Встречу на гражданке...

Вадим Втюрин 2
               
 Есть в пограничных войсках,особое место,где родилась известная фраза,: -"Встречу на гражданке,моего сержанта-УБЬЮ.."Именно тут из "маминых сынков",выветривают запах домашних пирожков и рождая особый вид воина.Имя которому -ПОГРАНЕЦ.
   Это потом ...застава ,отдельный контрольно-пропускной пункт,авторота в отряде или эскадрилья,ПСКР,школы "рулей","хвостов"или"пауков".
   Это потом..в мае,обнимая незнакомых людей, в зеленной фуражке,говорим -"Брат,с нашим праздиком тебя!"
   Это потом... наши жены,жалуются  подругам-"Представляешь,мой опять вытащил из шкафа фуражку и ушел из дома до поздна,а ему в собес надо было идти.С пенсией  опять путаница...",а слышат в ответ,-"Так,мой там же" .
    Это все потом,а пока-УЧЕБКА.
  Раз,раз,раз,два,три...взвооооод,песню запе...вай-командую я,младший сержант пограничных войск,лишь две недели назад,окончивший школу ...
            "Сегодня ночью все спокойно на границе,
             но все рано застава не смыкает глаз..."
  мощным хором,молодых глоток,отвечает учебный взвод.Я еще не знаю,что скоро я сам окажусь,на той заставе,которая "у самого залива",под командованием Валерия Федоровича Аншукова...Судьба столкнет меня с автором Пограничного Гимна и поведет рядом.А пока,мой будущий начальник заставы,даже не слышит ,как здорово звучит его песня...
              "А на плечах у нас зеленные погоны
               И мы с тобой дружок опять идем в наряд..."
   Правое плечо вперед,Прямо...Выше ногу...Стой.На лее во... Команда была "Выше ногу.Почему не выполнена?-задает вопрос мой голос,потому,что мысли мои еще там, в Ленинграде...
    Команда была "Выше ногу.Почему не выполнена-орет в мегафон капитан Фальщунов-Вы пограничники и враги должны видеть и слышать ваш уверенный шаг.
   -Так скользко, товарищ капитан-подал голос прапорщик из знаменной группы-И еще,а как же наше правило "Пограничник видет все и всех,а его никто?"
   -Дурак не поймет,а умному долго объяснять-выдает мегафон,афоризм капитана-Выше ногу и не будет скользко...
   -Так скользко, товарищ младший сержант-выдает мой одноклассник.
  Во ,игрушки судьбы,еще год назад,я списывал у него физику в школе,а сегодня ...Поэтому и смелый....наверное.
   - Выше ногу и не будет скользко,товарищ рядовой- заявляю,со знанием вопроса я-Напоминаю,разговоры в строю, без команды,будут поощряться личным знакомством с одним нарядом,но вне очереди.
  На леее-во,в столовую шаааагооом марш... Завтрак.
  -А ты сам то помнишь,за что получил первый наряд вне очереди?-спросил мой "курсовой" сержант...Зигзаг в жизни.Сержант,учивший нас в школе,объявивший в первый день,что он почти"гражданский человек",потому что осенью заканчивается срок его службы...угодил,вместо родной Тулы в родной отряд...
 -Конечно,Евгений Николаевич - сообщаю, с улыбкой-"За разгильдяйство и неуважительное отношение к бюсту вождя мирового пролетариата".
 Машина времени,под названием память, вернула меня на полгода назад...
 -Вы,совсем сошли с ума ,товарищ курсант?-спрашивает обалдевший"гражданский человек" Евгений Николаевич-Вы,что себе позволяете?
 -Товарищ "гражданский человек",я тут,убирая ленинскую комнату, обнаружил стихи в журнале "Пограничник",это же наша песня-докладываю,радостно улыбаясь.
 -Да,нет,товарищ курсант.Я ,не о вашей тяге к печатным буквам и эпистолярному жанру.Об этом мы поговорим позже-еще больше распаляется Евгений Николаевич-Я,вот об этом.
  Мой взгляд  достиг "объекта",следуя за указательным пальцем "курсового"...
  На бюсте "Первого Красноармейца",красуется моя фуражка,а его шею украшает... золотой кулон,мой ремень ,с начищенной асидолом, пряжкой...
 -За мной-коротко бросает Евгений Николаевич-Отделение строиться.Равняйсь,смирно."За разгильдяйство и неуважительное отношение к бюсту вождя мирового пролетариата,курсанту" ...
