438 Межкорабельный фуникулёр 27 августа 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

438. Межкорабельный фуникулёр. 27 августа 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Понедельник 27 августа 1973 года. БПК "Свирепый" в открытом Атлантическом океане примерно в середине морского района "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). Дневная температура: мин.: 12.0°C тепла; средняя: плюс 14.3°C тепла; макс.: плюс 16.0°C тепла. Изредка накрапывает, налётами моросит дождик (1 мм осадков). На ветру, дующем со скоростью 6 м/с, температура воздуха плюс 11.2°C - зябко, сыро, простудно. Ветер умеренный (4 балла) и волнение тоже умеренное (4 балла). Волны удлинённые и на многих гребнях волн белые пенные барашки. Высота волн 1,0 - 1,5 м, длина - 15 м. Такие волны легко раскачивают и кренят корабль, особенно, если он в дрейфе и качается по воле волн и ветра. В этот день солнце взошло над хмурым морем-океаном в 06:20, а зашло в 20:41 (GMT+1).

Предельные углы крена корпуса корабля утром в понедельник 27 августа 1973 года экипаж БПК "Свирепый" как-то особо не волновали, потому что все волновались из-за того, что никак не удавалось наладить "межкорабельный фуникулёр" - так мы назвали в шутку грузовую тросовую канатную дорогу, которую обычно возводят или сооружают между кораблём и судном обеспечения, чтобы передать сухие грузы. Обычно канатную дорогу или грузовую систему обустраивают траверзным способом, то есть между двумя судами, идущими рядом друг с другом на расстоянии 30-70 метров.

Сначала мы так и хотели сделать, но все попытки протянуть между кораблями прочную стальную канатную дорогу или фуникулёр были безуспешными, потому что качка была такая, что тросы либо натягивались как струны, либо провисали до воды. Была опасность обрыва стального троса и эта опасность была не просто опасной, а смертельной, потому что концы разорвавшегося троса в случае обрыва действовали бы как кончики бича палача...

На всех флотах мира существовали схожие по технике и технологии системы и способы передачи сухих и жидких грузов между судами на ходу с помощью "канатной дороги" между передающим и принимающим судами с мачтами. Способ траверзной передачи сухих и жидких грузов между судами на ходу - это использование специальных грузопередающих систем, оснащённых канатными связями между судами и соответствующими к ним механизмами, в частности, лебедками с гидравлическим приводом, причём эти лебёдки могли в автоматическом режиме поддерживать канатную связь в нормальном состоянии, без рывков и провисаний. Были ли у нас, то есть у танкера СМТ "Олекма" такие лебёдки, я не знаю, но на БПК "Свирепый" таких механизмов не было... Вот почему в условиях качки обоих судов расстояние между танкером и кораблём постоянно менялось, а тросы и канаты, которые моряки пытались соорудить, постоянно грозили оборваться.

Чтобы немного почувствовать, что требуется для обеспечения работоспособности и безопасности работы канатной дороги между судами в море на ходу, автор приводит цитату из технического описания данной грузопередающей канатной системы: "Устройство для передачи грузов между судами в море в условиях качки содержит: передающее судно с мачтой и принимающее судно с мачтой, между которыми натянуты ветви каната с грузовой тележкой, концы которого соединены с лебёдками, соединёнными через редукторы с электродвигателями, а также электронный узел управления режимом работы электродвигателей, включающий в себя два контура частоты тока, каждый из которых состоит из соединённых между собой инверторов тока, датчиков тока и выпрямителей тока, подключённых соответственно к контурам стабилизации натяжения, что улучшает динамику регулирования натяжения канатов, два регулятора частоты с соответствующими сумматорами, соединённые соответственно с контурами стабилизации скорости, что обеспечивает получение стабильных скоростей перемещения грузовой тележки и требуемой перегрузочной способности электродвигателей".

После нескольких попыток решить задачу, капитан танкера СМТ "Олекма" и командир БПК "Свирепый" решили всё упростить и обеспечить относительную ровность натяжения несущего грузового каната (троса) за счёт сопротивления корпуса нашего корабля в воде при буксировке его танкером. Для этого на баке на самом носу БПК "Свирепый" полностью разоружили (сняли, разобрали) гюйсшток, чтобы не мешал и завели с танкера на наш корабль толстый буксир (буксировочный трос). При этом длину буксира подобрали опытным путём так, чтобы трос имел достаточно большой провес, который нужен для амортизации его рывков. В результате искусные моряки танкера добились, что их судно и наш корабль одновременно всходили на гребни идущих друг за другом волн и так же одновременно сходили (скатывались) с них.

