Сарапульские кинематографы зарождают сильное волне

Наталья Запорожцева
Так писала дореволюционная сарапульская газета «Прикамская жизнь», комментируя каждый новый фильм, каждый вновь открывшийся кинотеатр. В год кино как не вспомнить   первооткрывателях сарапульского синематографа  — купцов  Бодалевых, Н. П. Михеева, Н. И. Мыльникова, Н. П. Стригина. Мы не так много знаем о них. Не все купцы опознаны еще на столетних фотографиях, неизвестны их потомки. Но ясно одно: это они  открыли сарапульцам, отрезанным зимой от цивилизации, окно в мир, сделали возможным для захолустных обывателей кинопутешествия по всему свету, познакомили с великими европейскими артистами  и лучшими образцами искусства кино.
Начало XX века… Что  знал сто лет назад сарапульский  трудяга-чеботарь, корпящий  на сидухе за очередной парой обуви, о мире, о других странах, о науке, живописи, музыке? Его мирок простирался от каморки  до ближайшей пивной. Другое дело — интеллигенция, люди образованные, приехавшие в Сарапул  после учебы в столичных городах. Они несли с собой цивилизацию, открывали школы, библиотеки, выписывали книги, издавали газеты, устраивали самодеятельные театральные представления. С появлением кинематографа в Сарапуле для сарапульской бедноты открылся еще один мощный источник познания мира — яркий, зрительный.
Купец первой гильдии Иван Иванович Бодалев и его сын, Сергей Иванович — создатели спирто-ректификационных и пиво-медоваренных заводов в Сарапуле и Ижевске, были известными благотворителями и общественными деятелями. Именно они в своем «доме Бодалева» на Соборной площади открыли  в 1909 году первый в Сарапуле электротеатр «Модерн». Позже владельцы построили и летний павильон «Модерна». Отзывы зрителей были восторженные: «В театре «Модерн»- среди интересных картин – «Бетховен» о жизни великого композитора и его трагической смерти.  Благодаря духовой музыке  и бесплатному входу маленький сад «Модерна» пользуется симпатией публики и бывает по вечерам переполнен молодежью и взрослыми».

На фото:Дом Бодалева, где открылся театр «Модерн»

Зашевелили усами другие купцы, призадумались. И вот уже 20 ноября 1909 года появилось объявления в газете об открытии еще одного электротеатра:
«Лучшие по содержанию картины и музыка в театре «Иллюзион» Нагорная улица, дом П.И. Михеева (территория нынешнего медколледжа). При театре имеется фруктовый, кофейный и чайный буфет». Купец Николай Павлович Михеев по примеру отца и деда вначале занялся кожевенным производством, но вскоре заинтересовался новым делом, европейской диковинкой и разместил в своем доме по Нагорной улице электротеатр. Газета писала: «Обладая благоустроенной квартирой, где можно раздеться, не рискуя простудиться, на большом экране театр дает самый разнообразный ряд прекрасно освещенных картин без мелькания. Все картины отличаются очень интересным подбором. Интересна в научном отношении картина «Настоящий и древний Рим». Кому придется видеть Везувий? А тут, сидя в театре, публика видит грозную огнедышащую гору
 во всем ее величии. Кроме того, красивы «Фонтаны в Венеции». Интересна «Прогулка по Судану». Целый уголок неизвестной нам жизни проходит перед глазами и знакомит с бытом далекого от нас народа. В «Иллюзионе» по-прежнему прекрасная музыка».


