Базовые сюжеты

Василий Макаров
В качестве основы использован список динамических сюжетов: https://traditio.wiki/ФИГШ:Словарь_сюжетов

Сюжет более менее сложного произведения, как правило, является комбинацией или цепочкой простых базовых сюжетов. Также возможна ситуация, когда один базовый сюжет является рамочным, а ряд других (даже без явной связи с первым) создают внутреннее наполнение.

1 Поиск Грааля/Золотое Руно
Поиск некоторой сверхъестественной сущности. Эта сущность представляется имманентной ценностью. Обладание ею придают владельцу сверхъестественные способности. Поиск сопровождается многочисленными испытаниями (квест)

2 Ящик Пандоры/Ученик чародея/Мешок Эола
Потеря контроля над сверхъестественной силой.

3 Пауки в банке
Динамика среды (под действием самих гереов или же по другим причинам) вынуждает начать борьбу за передел Ресурса (сакральной ценности, в рамках сюжета не подлежащей передаче в руки контрагента конфликта).

4 Хэппи-энд/Золотой век/Рай
Счастливое завершение сюжетной линии. Отсутствие значимых изменений во Вселенной героя.

5 Контракт с дьяволом
Попытка (как правило, неудачная) заключить договор с враждебно настроенной Высшей Силой, в надежде получить выгоду и увильнуть от последствий

6 Один (и/или маленькая группа друзей) против Неведомого (и/или Пустоты)
Герой (герои) попав в (или создав) сложную ситуацию выходят из нее за счет повышения размерности пространства решений. То есть создают новое знание (технологии).

7 Изгнание из рая
Поступок героев (осознаное нарушение запрета) приводит к изгнанию их из „рая“, наиболее счастливого, состояния, которое никогда больше не может быть достигнуто в этом мире.

8 Восстание/Вавилонская башня
Сюжет ВСЕГДА в прошлом относительно наблюдателя. Давно жившие люди (государство, племя) получило причину борьбы с богами (силами природы — как у японцев) и возгордилось/восстало. Получив временное тактическое преимущество внезапности они имели первоначальные преимущства, но в конце все их достижения были легко нивелированы одним простым решением противника (бога, дьявола или природы).

9 Робин Гуд/Пиратская слава/Хозяин Морей
Пиратские рассказы читали многие. Грубо: пират (или лесной бандит), вынужденый стать отрицательным персонажем, успешно ведет борьбу у становится заслуженным человеком.

10 Дедукция
Двое героев оказываются поставлены перед проблемой, которую необходимо решить используя логические средства. Один из героев находит решение и убеждает в правильности своих выводов второго (который также ассоциирован со слушателем-читателем).

11 Благая весть
Людям, поставленным в крайне тяжелые условия, предлагается чисто этическое решение их проблем вместо невозможного логического (ну и загнул) Вводится Бог, который не только Сила, не только Разум, но прежде всего Любовь. Понятия „хорошо“ и „плохо“ избавляются от обязательного управления („для кого (чего)“).

12 Прометей
Условные „боги“ обладают артефактом значительной ценности (условным же Граалем). Герой (который должен быть один) украдает его и „бесплатно, задаром“ раздает людям. За это боги его наказывают.

13 Джинн/Голем
Потеря управления контролируемым объектом.

14 Чужак в чужом краю/Белая ворона
Герой(и) „выпадают“ из среды общего действия, не вписываясь в неё. („Ты Европе не был нужен…“)

15 Сатурналии/демократические выборы
Возврат мира к состоянию точки zero и начало нового цикла. Возможность начать все „сотый раз с начала“.

16 Уничтожение кольца/Моби Дик
Уничтожение сущности, признаваемой однозначно негативной, возможно наделённой сверхъестественными свойствами.

17 Подвиг зрелости
Совершение некоторого испытания, успешное прохождение которого делает человека полноправным членом общины.

18 Инженер-конструктор
Постоянное употребление для бытовых нужд. Повседневно оперируя с известными конструктами приводит к увеличению пространства возможностей (правда далеко не всегда).

