Римская столица Иудеи

Банчик Леонид
Римская столица Иудеи. Суд Божий
Леонид Банчик

На месте древнего финикийского поселения  Стратонова Башня Ирод построил к 10 г. до Р.Х. великолепный порт, который назвал в честь кесаря Августа Кесарией. Город строился по римскому образцу с театром, ипподромом, роскошным дворцом. Недаром он так полюбился высокому начальству. Римские прокураторы Иудеи сделали Кесарию своей столицей, поэтому город не раз упоминается в Деяниях Апостолов. Здесь жил диакон Филипп. Апостол Павел два года пребывал в кесарийском заточении, где благовествовал прокураторам и другим знатным особам. Отсюда его отправили в Рим на суд кесаря. Но я хотел бы уделить должное внимание другому суду, Божьему суду, который свершился в этом удивительном городе, который и сегодня поражает туристов своим великолепием.
Внук Ирода Агриппа, который в Деяниях также именуется Иродом, был ровесником Кесарии. С юных лет он жил в Риме, в его близких друзьях числились сын императора Тиберия Друз, будущие императоры Калигула и Клавдий. Уже в молодости у Агриппы проявился серьёзный недостаток: страсть к кутежам. Когда он после смерти матери смог самостоятельно распоряжаться приличным наследством, то быстро его промотал, устраивая ежедневные пирушки, и попал в лапы кредиторов. В 23 году после Р.Х. Друза отравили, и Тиберий объявил, что не желает больше видеть приятелей сына. Пришлось Агриппе вернуться в Иудею, но кредиторы и там пытались его достать. Агриппа скрывался от них в крепости возле Мёртвого моря, пребывая в тяжёлой депрессии и думая о самоубийстве. На какое-то время его пригрел у себя в Галилее дядя Ирод Антипа (тот самый, кто отрубил голову Иоанну Крестителю и участвовал в суде над Христом), но вскоре они разругались. Агриппа едет в Сирию, оттуда возвращается в Рим, его покровительница Антония выплачивает огромные долги Агриппы, но из-за неосторожного высказывания тот попадает в тюрьму. Лишь через полгода его освободил новый кесарь Калигула, а затем Клавдий сделал своего друга царём в Иерусалиме. В результате Агриппа стал таким же могущественным правителем, как его дед, но триумф продолжался всего лишь три года.
В Иерусалиме Агриппа надевал маску благочестия, совершал ежедневные жертвы в Храме, даже велел повесить перед входом в святилище золотую цепь, равную по весу его железной тюремной цепи. Он говорил, что это знак того, как Бог может изменить судьбу человека. Многие евреи тогда восхищались Агриппой, не обращая внимания на его очевидное лицемерие. Сегодня в Израиле к нему также прекрасно относятся. На сайте хасидов (ультраортодоксальных иудеев) говорится о редком смирении Агриппы, и в качестве доказательства приводится пересказ одной талмудической истории, только почему-то без конечной фразы. Эта история из трактата Сота повествует о том, как Агриппа читал вслух в синагоге из Втор. 17:15 «…не можешь поставить над собою царем иноземца, который не брат тебе». После этих слов царь заплакал, потому что его дед был идумеянином, потомком ненавистного евреям Исава. Но народ стал дружно утешать правителя: «Успокойся, Агриппа, ты брат нам, ты брат нам». Просто душещипательная история, но современные раввины «забыли» упомянуть её окончание: «В тот час… израильтяне гибели достойны были: Агриппе польстили они».   
Так вёл себя Агриппа в Иерусалиме, однако в Кесарии он снимал маску и возвращался к привычному для него образу жизни кутилы и мота. Он получил колоссальное богатство, но из-за расточительства не смог удержать его в своих руках. Агриппа любил осчастливить подчинённых самыми щедрыми подарками. Большая часть государственной казны ушла на недостроенную стену вокруг Иерусалима. Главное же преступление зловещего внука Ирода – преследование Церкви. После убийства Иакова он решил совершить ещё более громкое лиходейство: казнить главу Церкви апостола Петра, но тут его поджидала неудача. Господь чудесным образом спас Петра. Раздражённый Ирод Агриппа велел казнить солдат, охранявших апостола, и покинул духовную столицу Иудеи, чтобы зализывать раны в светской Кесарии. Однако там над ним свершился справедливый Божий суд.
«Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян; они же, согласившись, пришли к нему и, склонив на свою сторону Власта, постельника царского, просили мира, потому что область их питалась от области царской. В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека.  Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 12:20-23).
Тир и Сидон – два финикийских порта на Средиземном море (нынешний Ливан). Их жители занимались торговлей, освоив все тогдашние морские маршруты: Греция, Рим, Африка, Испания. Неблагосклонность к ним иудейского царя могла привести к большим финансовым потерям. К тому же, финикийцы нуждались в зерне и других продуктах, которые им поставляли южные соседи. Причина озлобления Агриппы неизвестна. Возможно, ярость от безуспешной попытки расправы над Петром он излил на головы финикийцев. Впрочем, торговцы всегда умеют выкручиваться. Они подкупают царского вельможу, и тот устраивает аудиенцию, которая прошла в необычных условиях. Подробности мы можем прочесть в книге древнеримского историка Иосифа Флавия. 
