то же  время  не  выспрашивая,  не  желая  разрушить чего-то лично-заветного.
     Они  разнились  во  всём.
     Как  человек со  своей тенью.
     Но  при этом становились  так же  неразлучны.
     Семья   Розы (мама,  папа,  четверо  братьев  и  сестёр) практически  не  оставляла  ей  свободного  личного  пространства.
     Семья  Михаила (старшая  сестра  и  отец-геолог,  пропадающий  постоянно в  экспедициях,) обязывала 15-летнего  парня  нести  взрослую  ответственность за  свою  жизнь. И  эта  ответственность была старательной  и честной , но  всё как-то  невпопад...

     На  выпускном вечере,  спустя  два  года, учителя  признались им, что  не   верили,  что Михаил  закончит  10  классов (закончил  хотя бы  8).  Парень  был  дерзкий, своенравный,  но  и  способный.
     А  причиной  его  перевода в  класс  Розы оказались  долгие  разногласия с  классной  руководительницей. Завершением  конфликта стало  нежелание Михаила учить  стихотворение  В. Сосюры  "Білі  акації  будуть  цвісти", т.к. считал, что  это  стихотворение  очень  плохого  качества. И  прокомментировал,  почему :

     ".......................               
      вип'ю  я  очі  твоЇ  молоді
      повні  туману  кохання"

- эта  фраза  жестока  и  ужасна  по  отношению  к  любимой.
     "............................
      в  тебе і губи і брови  твої ,
      як  у моєї  Вкраїни"

- явно  дурацкий  политический ход и от  этого -  глупость.

     -  А  ужас  и  глупость  я  учить  не  буду, - заявил  Михаил.

     Учительница  никак  не  ожидала  такого  протеста. Вначале  она  просто  возмущалась: "  Да  кто  ты  такой,  чтобы  обсуждать  Сосюру!?  Твоё  дело  учить  Хрестоматию!"               
     Потом  потребовала,  чтобы  пришли  родители.  Когда  Михаил  сообщил,  что сможет  прийти  только  сестра, учительница уже  была "на  взводе" и заявила, что  с  такими  патлами (волос у  Миши  действительно  был  густ  и  не  очень  послушен)  и  без  сестры  он  к  урокам  допущен  не  будет.

     Сестра на  следующий  день  пришла.               
     Вместе  с   ней в  класс пришёл  "Фантомас".
     Патлы  были  сбриты.
     Уроки  были  сорваны.               
     Все  только  и  делали, что  оборачивались  на  Михаила  и  смеялись.
     Классрук обозвала Михаила лысым  дураком,  заявив, что  плешь на  голове  -  не  признак  ума.  На  что  тот возразил: "Наш директор тоже  лысый".

     И  на  следующий  день  пришёл  в  парике парубка-кузнеца  Вакулы. Сестра была  директорам  ТЮЗа.   Миша  часто  там выступал.
     Ещё  один  учебный  день  был потерян.
     Возмущению  учителей  не  было  предела.
     Ученики  со  всей  школы  бегали  на  переменах поглазеть на  Шпилько.

     Если  учесть ,  что  до  этого Михаил  завалил  почти  3 метра школьного  кирпичного забора ( перелазил его   в  удобном  месте, чтобы  не  обходить  к  школьной  калитке);  обозвал военрука  "держимордой" - в  ответ на  поношения  того одноклассников "дебилами",  "баранами" (у  военрука  случился нервный  срыв,  вызывали  "скорую");  обрушил (правда,  вместе  с  завхозом) новогоднюю  ёлку  с  игрушками, пытаясь  запустить  вращательный  механизм; разломал в  щепки спортивные  брусья (они,  оказалось,  были  списаны  ещё  3  года  назад);  зачем-то  принёс  в  школу  2  бутылки  водки, -  конфликт со  стихотворением был  последней  кляксой (чернилки-невыливашки и  перьевые  ручки  были ещё "в тренде")!
     Забор Михаил починил. По  правде , он (забор) давно  этого  требовал.
     Водку  приносил для  продажи  учителю  труда (  разгружал  машину  алкоголя  в винном  дворовом  магазине,  оплатили водкой).
     Перед  военруком  извинился. Но  военкомат  прислал  взамен  молодого и  весёлого.
     Ёлку  с  завхозом они  всё же "запустили".  Одноклассники  игрушки  принесли  из  дома.

     Школьные приключения  Михаила  не  закончились в  8  классе и  дружба  с  Розой не  стала  тому  помехой. Просто  теперь  Роза  была  их  участницей  , а  иногда  и  "зачинщиком". Это  слово особенно  любил  директор  школы (он же -  председатель  "Городского  Суда  родительской  чести"  в  ту  пору).
     Когда  эту  парочку  с "камчатки" вместе  с  родителями всё  же вызвали  на  вышеуказанный  Суд ( по "совокупности  дел" было  за  что), директор , он  же судья,  огласил  такой  приговор:
     -  Я  откровенно  Вам  скажу: я  не  вижу  отрасли  народного  хозяйства в  нашей стране,  где  бы  Михаил смог  применить  свой  характер  и  свою  стремительность. А  родителям  Розы я  бы  посоветовал подобрать  девочке  подругу. Михаил  дурно  на    неё  влияет.  Невпопад  эта  дружба!

     Михаил  Шпилько закончил Московский Сеченовский  институт  с  красным  дипломом. Работал  в  Москве,  Ленинграде. В 90-е  возглавил стоматологическую  клинику в Одессе.
     Признаётся  Розе,  что особенно  виртуозно  у  него  получается  удаление  зубов (не  оправдался  приговор  Суда насчёт  "стремительности"). Но  для Розы лично  готов  всегда сделать  ослепительную  улыбку! 
     Роза  думает. К  своему  70-летию и 55-летию их  "дружбы  невпопад" новые  зубки  будут  очень  впопад.





     Иллюстрация -  рисунок  Рене  Грюо.