Л. И. Балашевич. Дневник корабельного врача. гл. 3

Виталий Бердышев
Переход Севастополь - Бухта Провидения (Петропавловск-Камчатский).
Дневник корабельного врача подводной лодки С-73.

Дневник вел лейтенант медицинской службы Леонид  Балашевич (1960 год)


На фото: Экипаж подводной лодки С-73 перед началом перехода на ТОФ.
Командный состав: -Командир капитан 2-го ранга Емельянов Юрий Алексеевич
- Замполит капитан 3-го ранга Рыкалин Василий Дмитриевич
- Старший помощник командира капитан 3-го ранга Углов Валерий Петрович
- Помощник командира капитан-лейтенант Еремеев Руслан Гаврилович
- Командир БЧ-5 капитан – лейтенант Березин Юрий Иванович
- Командир БЧ-3 капитан-лейтенант Бойков Владимир
- Командир штурманской службы капитан-лейтенант Матвеев Александр
- Начальник медицинской и интендантской служб лейтенант медслужбы Балашевич Леонид Иосифович


Подводная лодка, на которую был назначен молодой доктор, оказалась обычной средней подводной лодкой, копией немецких лодок типа “U”, которые в большом количестве строились после войны в СССР. Командование флота решило переоборудовать несколько таких серийных лодок, насколько я помню, четыре, в подводные лодки радиолокационного дозора. Тогда ведь не было возможности наблюдения и разведки из космоса, не было современной навигации, и единственным способом дальнего обнаружения целей были радиолокационные станции. Но берег «вражеский» был далеко, и чтобы обнаружить, например, взлетающие в нашу сторону самолёты с Аляски, другого способа, как приблизить станцию к их берегу, не было. Американцы даже имели уже тогда в составе своего флота атомную подводную лодку радиолокационного дозора «Трешер», которая, однако, потерпела аварию и утонула в Атлантическом океане. Наши конструкторы решили задачу просто. На лодках типа «С» было предусмотрено для обеспечения максимальной дальности подводного хода два аккумуляторных отсека – второй и четвёртый. Так вот из четвёртого отсека аккумуляторы убрали и вместо них смонтировали радиолокационную станцию, вертящаяся антенна которой возвышалась над рубкой. Лодка, конечно, в результате становилась по сути инвалидом, так как могла находиться в подводном положении только ограниченное время, она становилась не подводной, а скорее ныряющей. Стратегов это, правда, не смущало. Думаю, хотя и, как профан в военном деле, не уверен, что они рассуждали так: в случае конфликта лодка подкрадётся в вражескому берегу, всплывёт, вылетающие в нашу сторону цели обнаружит и доложит в штаб флота, а потом если её и отправят на дно, то задачу-то свою она выполнила!

Осенью 1960 года модернизация лодки была закончена, её загрузили в плавучий док и с двумя командами на борту – заводской из тех, кто её переделывал, и флотской, которая должна была принять корабль от строителей в ходе сдаточных испытаний, отправили по внутренним водным путям на испытательную базу в Севастополь.
В Азовском море лодка вышла из дока и своим ходом в надводном положении двинулась в Чёрное море. Днём 7 ноября, к изумлению выстроенного в Севастопольской бухте на палубах кораблей по случаю годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции личного состава, наша грязная от заводской пыли и краски лодка со всяким хламом, привязанным на верхней палубе, гордо прошествовала мимо.
Приёмно-сдаточные испытания начались с ЧП. Буквально на втором или третьем выходе в море в сопровождении сторожевого корабля при испытании системы работы дизеля под водой (РДП, или по-немецки «шнорхель») заклинило выхлопное отверстие шнорхеля. В дизеле начало стремительно подниматься давление,и он на глубине 10 метров взорвался. А это дизель мощностью где-то около 2000 лошадиных сил! Спасло корабль и его личный состав только то, что старший помощник командира Валерий Петрович Удалов, будучи опытным подводником, быстро среагировал и дал команду аварийного продувания цистерн, в результате чего лодка,как пробка из воды, выскочила на поверхность. Когда первый шок улёгся и лодку провентилировали, оказалось, что все мотористы, которые были в дизельном отсеке, получили тяжёлые ожоги и травмы. Через отдраенный люк седьмого отсека их вытаскивали на верхнюю палубу, а это полоска железа шириной в полтора метра,и доктор, сам одуревший от всего случившегося и ничего не понимая, натянув шинель и схватив сумку первой помощи, прямо на качающейся палубе делал пострадавшим, которых удерживали
под мышки уцелевшие матросы, уколы морфия.

К борту лодки подошёл корабль сопровождения. Начало темнеть, волна не в такт поднимала и опускала то корму корабля, то корпус лодки, но всё же худо-бедно удалось перегрузить пострадавших на корабль для доставки в госпиталь. Последним прыгнул на палубу доктор, но корма лодки ухнула вниз месте с волной, и он оказался в холодной воде вместе со своей сумкой. Матросы сторожевика выловили его и подняли на борт, испуганного и дрожащего от холода. После того, как пострадавшие были доставлены в госпиталь, а лодку отбуксировали к пирсу, офицеры молча собрались в кают-компании береговой базы и разбавили несчастье солидной дозой спиртного. Каждый понимал, что впереди расследование, политотдел, комитетчики и всё остальное, что следует за такими происшествиями. Лишь к апрелю 1961 года был заменен взорвавшийся дизель, закончены заводские и ходовые испытания подводной лодки, и она официально была включена в состав Военно-морского флота. Местом её постоянного базирования был определён Тихоокеанский флот. Началась подготовка к длительному переходу на Тихий океан сперва по внутренним рекам и каналам, а затем – Северным морским путём. Как-то так
получилось, что доктор решил вести дневник этого перехода. Я воспроизвожу его полностью, включая рисунки автора дневника, которые он делал по ходу текста и в своём отдельном альбоме, который тоже сохранился, а также несколько фотографий того времени. Сохранилась копия подлинной коллективной фотографии личного состава подводной лодки С-73, сделанной в Севастополе в 1961 году перед выходом на Тихий океан с фамилиями всех членов экипажа. Их было немного – 8 офицеров, боцман и 49 матросов. Привожу фамилии и имена офицеров, а также отчества тех, что сохранились в памяти. Это командир капитан 2-го ранга Емельянов Юрий Алексеевич, замполит капитан 3-го ранга Рыкалин Василий Дмитриевич, старший помощник командира капитан 3-го ранга Удалов Валерий Петрович, помощник командира капитан-лейтенант Еремеев Руслан Гаврилович, командир БЧ-5 капитан-лейтенант Березин Юрий Иванович, командир БЧ-3 капитан-лейтенант Бойков Владимир, командир штурманской службы капитан-лейтенант Матвеев Александр Владимирович и начальник медицинской и интендантской служб лейтенант медицинской службы Балашевич Леонид Иосифович. Большинство из них уже ушли из этой жизни…


Итак…



Продолжение следует.