Вслед за двумя синематографами появилось думское детище  — «Прогресс». Однако помещение для него оказалось сырым и холодным, и публика начала жаловаться. «Прикамская жизнь» писала: «После перерыва и перехода театра «Прогресс» в новое помещение, улучшилось и качество демонстрирования картин. С устройством печей в театре стало тепло, и теперь «Прогресс» обладает, несомненно, лучшими помещениями в Сарапуле, чем остальные театры. Значительно больший экран, чем в других кинотеатрах, более сильный немерцающий свет, от которого не ломит глаза, выгодно отличает «Прогресс» от других  театров. Здесь вполне приличный оркестр балалаечников и обширное фойе. Из серии картин, демонстрируемых с 1 по 4 ноября, особенного внимания заслуживают картины «Типы газетных сотрудников», «Дочь артиста», «Кража опиума». По сообщению дирекции, в непродолжительном времени пойдут картины последнего выпуска: «Нерон», «Мазепа», «Власть тьмы», «Воскресенье» Толстого и «Открытие Южного полюса». Особенно учащимся рекомендуем посмотреть «Женитьбу» Гоголя, превосходно исполненную артистами Московского  Малого театра. Но самой интересной картиной можно считать «Гениальное изобретение доктора Брайта», изобретателя стенографии».
Сарапульцы осторожно присматривались к новинке, ворчали на дорогие билеты, и не спешили заполнить зал. Простаивало дорогое оборудование, дорогим был прокат картин. В результате  «Прогресс» не смог расплатиться за аренду, и  однажды, 12 декабря 1909 года,  сарапульцы, пришедшие  в кино, увидели на дверях кинотеатра  замок. «Как так? — возмутились они. — По какому праву?!» И бросились жаловаться в полицию и редакцию «Прикамской жизни» на самоуправство Н.П.Михеева. На заметку в газете Н. Михеев ответил  коротким письмом, что кинотеатр «Прогресс» не платит за занимаемое помещение и поэтому он, Михеев, закрыл дом, повесил замок и обратился к нотариусу. «Сделав дирекции предупреждение через нотариуса, я вынужден был устроить «Прогрессу» — «прогресс»,— писал в газету Михеев, — ибо дирекция названного театра, чувствуя себя в моем помещении полным хозяином, подвергла таковое порче, путем вбивания  полуаршинных шпилей, ломания зеркальных окон и прочее»
Если в Вятке из-за конкуренции один за другим закрывались кинотеатры, то, по мнению газетчиков, в Сарапуле  владельцы кинематографов, наоборот, – решили живьем проглотить друг друга. Газеты  даже пожелал уставшим конкурировать кинотеатрам «схватиться в рукопашную, подраться, «запечатать» друг другу и кончить дело «письмами в редакцию».
В «Иллюзионе» 5 января 1910 года демонстрировались в подарок бедным детям  бесплатные сеансы, на которые собралось более 500 детей и подростков. Картины были подобраны специально для  маленьких зрителей. После сеансов дети стали ждать «подарков», так буквально они поняли объявление. Некоторые первый раз в жизни оказались в кинематографе. Через неделю огромным объявлением на первой странице «Прогресс» приглашал публику 18 января на благотворительный сеанс в пользу учащихся Сарапульской женской гимназии.
Газеты пестрили  отзывами о новой диковинке — кино. Публика восторгалась, жаловалась, осуждала, веселилась, негодовала. В январе 1910 года  разочарованный зритель жаловался в редакцию «Прикамской жизни»: «Читал на витрине  афишу театра «Модерн», что театр освещается электричеством. Однако посетив «Модерн», был разочарован: картины, как всегда тускло освещались эфирно-кислородным светом, а электричество горело лишь у входа, а в зале все время прерывалось. Любопытный».
Газета, получавшая от кинотеатров свой процент, хвалила: «В конце января в «Прогрессе» ни одного пустого места. Публика хохочет от картин «Глупышкин» и «Сатир». Поставлена картина «Мазепа», «Ухарь-купец» и «Женитьба» и др.».
В февральском номере зрители гневно осуждали «Сон Тиулы», «где негритянка во сне видит страсти, но сарапульцы посещают картину плохо, очевидно до порнографии они еще не доросли».
В мартовском номере ябедничали и давали советы: «В «Прогрессе», беря с каждой ученицы женской  гимназии по 5 коп, директор-распорядитель П. И. Красильников велит плотно набивать зал гимназистками. Упаси Бог — какой-нибудь переполох, и катастрофа неизбежна. Кроме того он в большом недоумении, какие картины нужно показывать гимназисткам и какие сапожникам. Театру «Прогресс», претендующему на особую интеллигентность уже своей вывеской, нужно основательно и с большим выбором раздавать громкие титулы». 