  Вот так и прилетело мне "поощрение".
  -Ты им еще не объяснил,почему достаточно одного наряда?-вернул меня назад голос Евгения Николаевича-Правильно,пусть на практике поймут,что "вне очереди"-это наряд  не с двадцати до двадцати,а наряд "на двадцать четыре часа".Если отрабатывать их по два часа,то на полмесяца хватит,а для особо одаренных только во время  киносеансов,то будет как раз ,до окончания учебки...
  Взвод,закончить прием пищи.Выходи строиться...У нас сегодня "тактика".
    Тактические занятия можно сравнить с детскими играми...
    Мы, дети первых послевоенных лет.Рядом с нами суровые,еще живые, отцы.Их не называют пока ветераны,просто мужики,которые были на войне. Вон у Витька, из пятого дома,отец был пулеметчиком,как Петька из "Чапаева" ."Строчил фашистов из своего пулемета,только чуть-чуть не повезло.Один гад в него гранату кинул.И ходит теперь дядя Илья на железной трубке.
  А вот дядька Серега.Его все так зовут,добрый мужик.В кармане и него точно есть "леденец-сосулька",можно подбежать к нему и попросить,не откажет.Вот только в ответ попросит, странным голосом,спой милок ,."на позицию девушка провожала бойца.."Сам петь дядька Серега не может.И говорит он странно,нажимая пальцем на клапан в горле.Война ему песню перебила.
   Нет еще "иконостасов" из юбилейных медалей и орденов.Это потом,много позже,"встанет" солдат на Перемиловых высотах под Яхромой,зажгут вечный огонь у кремлевской стены ,на могиле Неизвестного Солдата и Родина Мать "вскинет" в небо меч на Мамaевом кургане.Еще отцы наши живы. Они ходят в телогрейка и кирзачах на работу.Зимой и лето по тропинке, от первых панельных домов до домостроительного комбината.Они строят дома,которые потом назовут "хрущебы",строят школы и не вспоминают про войну.Ветеранами они станут потом,если доживут...
   Ну а пока,мы пацаны с Костинского шоссе,бегаем в старую школу ,что рядом с ремесленным училищем. Вечерами собираемся в березовой роще играть в войну и мстить "немцам"за отцов.Играя в войнушку,каждый из нас был умелым солдатом. Прячась в кустах, сжимая в потной ладошке деревянный пистолет.
  Майскими вечерами,мы верили,что все фашисты будут убиты.Верили, что патроны не кончатся и гранаты, изготовленные из клочка газеты и начищенные сухой пылью.
  Первые "Зарницы".Ночевка в спортзале.Гордое шествие по улицам города, в колонне таких-же сорванцов,на первый "зарничный бой".
  Деревянные лыжи на правом плече и деревянный автомат на груди.А командир у нас ,физрук Алексей Васильевич,партизанил на Брянщине.Милка,дочка его,говорит,что у него медаль даже есть,врет наверное,уж больно молодой. Соседская тетка Настасья с грустной улыбкой говорит -:"Ну вот и проводили сынов на войну..."
  А вечером страшная весть по телевизору-ДОМАНСКИЙ.У мамы слезы на глазах.Что, опять война? А новости все страшее и страшнее.Израиль "гоняет" арабов по пустыне, горит деревня Сонгминь в далеком Вьетнаме.А мы ростем.МЫ РОСТЕМ,ЧТО БЫ ВСТАТЬ НА СМЕНУ ОТЦАМ.Так наверное заведено на Руси.Мужики рождаются для защиты.
  Что-то меня кидает сегодня по памяти...
"Получать оружие,выходи строиться"
  -Взвод,напоминаю.Тактика-это вам не детские игрушки-строго говорю я-Техника безопасности,должна соблюдаться неукоснительно.Направлять оружее друг на друга строжайше запрещается,не смотря на то,что у вас холостые патроны....
  -На пра...во.На тактическую поляну ...бегоооом марш.Во блин,не плохой командирский голос привили в школе-пронеслось в моей башке-Ну,теперь погреемся...
 -Вспышка слева.Мой взвод,ныряет в сугроб.
 -Ударная волна,прошла.Встать,бегом вперед.Бегом...быстрее.Бегом...
  Очередной сугроб.
 -Вспышка справа...Встать,бегом...бегом...
 -В воздухе запахло....-очередная вводная-Газы...бегом,быстрее...еще быстрее.
