Здесь рождались комедии

Наталья Запорожцева
Знаете ли вы, что старинный Сарапул на Каме — город кинематографический? «Само собой! — ответит каждый сарапулец. — Ведь наши деды и бабушки снимались здесь в советских комедиях!».
Что там говорить, если уже через два года после открытия Люмьерами «движущихся картинок», в заезжем балаганчике Сарапула уже вовсю крутили кино. А с начала XX века в городе бурно множились электротеатры, приносившие купцам — прибыль, публике — удовольствие. Смекалистые сарапульские купцы решили: мало показывать, пора снимать фильмы. И вот в1912 году они пригласили операторов из фирмы Патэ. Три дня сарапульские мальчишки морозили носы, бегая за операторами, снимающими масленичные забавы горожан, — фильм «Сарапул и его окрестности». При показе «нашего» фильма был необыкновенный аншлаг!
И понеслось! В 1935 году Г. Александров снимал «Волгу-Волгу» — отечественную культовую музыкальную комедию — апофеоз великой русской реке и народной счастливой жизни. Съемки шли четыре года сначала на Москве-реке, Оке, Каме, и только в конце — на Волге. Для съемок на Каме, само собой, выбрали город Сарапул. Съемочная группа поселилась в купеческих «Камских номерах». Любовь Орлова вызывала такой живейший интерес у сарапульцев, что ее уговорили выступить перед публикой. Концерт актрисы состоялся в Пушкинском саду на летней эстраде.В доме купца Пешехонова, где сейчас редакция газеты, режиссер облюбовал балкончик, на котором сняли главного героя, Бывалова. Кадры с церковными куполами засняты в селе Яромаска, в окрестностях Сарапула. Селяне и теперь еще помнят, как их бабушки приводили на съемки свиней и лошадей для массовки. А за местной вкуснейшей сметаной и творогом сюда бегала вся труппа.
Фильм «Волга-Волга» показали в апреле 1938 года. И снова в Сарапуле был аншлаг: горожане толпились в очередях, чтобы поскорее посмотреть «свой» фильм!
И сейчас, когда просматриваешь этот старый добрый фильм, отдыхаешь душой и наслаждаешься игрой блистательных артистов, душевной музыкой Дунаевского, и удивляешься живучести людей типа Бывалова, блестяще сыгранного Ильинским. Начальники эти и сегодня как слоны в посудной лавке — давят все живое и талантливое. Зная подоплеку создания фильма, репрессии сценаристов, удивляешься, как артисты сумели сохранить оптимизм, которым светится фильм. Впрочем, таким «советским», пусть наивным, оптимизмом наполнены многие наши старые фильмы, и благодаря им мы росли в одухотворенной среде, у нас формировались высокие идеалы, которые помогали жить достойно.
Через полвека, в начале бешеных 90-х годов, Сарапул вновь стал съемочной площадкой: режиссер Александр Панкратов-Черный приехал сюда снимать комедию «Маляры». В то время, когда на российские экраны хлынула чернуха, разоблачения и криминал, мастер юмора решил снять просто комедию, и весь город два месяца с удовольствием помогал ему, взяв передышку от горьких сиюминутных перестроечных проблем. Вновь мальчишки, а с ними и осмелевшие в перестройку горожане, не давали проходу артистам. Но постановщики не гоняли их, а поступали мудро: приглашали всех желающих в массовку, а артистов местного драмтеатра — на серьезные роли. Сарапульский драматург Рудольф Тюрин, написавший сценарий, даже отказался от гонорара в пользу голодающих сарапульских учителей. В фильме с незамысловатым сюжетом о ремонте городских старинных зданий незадачливой бригадой маляров и курьезных приключениях героев (артистов Е. Стычкина, А. Булдакова, Б. Брондукова), просматриваются извечные наши болячки, мешающие русскому человеку обустроить окружающую действительность. «Сыграли» в фильме и старинные, ныне утраченные дома, и местные собаки. Надо было видеть, как Панкратов-Черный поил собак водкой, как ставили брагу на томатном соке! В 1993 году при выходе «нашего» фильма в Сарапуле вновь был аншлаг! Люди смотрели фильм и, смеясь, вспоминали дружелюбных артистов, совместные съемки, известные улицы и самих себя.
Когда еще Сарапул окажется в очередном фокусе кинематографической жизни — как знать? Но нам кажется, что это непременно будет новая комедия.

Наталья Запорожцева