Как читают и пишут незрячие

Аркадий Журавлев
Часто мне задают вопрос: «Если Вы не видите, то как же пишите рассказы и отвечаете на рецензии? Или кто-то пишет под вашу диктовку?» Попробую кратко ответить всем, у кого возникают подобные вопросы и немного рассказать, как в современном Мире незрячие и слабовидящие люди работают с текстами. В качестве примера поделюсь собственным опытом.

Острота моего зрения снижалась постепенно, поэтому и адаптация к жизни с ограниченными возможностями у меня происходила от случая к случаю. Раз за разом возникала новая проблема, решение которой приходило, спустя какое-то время по схеме, озвученной когда-то Аллой Пугачевой, – «если долго мучиться, что-нибудь получится», с последовательным освоением все новых и новых приемов  и инструментов.

Первым делом, будучи еще молодым специалистом, я освоил 10-пальцевый метод «слепой» печати на клавиатуре компьютера. Зрение уже  тогда было далеко от идеала, а работать приходилось глядя и на экран, и на чертежи-спецификации, да еще и  поглядывать на клавиатуру при наборе букв и цифр. Будучи в те времена человеком амбициозным, стремящимся к повышению производительности и качества труда, я решил, что тратить  драгоценное время на разглядывание клавиатуры – не позволительная роскошь и минут по 20 – 30 ежедневно в течение, наверное месяца, занимался на программке-тренажере для машинисток.

Тренажер содержал несколько упражнений разной степени сложности. Переход к новому упражнению становился возможным только после качественного выполнения несколько раз кряду предыдущего. Под качеством подразумевалась определенная скорость набора и отсутствие большого количества ошибок. При выполнении каждого упражнения в верхней половине экрана появлялся свой небольшой кусочек текста, который постепенно по мере набора исчезал и появлялся в нижней части экрана. Не скажу, что благодаря этим тренировкам получил навыки квалифицированной машинистки, но тексты на русском языке набирать научился быстро, с умеренным количеством опечаток. Немного позднее, занимаясь программированием, научился уже без всяких тренажеров печатать и на латинице.

С годами зрение падало и мне стало некомфортно работать в привычной для всех цветовой схеме, при которой на белом экране отображаются черные линии и символы. Пользуясь приложениями различных производителей, меняя их настройки, я пришел к пониманию, что для моих глаз более комфортно работать не на белом, а на сером или темно-синем фоне. Например, был для меня удобен SolidWorks, в котором рабочая область имела градиентную заливку от бледно- до темно-голубого цвета, а поля ввода подсвечивались темно-оранжевым. Затем я стал пользоваться «Компасом V7.0», в котором имелся инверсионный режим – это когда на черном экране линии и символы отображаются белым или желтым. Причем, впервые в моей практике, это было реализовано так, что настройки цвета менялись только на моем экране, для остальных же пользователей создаваемые мной документы отображались в привычном виде.

Хочу отметить одну деталь. Вся адаптация к особенностям зрения, где бы я ни работал,  все время ложилась на мои собственные плечи. Ни какие опытные пользователи или сисадмины мне в этом помочь не могли, так как требования были слишком специфичными и мало кому были известны способы включения таких настроек, поэтому все подобные инструменты находились случайно, методом «инженерного тыка». Так, узнав о цветовом профиле в «Компасе», я нашел подобные настройки в MS Office. Также подобрал картинку на рабочий стол, где на черном фоне был изображен черный же автомобиль. Возможно, в то время уже существовал и в Windows режим высокой контрастности, но я о нем не знал и настраивал под себя каждое приложение отдельно.

Кроме чтения информации с экрана, часто возникала потребность работы с напечатанными на бумаге документами, чертежами. Белая бумага не светила в глаза, но с мелкими текстами, с документами, напечатанными на бумаге низкого качества, с низким контрастом, тоже возникали проблемы. И тут, опять же случайно, когда искал новую работу, я наткнулся на организацию с названием «Тифлоцентр», расположенную недалеко от моего дома. Как я понял из статьи в Интернете, организация была призвана помогать незрячим и слабовидящим в адаптации к жизни с имеющимися ограничениями физических возможностей. Не откладывая в долгий ящик, я посетил эту организацию, мимо которой уже проходил раньше не раз, не отдавая себе отчета, что она сыграет важную роль в моей жизни. Меня встретили радушно, но дали понять, что призваны обслуживать людей с инвалидностью. Тем не менее, мне охотно показали имеющийся у них компьютерный класс, средства технической реабилитации, распечатали материалы и ссылки на сайты интернет-магазинов, торгующих средствами технической реабилитации. Там я впервые увидел электронный видеоувеличитель (ЭВУ) или, как его называют в простонародье, электронную лупу. Ручной ЭВУ был размером   с современный 5-дюймовый смартфон, только толщиной миллиметров 15 - 20 и имел складную ручку, которая в раскрытом положении придавала ему сходство с лупой. Устройство имело с одной стороны видеокамеру, а с другой экран с диагональю 4,5 дюйма. Его можно было навести на текст с расстояния 6 – 12 см и оно, подсвечивая  документ, снимало его на видео и в тот же  момент транслировало увеличенное изображение на собственный экран. Степень увеличения можно было менять от 2х до 12х и, самое главное, можно было включить трансляцию в негативном отображении. Эта-то последняя возможность и была мне нужна, как воздух. Именно благодаря негативному представлению текста я мог его прочесть.