   Мы не играем,мы учимся...Новобранцы учатся  правильно выполнять команды,соответствующие обстановке,придуманной мною,а я командовать...Это мой последний экзамен перед Границей.
  -Бегом,быстрее...бегом.
  -Товарищ младший сержант,не могу больше-остановившись,рядовой срывает противогаз...
  -Взвод стой...Новая вводная-на ходу "переобуваюсь"я-Наш боевой товарищ отравился газами.Надеть на него противогаз,забрать автомат и..."подцепить" на ремни.Бегом,быстро бегом,мы в зоне поражения....Бегом.Я хорошо знаю,как потом отблагодарят друзья "отравленного". Он это понял тоже,вон как ногами перебирает,подцепленный ремнями друзей с двух сторон...
  -Взвод стой-командую я-Отбой газам.Тема сегодняшних занятий...
  Взвод понял,что это была присказка...сказка впереди.""Встречу на гражданке,моего сержанта-УБЬЮ.."
-Взвод,противник открыл пулеметный огонь-звучит моя новая игрушка-По пластунски вперед...
 Ползут,но медленно.Вязнут в снегу,надо придать ускорение...
-Взвод,противник с тыла...снег заметно примялся.
-Одиночными по противнику...Противник уничтожен.Вперед на пулеметный расчет...быстрее,быстрее.
 Все равно медленно,в норматив не укладываются.
-Взвод встать.
 Бойцы  несказанно рады ...хоть минутный,но перерыв.
 -Я поползу вместе с вами,тот,кто обгонит меня,получит двойную порцию обеда-уверенность в победе помогает мне быстро выхватить противогаз из сумки...
 -По пластунски вперед.Газы...
 Эх,слабаки,придется перед  физподготовкой за голенище сапога засунуть конспект...
 "Конспект за голенищем",это еще одна игрушка полученная на "школьной скамье"...
  -Товарищи курсанты,запомните-всплыли незабываемые слова замполита школы-Вас,никогда не обвинят в издевательстве на спортплощадке,если у вас окажется с собой конспект индивидуальных занятий с починенными.А туда, необходимо внести любое физическое упражнение,направленное на развитие силы и побуждение выполнять требования устава...
 -Взвод,равняйсь,смирно.Тактические занятия закончены.Тема проведенных занятий...Время подходит к обеду,поэтому...Кру..гом,бегоооо м марш...Газы,Вспышка слева,ударная волна прошла,бегом...Вспышка...бегом...
 -Ничего-подумл я-Завтра на весь день занятия "Оружие массового поражения и защита от него".Погреются перед баней,завтра субботний день....
  -Взвод,закончить прием пищи.Выходи строиться...
 -Товарищ младший сержант,мы не успели поесть-заявил голос с претензией на права...
 -Что,с одной пайкой не успел,а если бы на тактике обогнал меня-спрашиваю со горькой усмешкой-весь взвод опоздал бы на физподготовку?
 -Выходи строиться-была команда...
 -Взвод.Бегооо м марш в спортзал-следует команда-Будем "пирожковый дух" выветривать...
 "Встречу...УБЬЮ"-давят мне в спину флюиды всего взвода-Ничего переживем,еще в любви будут объясняться...потом.А главное,чего боятся-то,какие-то триста шестьдесят секунд и ты в ...полном ауте.
 -Взвод..бегом...быстрее,быстрее.
 -Ну,что понравилось на тактике-спрашиваю бойца,затягиваясь сладкой "Примой"...
 - Мой сынишка,в детском саду в такие игры развлекается-отвечает боец...
Даааа,повезло парню,до не призывного возраста "не дотянул " полгода , а до пенсии оставалось всего-то восемь лет...
Балерун,сгоняли в Швецию на гастроли...Двоим захотелось плясать на шведском хуторе остаток жизни,а вернувшимся "гастролерам"пришлось принять предложение... послужить.Всех расхватали Ансамбли Песни и .... Наш упрямый оказался.Служить,так служить.
 -Ни чего, еще понравиться-уверенно сказал я...
 -Взвод,получать оружие....Время чистки.-Масла много не лейте.У нас через два часа стрельбы,задымите всю округу раньше времени...Завтра,у нас, будет Оружие Массового Поражения,вот там и подымим...
  Бегом ,бегом...быстрее бегом...
 -Взвод,отбой...всем спать.
  Тихо, в казарме,день закончился
 -Спокойной ночи товарищ младший...."УБЬЮ".