Мысли о кинофильме Спасти Ленинград

Дмитрий Безматерных
Режиссер: Алексей Козлов
Продюсеры: Аркадий Фатеев, Алексей Козлов
Автор сценария: Алексей Козлов
В главных ролях: Мария Мельникова, Андрей Миронов-Удалов, Гела Месхи, Анастасия Мельникова, Сергей Жарков, Иван Лырчиков, Валерий Дегтярь, Михаил Морозов и другие
Композитор: Юрий Потеенко
Страна: Россия
Кинокомпания: АВК Продакшн
Жанр: драма, мелодрама, военный
Год: 2019

Хотите читать обзоры на кино и музыку раньше остальных, а также смотреть видео обзоры? Тогда подписывайтесь на группу ВКонтакте - https://vk.com/neskromnye_mysli, там все обзоры публикуются на день раньше.

Автор просто высказывает свои личные мысли и впечатления, и не стремится обидеть или задеть чьи-то чувства, не навязывает никому своего мнения, не преследует рекламных или антирекламных целей.
Данный текст одобрен Силами Света и Силами Тьмы, а также не спасенным городом.



Я вас решительно приветствую! Что-то очень много венных и патриотических (а чаще – и тех, и других сразу) фильмов у нас в стране пошло в последнее время. Причем, если некоторые из них смотрятся вполне неплохо (хотя бы в техническом плане), то другие представляют собой откроенный балаган, за который стыдно становится.  В любом случае, после «Батальона» и «Битвы за Севастополь» ничего по-настоящему стоящего в этой сфере не выходило. Да и откровенно задалбывать эта направленность начала. Нет, патриотизм (если он адекватный, чего в нашей стране днем с огнем не сыщешь) – штука полезная, но мер-то знать! Впрочем, может, все не так плохо и фильм «Спасти Ленинград» выгодно выделяется на фоне своих «собратьев»? Давайте разбираться.

Сентябрь 1941 года. Юные влюбленные Костя и Настя волею обстоятельств оказываются на барже, которая должна вывезти людей из блокадного Ленинграда. Ночью судно попадает в шторм и терпит бедствие, на месте трагедии первыми оказываются вовсе не спасатели, а вражеские самолеты…

И вот сразу возникает вопрос – а почему, собственно, картина называется «Спасти Ленинград», когда действие происходит на барже, и Ленинграда в фильме-то и нет, считай. Я все понимаю – на барже вывозятся люди из блокадного города, но все равно, название в таком случае – слишком громкое и не соответствующее сути ленты. Подобная петрушка была и с уже упомянутым фильмом «Битва за Севастополь», который, по сути, вообще не об этом. Там битвы той на пять минут, а кино не о событии, а о человеке. Вот в украинском прокате картина называлась «Несломленная» или как-то так, что намного лучше отражало суть происходящего.

Ну, хорошо, а что же все-таки скрывается под столь громким названием? Что предложит нам фильм, приуроченный к 75-летию снятия блокады с Ленинграда? Увы, по ходу действия зритель получит сценарий, больше подходящий для дешевого сериала на ТВ, но никак для полнометражной ленты с большим бюджетом. Все сюжетные повороты настолько пресны, предсказуемы и глупы, что аж тошно становится. Действия персонажей либо не мотивированны вообще никак, либо это сделано глупо и картонно. Не чувствуется жизни и искренности в героях и их поступках. Хотя, предпосылки для всего этого есть, но толкового раскрытия потенциала мы, как обычно, не дождемся. Диалоги и сцены раскрытия героев (вернее, то, что по задумке должно быть оными) поставлены коряво. Как на уровне большинства отечественных сериалов. Собственно, в первую очередь, из-за это ассоциации с ними и возникают.

Да, снят фильм как минимум неплохо. К операторской и режиссерской работам претензий нет. Но это, по факту, все, чем может похвастаться фильм, а для того, чтобы назвать кино хорошим, как вы понимаете, этого мало. Как я понял, события картины основываются на реальной истории баржи №725 (или 752 в некоторых источниках). Лучше почитайте ту же статью на Википедии – будет гораздо интереснее и познавательнее, чем просмотр «Спасти Ленинград».

Лента, на самом деле, пытается вдохновляться разными произведениями. По крайней мере, я тут увидел отголоски и «Спасти рядового Райана», и «По соображениям совести», и «Дюнкерка», и «Сталинграда» (не к ночи будь он помянут). И даже «Титаника» Джеймса Кэмерона… Причем, последнее – вовсе не шутка, как можно было бы подумать. Впрочем, в итоге какой-то вторичности не ощущается, кино берет различные элементы и спрессовывает их во что-то свое, другое дело, что это «свое» оставляет желать лучшего.

Что получаем в итоге? Совсем уж плохим «Спасти Ленинград» назвать нельзя, но и заслуживающим вашего внимания – определенно тоже. Знаете, многие ругают тот же«Дюнкерк» Кристофера Нолана – и довольно справедливо – за практически полное отсутствие персонажей и их сюжетных линий. Но уж лучше смотреть «Дюнкерк», который хотя бы смог показать атмосферу ужаса и страха, царящую в военное время на фронте, чем «Спасти Ленинград» с его плохим сценариями и картонными героями. Четыре фамильных часов из десяти.

На этом у меня все, спасибо за прочтение! Подпишитесь на группу, если еще этого не сделали, и тогда вас тоже не накажут за дезертирство. Всем пока, смотрите хорошие фильмы! ;)