Ложкой дегтя в бочке меда найденного решения оказалась цена ручного ЭВУ. Дело было примерно в 2012 году и стоило это не столь уж хитрое устройство по имени RUBY» порядка 19 000 рублей, плюс еще плата за банковский перевод и стоимость доставки из чудо-города Москвы, где все есть в провинциальную Самару, где такие экзотические аппараты не продаются. Но меня это не остановило и, поднакопив деньжат, я приобрел ручной ЭВУ, который, как выяснилось был изготовлен не где-нибудь, а в США, в г. Петербург (шт. Калифорния)! Я снова мог читать плоскопечатные тексты с бумаги, с различного рода упаковок, смотреть, например, ценники в магазинах и т. п. Правда, было некоторое неудобство, что ЭВУ надо все время держать в руке на определенном расстоянии от объекта для обеспечения фокусировки и требуемой величины текста, поэтому читать с ним художественную литературу, например, было весьма утомительным занятием, но я и такому решению был рад.

Время шло и моя болезнь прогрессировала. Настал момент, когда я перестал вообще что-то видеть на белом фоне. Происходило что-то подобное тому, когда смотришь на яркий свет и кроме этого света ничего не видишь. Я смотрел на экран компьютера, глаза слепило, от яркого белого цвета экрана, но видно ничего не было. При этом далеко не все приложения, не все типы документов умели отображать в инверсивном (негативном) режиме. Например, стал полностью не читаем  для меня ни в Adobe Acrobat, ни в  Internet Explorer формат PDF, в котором публикуются многие официальные документы, справочники, книги, инструкции и т. п. Если созданный в формате JPEG, TIF, GIF, BMP и т. п. документ, я мог открыть в графическом редакторе, Photoshop например, и смотреть его в режиме негатива, то с PDF-файлами ничего поделать я не мог. Не мог и смотреть большинство текстов в браузерах. С помощью ручного ЭВУ тоже разглядеть изображение на белом экране не очень-то удавалось. Приходилось подолгу подводить-отводить  прибор  к экрану, добиваясь резкого изображения, ведь он не рассчитан на чтение со светящегося экрана, да еще и защищенного стеклом. Хотя В крайних ситуациях, когда надо было разглядеть картинку с защитным кодом, например, он все еще выручал, но в общем и целом возникла проблема получения информации, страшная проблема для человека, живущего в современном обществе.

К этому моменту,  я уже лишился работы и только-только получил инвалидность 3-ей группы сроком на 1 год. Теперь я был предоставлен сам себе. Друзья и бывшие коллеги не могли помочь в вопросе чтения с белого экрана. В отличии от людей, потерявших зрение в детстве или имеющих врожденные проблемы зрения, прошедших обучение в специальных школах, где учат получать информацию из напечатанных рельефно-точечным шрифтом книг, я таких навыков не имел и оказался в тупиковой ситуации.

*** Краткая справка ***
В 1824 году 15-летний французский мальчик Луи Брайль на базе «ночного шрифта», предназначенного  для обмена и чтения в полной темноте военных донесений, создал рельефно-точечный шрифт, который позволяет читать путем ощупывания тексты, написанные выпуклыми точками. Кроме того, с помощью нехитрых приспособлений незрячий, используя шрифт Брайля, может самостоятельно делать записи. Недостатком такого способа коммуникаций является то, что приходится печатать книги, которые доступны для чтения только людям, владеющим навыками чтения наощупь. Записи, сделанные  незрячим человеком рельефно-точечным шрифтом не понятны для подавляющего большинства зрячих людей, их может прочесть только человек, посвященный в «тайну» Брайлевской азбуки.

 ***

Наверное, было бы не плохо и мне освоить Брайлевское письмо и чтение, но, как обычно, пришлось минимизировать потери времени, чтобы не прерывался процесс зарабатывания денег на хлеб насущный, который у меня был завязан на ноутбук. Поэтому я взял свой ноутбук и поехал с ним все в тот же «Тифлоцентр», где мне помогли в прошлый раз.

Меня внимательно выслушал незрячий программист Виктор и предложил установить на ноутбук программу экранного доступа NVDA. Весь процесс установки вместе с кратким «курсом молодого бойца» занял не более 30 минут и я стал владельцем «говорящего ноутбука».

Недавно, при чтении книги Айзека Азимова «Я робот», я наткнулся на тот факт, что автор, как и, наверняка, большинство его современников, в 60-ые годы ХХ-го века считали, что сначала будут созданы копирующие внешность человека роботы-андроиды и только  потом уже, спустя какое-то время,  их научат разговаривать. Однако, великий фантаст, создатель трех законов робототехники ошибался. В наши дни только-только начинают появляться роботы, пока еще отдаленно копирующие, в основном, отдельные части  человеческого тела, а вот «говорящий компьютер» давно уже существует и даже массово применяется-( вспомните имеющийся в каждом смартфоне голосовой помощник Google, например, или Алису).