19 Ковчег
Спасение уверовавших избранных от кажущейся неизбежной катастрофы

20 Голый король
Средствами массовой информации (уж какие есть) создается виртуальный объект. (Новое платье короля). Обычный человек получает кофлик между тем, что ему сообщают (платье короля есть) и тем что он видит (голою задницу). По умолчаю конфлит разрешается в пользу наблюдаемого. Тем самым накапливается напряжение.
При появлении одного резко отличного мнения (крик мальчика) происходит взрывной кризис доверия и смена умолчаний. (Все увидели, что король голый и не верят глашатаям).

21 Истинный Грааль
Поиск Абсолютного Добра (Истинного Грааля). В ходе поисков часть участников погибает, часть не выдерживает искуса и отходит от Добра.
Нашедшие Абсолютное Добро не возвращаются.

22 Убить Дракона
Убийца Дракона сам становится Драконом.

23 Укрощение огня
Покорение стихийных сил и постановка их на службу человеку.

24 Спасение
Герой в результате равнозначимых действий его и некоего Субъекта (Бог, любимый и т. д.) выходит из под власти Закона/кармы/Судьбы. Творчество личности.

25 Расплата
Герой в любом случае должен оплатить совершенное действие. Неотвратимость Судьбы/Кармы…

26 Гибель Богов
Действие, когда-то совершённое/непредотвращённое богами (ограниченное понимание: сущностями, способными на мощнейшие из возможных активных действий в реальности), обрекает их на гибель, определяя как их собственные дальнейшие действия, так и характеристики реальности, в которой они совершаются. Отличие от сюжета Изгнание из рая состоит в исчезновении Рая как такового.

27 Гадкий утенок
Субъект, отличающийся по своему поведению и строению от «массы», имеет шанс добится большего за счет своей исключительности. В процессе развития сюжета исключительность меняет знак («гадкий утенок» превращается в «лебедя»)

28 Ордалия/Суд Божий
Столкновение двух сторон, в котором несмотря на любые входящие неизменно побеждает правая сторона.

29 Пигмалион
Обратное воздействие создваемого объекта на создателя. Непредсказуемое до момента создания.

30 Возвращение Короля
Герой имеет право на трон и в итоге получает царство. Попутно он свергает нелегитимного правителя или освобождает страну от внешних захватчиков.

31 Ромео и Джульета
Влюблённой паре противодействуют внешние обстоятельства или другие персонажи. В результате один из них (или оба) погибают. В более мягкой версии сюжета смерть заменяется расставанием.

32 Дружба
В критической ситуации друг помогает или спасает другого персонажа бескорыстно и часто с риском для собственной жизни или благополучия.

33 Предательство/Волк в овечьей шкуре
Друг/компаньон либо сам является причиной критической ситуации героя (причём осознанно) либо действует в случайно создавшейся ситуации. Предатель не предпринимает попыток помощи, а самоустраняется озабоченный собственным благополучием.

34 Любовный треугольник
В романтические взаимоотношения пары вмешивается третий персонаж и пытается их разрушить (или полностью разрушает).

35 Эпос о герое
Герой совершает много подвигов и обязательно гибнет каким либо особо героическим способом.

36 Возвращение героя/Одиссея
Герой после множества подвигов возвращается домой и снова воссоединяется с семьёй.

37 Золотая рыбка
Герой сам получает сверхъестественную силу или получает сильного друга/помощника/покровителя. В следствии бездумной эксплуатации этой силы все положительные эффекты сходят на нет и герой возвращается в исходное состояние.

38 Социум-машина

Герой противостоит антагонисту, который является распределённой социальной системой («Процесс» Кафки). Причём, ни один из составляющих антагониста персонажей не является антигероем ни по целям, ни по поведению.

39 Побег из тюрьмы/Робинзон

Сюжет зеркален потерянному раю. Герой пытается сбежать (и сбегает) из тюрьмы или любого другого крайне неприятного места. Более мягкий вариант сюжета - Робинзон. В этом случае окружение героя вместо радикально отрицательного является скорее нейтральным.

40 Красавица и Чудовище

Часто это любовный треугольник, где положительный и отрицательный претенденты в процессе развития сюжета меняются местами.