Про наших мам

Елена Демина 5
    После окончания школы в маленьком городке Оренбургской области поехала я поступать в Уральский политехнический институт в городе Свердловске. Благополучно поступила, съездила вместе со своей учебной группой на месяц в колхоз на уборку картошки, и началась наша учёба. В группе у нас было 5-ро городских ребят (они жили дома), остальные – кто откуда: 14 человек из Свердловской области, двое – из Челябинской, одна девочка – из Костромской, одна – из Казахстана и 4-ро оренбургских, в том числе и я. Мы, иногородние, жили в студенческом общежитии. В группе было 5 парней, отслуживших в армии и даже успевших поработать на производстве. Одного из них, 25-летнего Николая, деканат назначил старостой группы. Коля называл себя «хитрым хохлом» - родом он был из села в Ставропольской области, служил в Свердловске, недалеко в небольшом городке жила его старшая сестра с мужем и детьми. В селе жили его родители-украинцы и младший брат-близнец Саша (Коля родился на 2 минуты раньше И поэтому считал себя старшим).

    Все знают, что у нас в Оренбуржье водится особая порода коз, которые дают тёплый и лёгкий пух. Женщины-мастерицы издавна вяжут из него варежки, носки, шарфы и знаменитые пуховые платки, обычно серого цвета – у нас они называются шали или пуховки. Их носят зимой, а зимы у нас суровые: с ветрами, буранами и морозами за минус 30 градусов. А из белого пуха, с добавлением шелковой нити, вяжутся тонкие ажурные платки и косынки под названием «паутинки» - они и впрямь лёгкие и напоминают кружево паутины… Их носят весной и осенью. Мои мама и бабушка умели обрабатывать пух, прясть, вязать все пуховые изделия, и как только я родилась – бабуля тут же связала мне в подарок детские маленькие шаль и «паутинку» - тем более, что остальные её четверо внучат были мальчишками… До самого окончания школы я, как и большинство девчонок да и женщин в нашем городке, зимой закутывала голову шалью, а весной щеголяла в ажурной белоснежной «паутинке». Это были самые подходящие головные уборы в нашем климате, к тому же модные и красивые.

      Когда осенью я поехала на учёбу в Свердловск, мама первым делом уложила мне в чемодан шаль и «паутинку»: климат-то там такой же суровый, только влажность больше, чем у нас дома. Но я, если честно, уже устала носить эти наши платки, да и считала, что в большом городе они не модны, их носят только старушки. В общем-то, так оно и оказалось, по крайней мере это касается тёплых платков. Все 5 лет, что я училась в институте, мама вязала на продажу легкие «паутинки» (дома они неплохо продавались: часто покупали и свои горожане, и гости из других мест), т.к. маминой и папиной зарплат не хватало: надо было посылать мне ежемесячно деньги в добавок к стипендии, а дома ещё оставался 14-летний брат-школьник и бабушка без пенсии (ей не хватало трудового стажа). Теплые шали стоили дороже, но мама моя - творческий человек: в шали середина вяжется простым сплошным полотном, а узорами вывязывается только кайма по краям, и мамочке такое вязание казалось скучным. А вот в «паутинке» - и кайма, и серединка вяжутся разными ажурными узорами. Есть 5-6 традиционных рисунков («ромбики», «ёлочки», "малинка", «кошачьи лапки» и т.п.) но моя мама сама выдумывала новые узоры – и все её «паутинки» были оригинальными, не похожими на работы других мастериц - то, что сейчас называют эксклюзивом и авторской работой, причём продавала она их по цене обычных стандартных изделий.

    Однажды ко мне подошёл наш староста Коля и спросил, не может ли моя мама связать и выслать ему хороший настоящий оренбургский пуховый платок? У его мамы скоро будет юбилей - 60 лет, и выход на заслуженный отдых. Его родители решили торжественно отметить эту дату, пригласить всех родственников и односельчан. Мама его всю жизнь проработала дояркой на ферме, а отец был председателем колхоза. Позвонил брат-близнец и спросил – что они подарят маме? Чтоб хороший, памятный подарок был. Ну Николай, как старший (он всё-таки родился на 2 минуты раньше брата), и надумал – про платок. Попросил только брата никому из родных про подарок не рассказывать – пусть это будет сюрпризом. Да и вдруг не получится? Я поинтересовалась – к какому сроку нужен платок? Оказалось – через 2 недели Коля должен выехать домой.
 