Прорывом в этом направлении стало создание программ-синтезаторов человеческой речи, которые способны при использовании персонального компьютера или смартфона и динамиков преобразовывать текстовую информацию в речь.
Еще совсем недавно казалось фантастикой, что будет создан синтезатор человеческой речи, способный внятно произносить слова, а уже сегодня полно так называемых речевых движков, разговаривающих мужскими и женскими голосами, практически, на уровне дикторов-профессионалов. Сейчас еще мы легко отличаем речь робота от живой человеческой, но грани отличий постепенно стираются и похоже, что очень скоро мы, не видя собеседника,  не сможем определить, кто с нами разговаривает, человек или робот.

Так вот, установленная в моем ноутбуке программа экранного доступа NVDA считывает изображение с экрана, распознает в нем тексты и озвучивает их с помощью синтезатора речи. Современная версия NVDA распознает такие элементы экранного интерфейса, как меню, ссылки, текстовые блоки, поля ввода, кнопки и т. п., позволяет перемещаться между ними с помощью сочетаний клавиш на обычной штатной клавиатуре и озвучивает выбранную пользователем информацию. То есть с этим приложением для меня не важно, на каком фоне отображается текст, он просто распознается и произносится вслух. Кроме того, когда я печатаю текст в поле ввода браузера или редакторе, NVDA озвучивает каждый набранный мной символ, а после нажатия пробела или кнопки «Enter» озвучивает только что напечатанное слово, находящееся слева от курсора. Таким образом я могу, не глядя на экран, контролировать то, что написал.

Программ экранного доступа на сегодняшний день существует несколько. Но наибольшее распространение получили NVDA и JAWS. Наиболее продвинутой считается JAWS, но она платная и стоит что-то порядка 1000 Евро. А вот NVDA распространяется свободно, имеет открытый код, поэтому может дорабатываться самим пользователем под его нужды, но, как говорят, обладает несколько меньшим функционалом. Хотя, лично я могу судить об этих двух приложениях только со слов других пользователей, так как сам JAWS не пользовался по принципиальным соображениям, как никогда не пользовался продуктами фирмы Apple из-за их необоснованно высокой дороговизны.

Конечно, пользование программами экранного доступа требует дополнительных навыков по сравнению с визуальным использованием компьютера, таких, как, например, запоминание множества сочетаний клавиш для выполнения определенных действий без использования мыши или долгого терпения , когда приходится пробегать по всему содержанию огромного сайта в поисках одной единственной ссылочки или нужного текста. Голоса современных синтезаторов речи пока далеки от совершенства и могут вызывать раздражение у некоторых слушателей. Но все это уже мелочи по сравнению с тем, какие горизонты открываются незрячим и слабовидящим программами экранного доступа, синтезаторами речи, программами распознавания речи и голосового управления, ведь мы имеем доступ к информации, можем читать книги, можем делиться своими мыслями и чувствами!

Я считаю, что в каком-то смысле мне повезло в том, что моя потеря зрения прогрессировала в ногу с техническим прогрессом и возникающие проблемы практически синхронно решались с развитием технологий.  Сейчас для ведения переписки в чатах, поиска информации в Интернете, чтения  или для написания рассказов в домашних условиях я не нуждаюсь в непосредственном сидении за компьютером или ноутбуком, а  могу, лежа на диване,  использовать беспроводные наушники и клавиатуру, которые подключены к ноутбуку по Bluetooth. Кстати говоря, возможно потому, что с детства плохо видел, раньше я был не большим любителем чтения. Сейчас же, с появлением возможности с комфортом слушать аудиокниги и книги в электронных форматах, озвученные синтезатором, я стал много читать. Конечно, восприятие книги через органы слуха несколько отличается от чтения глазами, но, при соответствующей тренировке, информация также неплохо запоминается и усваивается.

На сегодняшний день возможности IT-поддержки незрячих и слабовидящих стали еще шире. В Windows, например,  имеется режим высокой контрастности, включаемый сочетанием клавиш Shift+Alt+PrintScreen,  переводящий многие приложения автоматически в инверсивный режим отображения (включая и Adobe Acrobat) есть некое подобие программы экранного доступа в виде голосового помощника с качественным русскоязычным синтезатором речи, есть голосовое управление и, наверное, что-то еще, чего я не знаю. Есть программы, позволяющие записывать в аудиоформате mp3 текстовые файлы и прослушивать их затем на любом устройстве, имеющем медиа-плеер. Есть программы, распознающие человеческую речь и переводящие ее в текстовый формат. В данном повествовании я не рассказал о многих технологиях и инструментах, которые в современном Мире помогают незрячим людям. Если эта тема будет интересна моим уважаемым читателям, я ее обязательно продолжу в следующем рассказе сборника, отдельно посвященном средствам реабилитации.

8.02.2019 г. Самара