Волны Атлантического океана утром 27 августа 1973 года ещё были небольшие, поэтому кильватерный способ передачи грузов с помощью грузопередающей канатной дороги был самым эффективным. Правда, буксирный канат с танкера подали через кормовые клюзы, а крепили буксир на барабанах брашпилей на высоком носу нашего корабля, поэтому подтаскивать каретку на блоках с привязанной к ней большой сеткой с грузом приходилось "в гору", то есть вверх, а это тяжело... Чтобы "авоську" можно было практически затащить на палубу бака корабля, грузовые тросы и тросы-тяги "межкорабельного фуникулёра" пришлось крепить на полубаке возле пусковой установки УРПК-4 "Метель", то есть поверх гребня волноотвода. Кстати, всю эту тросовую систему "канатной дороги" моряки-свиреповцы (офицеры, мичманы, старшины-годки и матросы) придумали "на ходу", изобрели и создали в горячке жажды и желания поскорее получить с танкера вожделенные сигареты и почту...

Обычно для передачи сухих грузов между судами используют специальный металлический решетчатый контейнер с закрывающейся крышкой, но в этот раз тяжёлый контейнер поднять на палубу бака нашего корабля было бы невозможно, поэтому использовали гибкую сетчатую тросовую "авоську" (сетку). В неё на танкере укладывали ящики, коробки, мешки, пакеты и т.д., а когда "авоську" подтягивали к форштевню БПК "Свирепый", то все наши моряки дружно её поднимали почти на палубу и тут же разгружали. Вереница матросов (боцмана, "маслопупы" БЧ-5, дежурная команда службы корабельного наряда, физически сильные добровольцы из РТС, БЧ-3 и БЧ-4) таскали все эти грузы в носовой тамбур и далее по коридору личного состава в кладовые, в столовую личного состава и на камбуз.

Швартовные команды, боцмана и ответственные офицеры за бункеровку БПК "Свирепый" и танкера СМТ "Олекма" в это время чутко следили за состоянием буксира и тросов "межкорабельного фуникулёра", чтобы вовремя компенсировать натяжение буксирного троса - либо ослабить его, либо подтянуть. Наши "маслопупы" из БЧ-5 даже вооружили шланги, чтобы таким же образом, как передача грузов в "авоське", перекачать на наш корабль пресную воду, но после получения всех грузов и мешков с почтой, качка усилилась и грузопередачу прекратили. По всей видимости и по всем приметам надвигался шторм...

Фотоиллюстрация: 27.08.1973 года. Северная Атлантика. "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). Ответственный момент героического "доставания" и вытаскивания на палубу бака БПК "Свирепый" грузовой сетки-авоськи с сухими грузами, доставленными по "межкорабельному фуникулёру" - тросовой канатной дороге грузопередающей системы СМТ "Олекма" - БПК "Свирепый". Обратите внимание, разоружён и убран гюйсшток (чтобы не мешал). Через носовой буксирный клюз заведён буксирный трос на танкер СМТ "Олекма" и его натяжение обеспечивается малым ходом танкера и пассивным следованием за ним нашего корабля. Длину буксира подобрали такую, чтобы танкер и наш корабль одновременно всходили на гребни двух волн, идущих друг за другом, и одновременно сходили с них. Грузовые тросы (два, верхний - несущий и нижний - передающий) канатной дороги закреплены высоко над головами матросов, потому что нужно было обеспечить высоту положения каретки с сеткой-авоськой так, чтобы сетку эту можно было втащить на палубу высокого носа БПК "Свирепый". Для этого один конец грузового несущего троса закрепили на кормовой надстройке танкера СМТ "Олекма", а наш конец грузового несущего троса - поверх высокой стенки волноотвода где-то на полубаке в районе пусковой установки УРПК-4 "Метель". Слева за спиной боцмана-плотника Володи Баранова виден плоский шланг, подготовленный к приёму пресной воды. Пеньковый канат на палубе - это линь (всякий трёхпрядный трос тоньше 1/2 дюйма), который использовался для обустройства тросовой грузопередающей системы. Небо пасмурное. Часто налетают шквалы с мелким противным холодным дождём. Палуба бака мокрая и скользкая. По приказу командира корабля капитана 3 ранга Е.П. Назарова с верхней палубы убрали всех лишних и только мне удалось уговорить вахтенного офицера разрешить сделать несколько снимков для корабельной стенгазеты.