Обмен денег по переписке

Валерий Малыхин
    Я никогда не был нумизматом, специально не коллекционировал монеты. Бывало, что мои иностранные друзья по переписке присылали монеты, а в ответ присылал им действующие в России.

    Лет 15 назад американский эсперантист Джон Гудханд 83 лет по электронной почте попросил, чтобы прислал ему 20 копеечную монету 1943 года. Оказалось, что во время Второй мировой войны американцы по ленд-лизу поставляли самолёты Советскому Союзу. Джон тогда был ещё молод, познакомился с советской лётчицей, которая перегоняли самолёты из Америки в нашу страну. Ему она подарила на память 20 копеечную монету 1943 года, которая превратилась в семейную реликвию. Прошло много лет, и монетка куда-то исчезла. Итак, американский дедушка попросил меня прислать ему в конверте монету.

   В одно из воскресений я пришёл в клуб коллекционеров, который находился тогда в ГорДК, и купил такую монету дёшево. На следующий день отправил её в США. По электронке Джон спросил, что бы я хотел получить в обмен. Ответил, что это на его усмотрение. В итоге через месяц мистер Гудханд получил советскую монету 1943 года, а я в свою очередь получил пару центов 1908 года. Сразу подумал: «Почему бы мне не продать эти монетки, ведь я же не нумизмат?» Съездил в ГорДК к коллекционерам, приценился и продал каждую монету за 800 рублей, тем самым компенсировал расходы на свою большую международную переписку. Джон был счастлив, что реликвия осталась в семье, как память о той войне.

    Как только у нас в обиходе появилась знаменитая 10 рублевая купюра с видами Красноярска, то сразу нашёл ей применение. В США у меня было с десяток друзей по переписке. Объяснял в письмах, что 10 рублевая купюра показывает достопримечательности моего города, как сувенир. Находил купюры поновее, вкладывал по одной в конверт и отправлял в Америку. Не все мои корреспонденты поддержали моё предложение, но человек 5-6 прислали мне по 10 долларов. Несложно подсчитать прибыль, которая пошла на благородное дело – на международную переписку.

    В конце 80х переписывался с эсперантисткой Лизелоттой Шнайдер 70 лет из Потсдама, ГДР. Эта женщина время от времени присылали мне по 10 дойчмарок, обернутых золотинкой. в конвертах, таким образом, помогая мне. В ответ я присылал открытки и календарики. Использовал лозунг «Дают, бери!» или «Заграница нам поможет!»

    Я по сравнению со своим Эсперанто-учеником Максом Фёдоровым был наивным любителем международной переписки. В начале 90х, когда старые советские деньги были уже не в ходу, Макс в большом количестве рассылал за рубеж 1 рублевые купюры 1961 года выпуска. Он не ограничился США, а посылал всем. Такой предприимчивости можно было только позавидовать. Примерно 70% зарубежных друзей присылали Максу свои купюры. Некоторые из них: доллары, дойчмарки, франки… он обменивал в банке или у коллекционеров на рубли, пополняя свой бюджет, финансируя свою международную переписку.

    Ведь есть такая русская поговорка: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». Она полностью соответствует своему смыслу.
 
16 декабря 2018 года.