17 марта 1910 публика восторгалась: «В кинотеатре «Иллюзион» новость. В картине «Водопады Ниагары» слышен звук воды. Впервые синематограф стал со звуком!». Но до звукового кино «Великому немому» было еще далеко, он заговорил лишь 6 октября 1927 года. А пока в Сарапульском театре «Иллюзион» успешно шли  картины «Семь  смертных грехов» по библейским сюжетам под рояль и скрипку. Играл один из лучших скрипачей города – А.Р.Курский!»
Вслед за «Иллюзионом» и «Прогрессом» 5 сентября 1910 года  заработал электротеатр «Аполло» опять же в доме Михеева на Богоявленской(Горького, 13-15) – на месте старого театра, где ранее был сквер. Из газет: «Помещение очень обширно и  прекрасно. Громадный экран украшает стену. 5 сентября, в день открытия шли интересные картины: «Наши за границей», «Лисистрата», «Удачная экспроприация». «Манон», «Мексиканские прыгуны». В театре хороший рояль и недурной тапер, музыкой иллюстрирующий картины, иногда очень удачно. Жаль только, что у него совсем нет мелодии, и он играет очень быстрым темпом». Впоследствии в «Аполло» пригласили прекрасный оркестр г. Курского, «который играл так хорошо, что можно только сидеть и слушать музыку, не просматривая картин».
Публика не стеснялась критиковать и выбор картин: «В «Аполло» полоса картин с смертоубийственными сюжетами и сыщиками начинает проходить. Снова выбрасываются на сцену исторические картины фирмы братьев Патэ, таких как «Среди придворных интриг», отошедших было на второй план. Безвкусны и бездарны комические картины. Но это, конечно, не вина «Аполло», а фабрикантов картин, которые до сих пор не могут пережевать старые сюжеты и придумать действительно что-нибудь смехотворное».
Билеты в кинотеатры вначале стоили от 60 коп до 1,-2 рублей. Но с появлением конкуренции цены неуклонно снижались.
 Владельцы кинотеатров поняли, что без благотворительности конкуренцию не выдержать, и стали наперебой устраивать «народные» сеансы для детей и малоимущих обывателей, где цены на билеты были от 3 до 15 коп. В некоторых кинотеатрах выделялось специальное дневное время для показа картин гимназистам или реалистам. В посты показ развлекательных картин прекращался, большинство кинотеатров закрывалось.
«Временное отсутствие кино угнетающе действовало на нашего обывателя-театрала, — писала газета. — Ходит он бесцельно по грязным улицам, мокнет под дождем в недоумении – что ему не достает? Пожелаем «Жизни мира» воскреснуть, «Аполло» расшириться»
На Пасху наконец-то вновь открыл двери для зрителей кинематограф «Аполло», которого не узнать.  Ложи убраны, отчего помещение выиграло и стало большим, стены и потолок расписаны. Большие экраны, гипсовые фигуры, большая большая разнообразная программа картин, которая угодит всякому вкусу: великолепная историческая картина «Кардинал Ришелье»,  похождения сыщика,«Генрих Наварский», «Собор Парижской богоматери». «Постройка Панамского канала» и  показ мод.
В  ноябре 1911 года в Сарапуле появился новый синематограф — «Одеон» в доме Мыльникова по улице Рождественской- Богоявленской(К.Маркса-Горького) в городском саду, бывшем раньше за медколледжем и школой.
Предприниматель Николай Иванович Мыльников, родом из Елабуги, образование получил в сарапульском уездном училище, после чего занялся типографским делом. Он управлял типографией 11 лет, затем продал ее и открыл электротеатр «Одеон». Николай Иванович был энергичным общественным деятелем, два трехлетия был гласным думы казначеем в вольно-пожарном обществе, в местном беговом обществе,, четыре года служил членом сарапульской городской управы. Профессиональное общество приказчиков заключило договор с Н.И.Мыльниковым на четыре года об устройстве кинематографа., Николай Иванович взялся за свой счет перестроить, увеличить вдвое павильон, устроить водопровод, расширить и развить сад на месте, заарендованном у г. Седовой. В продолжении сезона он содержал  оркестр музыкантов.После окончания контракта Мельников по договору обязался павильон впоследствии передать обществу и кроме того ежемесячно давать бесплатно 400 билетов.