   Я обалдела: срок очень маленький, не успеть: надо же купить пух, постирать, высушить, перебрать – удалить из него грубые шерстяные волосы, расчесать, спрясть пуховую нить, соединить её с х/б нитью и дней 7-10 на спицах вязать – причем отдельно полотнище середины и отдельно узорную краевую кайму, потом соединить их… Да ещё посылка будет идти из дома сюда 6-7 дней. Объяснила это Коле. Ну откуда ему это знать было - он мужчина, да и не оренбургский. Он эти платки только со стороны и видел готовые на головах и плечах у женщин… Парень растерялся, потом говорит: «А если мама твоя купит там готовый платок у кого-нибудь и пришлёт?» Я ему объяснила, что поискать-то можно, но есть риск нарваться на некачественное изделие: почти все (таких честных, как моя мама, мало) вяжут на продажу платки не из цельной пуховой нити, а из коротких клочков пуха, накручиваемых на простую нить, потому что это – выгодно, т.к. пуха уходит намного меньше (а он недёшев), да и платок вяжется быстрее. Потом его готовый расчесывают, чтоб распушился, выглядит такой платок очень привлекательно, но пух из него быстро вылезает, и образуются проплешины – места, где пуха нет совсем, а только простая х/б нить… Ну и такой платок, конечно, не согреет… А хорошие платки в основном вяжут для себя или родственников… Коля спросил – сумеет ли моя мама отличить хороший платок от плохого, и получил ответ, что у нас в области почти все женщины это умеют – даже я, а уж те, кто сам вяжет – и подавно. Вопрос – найти честную мастерицу…

    Мы тут же собрались и поехали на ночь глядя через весь город на центральный телеграф – там была круглосуточная междугородняя телефонная станция, я позвонила домой и попросила маму найти и выслать мне платок… Мама сказала, что, конечно, связать уже не успеет, но поищет готовый и через 2 дня сообщит о результате. А Коля пусть отдаст деньги за платок мне – всё равно мне родители ежемесячно деньги посылали. Всё получилось, и через 8 дней мы с Колей получили посылку. Когда мы вынули из неё шаль, то замерли от восхищения: платок был редкостной красоты. Большой, уже начавший пушиться, с красивой широкой ажурной каймой и необычного цвета: тёмно-серый с синеватым отливом… Уж на что я видела-перевидела всяких шалей за свои 18 лет в родном городке - но такую красоту встретила впервые… Так я Коле и сказала. И где только моя мамочка её отыскала?

     В посылке было и письмо. Из него мы узнали, что мама обошла весь город, пересмотрела много платков, но качественный нашла только один - этот, у какой-то незнакомой женщины на другом конце города: та связала его в подарок какой-то своей родственнице… Мама рассказала ей всю историю, предложила более высокую цену – и упросила продать ей шаль, мол, пусть простая деревенская женщина-труженица в Ставрополье получит от любимых сыновей этот замечательный платок и узнает, какие мастерицы есть в Оренбуржье, где ж ей там дома взять ТАКОЙ платок? Мама сделала из всей этой истории интересный вывод: когда делаешь что-то для хорошего человека – всё удаётся, значит, Колина мама – хороший человек: и платок попался дивный, и продать согласились, и посылка в срок успевает… Написала, что она очень довольна, что всё удалось, что она тоже в первый раз увидела такую красивую шаль. Коля был доволен и рад, поблагодарил меня, позвонил брату, успокоил его насчёт подарка и в назначенный срок уехал домой. Я с нетерпением ждала его возвращения. И вот Николай вернулся. Сразу же пришёл ко мне, рассчитался за платок и попросил передать моей маме огромную благодарность от всей его семьи. Рассказал, как всё было.

    Он приехал домой, подарок сразу надежно спрятал, и на все вопросы про подарок они с братом отвечали, что это – секрет. Даже отцу не сказали. Все были заинтригованы. И вот настал праздничный день. В доме Колиных родителей собралась вся деревня. Маму поздравили руководство колхоза, председатель сельсовета, председатель профкома, заведующий фермой, поблагодарили за честный нелёгкий труд. Вручили премию, деньги, ценные подарки. Родственники, подруги, товарищи по работе, соседки – все поздравляли, дарили подарки. Вот поздравил муж, вот дочь с зятем, невестка. Все с любопытством разглядывали подарки, хвалили…

    И тут, после всех, подошли к матери два её сына-близнеца, развернули и с 2-х сторон накинули матери на плечи настоящий оренбургский пуховый платок… Обняли маму, расцеловали, поздравили. Мать оглядела платок, погладила и ахнула: «Ребята, красота-то какая! А тё-ё-ёплый…» Обняла парней, прослезилась: «Никогда у меня такого платка не было, спасибо, сыночки!.. Где взяли-то? Поди, дорого стоит?» Коля ей и ответил: «Мамо, платок – из самого Оренбуржья, от таких же, как ты, простых женщин-тружениц. И платок – редкостный, даже сами оренбургские сказали, что такой красивый и тёплый нечасто встретишь и что такого платка на всю жизнь хватит… Про цену не спрашивай: для тебя никаких денег не жалко, носи на здоровье!»

      Все женщины подходили к матери, смотрели, щупали, дивились, по-хорошему завидовали, хвалили и платок, и сыновей. Отец обнял парней, тоже похвалил, расспросил и велел поблагодарить оренбургских женщин за хлопоты и за отзывчивость к просьбе простого парня, захотевшего порадовать свою мать. И много потом было разговоров по деревне и среди родни про Колину задумку и её исполнение, и часто при этом поминали Колино прозвище «Хитрый Хохол»…