«Между тем исполнилось три года, что Агриппа царствовал над всею Иудеею. Однажды он поехал в город Кесарию, которая раньше называлась Стратоновою башнею. Тут он устроил игры в честь императора, так как наступил какой-то праздник, установленный в честь Клавдия. На эти игры стеклась масса лиц начальствующих и таких, которые занимали видное общественное положение. На второй день игр, рано утром, царь явился в театр в затканной серебром одежде, удивительным образом блиставшей и сверкавшей. Серебро дивно переливалось в лучах восходящего солнца, так что все были ослеплены и с содроганием должны были отвращать свои взоры от Агриппы. Сейчас же несколько льстецов с разных концов стали, впрочем, не на благо царю, громко возносить его и называть его богом, говоря: "Будь милостив к нам! Если мы до сих пор преклонялись перед тобой, как перед человеком, то теперь мы готовы признать, что ты по природе своей выше всякого смертного". Царь не особенно был поражен этими заявлениями и не думал остановить кощунствующих льстецов» (Иудейские древности 19:8:2).
Перед нами замечательный пример того, как земная наука история подтверждает Слово Божье. Финикийцы явились во время римского праздника (скорее всего, в этот день отмечали день рождения кесаря Клавдия), поэтому иудейский царь принял их не во дворце. Три главных сооружения города располагались близко друг от друга: театр круглой формы, восхитительный царский дворец и огромный ипподром, который также называли амфитеатром, так как именно там устраивались основные зрелищные мероприятия. Из дворца был сооружён проход прямо к царской ложе на ипподроме. В этом месте колесницы круто разворачивались, лошади и всадники часто валились прямо на землю, многие из них погибали, а властители особенно любили острые ощущения. Через сто лет в амфитеатре казнили участников восстания против Рима под предводительством Бар-Кохбы. Поэтому можно предположить с большой долей вероятности, что описанные события состоялись в кесарийском амфитеатре.
Агриппа сделал всё возможное, чтобы спровоцировать лесть. Царская одежда, вытканная из серебряных нитей, ярко сияла на солнце, выделяя его среди окружающих. Агриппе не удалось устроить триумф в Иерусалиме, связанный с показательной казнью апостола Петра, и он воспользовался римским праздником, чтобы компенсировать неудачу. Когда раболепные кликуши сравнили иудейского царя с Богом, он их не остановил. Почему? Ведь он прекрасно знал заповеди, запрещающие идолопоклонство. Да потому что знать и соблюдать – совершенно разные вещи. Агриппа не был верующим человеком и мечтал о поклонении себе. Целый ряд историков полагает, что у правителя были имперские амбиции. Путём дипломатических ухищрений ему удалось поставить на престол Клавдия, но теперь уже он сам подумывал о римском троне или, по крайней мере, о признании его долгожданным мессией Израиля. Британский писатель Р. Грейвс даже написал в историческом романе, будто Агриппа намекал своим подданным, что он родился в Вифлееме.  Вот почему иерусалимский властитель так мечтал расправиться с теми, кто верил в истинного Мессию – Иисуса Христа.
Народ исступлённо возглашал: «Это голос Бога, а не человека», а польщённый царь не остановил их, не воздал славы Богу, и был поражён Ангелом Господним. Иосиф Флавий, симпатизировавший Агриппе, рассказал, что больного царя перенесли во дворец, где он умер спустя пять дней, успев попросить у Бога прощения. Думаю, если бы Агриппа на самом деле покаялся, мы бы прочли об этом в Библии. Ведь он мог остановить славословие одним царственным жестом, но не сделал этого. Как поступили в подобной ситуации Павел и Варнава, когда их приняли в Листре за верховных греческих богов (Деяния 14)? Разодрали одежды и бросились в толпу объяснять людям, что те заблуждаются. Так поступают настоящие служители Христовы, в отличие от ищущих славы лицемеров.
Писание называет конкретную причину наказания Агриппы: не воздал славы Богу. Он не воздал славы Богу, когда льстецы пытались поставить его на один уровень с Господом. Но он не воздал славы Богу и стал Его противником, убив одного апостола, собираясь казнить другого, желая расправиться с учениками Иисуса.
Что это за странная болезнь, которая привела к скоропостижной смерти Агриппы? Чаще всего называют тяжёлую форму закупорки кишечника от заражения круглым червем. От этой же болезни скончался Ирод, только мучения деда Агриппы продолжались значительно дольше. Для нас важен не симптом заболевания, а духовная причина: не воздал славы Богу, преследовал верующих. Он, зарубив мечом Иакова, был наказан карающим мечом Господа, и словно мечом высечена последняя строка Библейского рассказа:
«Слово же Божие росло и распространялось» (Деяния 12:24).
Коротко и ясно. Враги Божьей Истины изощряются в способах, как препятствовать проповеди Благой вести, а она всё равно летит радостными письмами к каждому человеку. Никто и ничто не может остановить рост и распространение Слова Божьего!