В ноябре  1910. года в доме Воронцова Николай Петрович Стригин открыл новый синематограф с названием «Жизнь мира», которое хорошо отражало обширную географию видовых фильмов, предлагаемых сарапульцам,а также представительство различных кинематографических фирм. Самый успешный из старинной династии купцов Стригиных — Николай Петрович.50-летний купец, общественный деятель, владелец клееваренного завода, домов и дилижансов, —  безусловно, один из талантливых и добросовестных общественных деятелей Сарапула, посвятивший свою жизнь земской службе. Обладая литературным талантом, он писал острополемические статьи и отчеты о земских делах в местную и губернскую газеты. Умный, честный и принципиальный, Н. П. Стригин долгое время работал в ревизионной комиссии земства и наводил страх на казнокрадов и любителей запустить руку в земскую кассу. Много лет при отсутствии железной дороги Н. П. Стригин держал дилижанс, развозя людей в столицу и окружающие города и села. Но самым любимым детищем Николая Петровича был кинотеатр, устроенный в доме Воронцовых на берегу Камы. Место было выбрано исключительно удачно: зрители могли выходить на террасу над Камой   и с любопытством наблюдать весной ледоход, а летом — идущие по Каме пароходы. Кинотеатр занимал огромное помещение. В больших, расписанных картинами комнатах помещался буфет, читальня и просто фойе для отдыха публики. Везде много электрического света. В зрительном зале был большой экран для картин и для публики мягкие плюшевые ложи. Для открытия поставлена огромная программа из лучших картин, среди которых выделялись «Спасенное знамя», «Выезд евреев из Египта», «Гибель богиниДианы», «Львы Вавилона». Зрители смеялись от души  над Максом Линдером и считали грубой и неприличной «Неудачную любовь карлика». В новом кинотеатре с 2 часов шли детские праздники, игры и забавы, стояла самая большая в Сарапуле рождественская елка с электрическими лампочками. Но кинотеатр «Жизнь мира» запутался в судебных исках и, можно сказать, был  «убит судом» и вместо него Стригин открыл в декабре 1911 года  художественный электротеатр  с боевым названием «Марс».
Если бы не конкуренция кинематографов, не видать бы сарапульцам великих картин, таких как, «Камо грядеши», «Отечественная война», , «Ромео и Джульетта». «Мученики Красного Креста». Газеты писали: « Кинематограф делает в этой картине чудеса, о которых драматические театры не могли и мечтать. На протяжении 15 мин приводят сражение, разрушение домов, гибель аэропланов в те геройские годы, н которых должна воспитываться храбрость и геройство нашего молодого поколения.
Историческая картина «Красный террор»-историческая картина, показывающая благородные движения человеческой души.
В «Аполло»., кажется, хотят, поразить публику ужасами.
«Комизм, по-видимому, начинает надоедать в кинематографе, и картины этого жанра бесцветны  и совсем не остроумны. Но это уже не его вина. «Аполло» старается дать публике хорошие картины и превосходную музыку.
 Сарапульские кинематографы начинают усиленно посещаться публикой, которая теперь за исключением кинематографа, не имеет никаких театральных развлечений
«Одеон» — «Пляска жизни» с канканом, ресторанами, шествиями Венеры прямо неприлична и даже неудобна для семей с зеленой молодежью По случаю открытия публики было битком набито, так что не хватало мест, особенно на первые сеансы. Сарапульцы, проводившие время на дачах и в поездках, пожалуй, первый раз сошлись на кинематографе и вели оживленные разговоры».
В начале 1912г. к услугам зрителей было три кинотеатра, это «Марс», «Аполло», «Одеон».
В 1913г. открылось летнее помещение кинотеатра «Марс» и следом за этим стали открываться летние кинопавильоны, например в саду приказчиков.
24 ноября 1913г. на Соборной площади ( в доме Корешева, где после располагалась аптека №2)открылся  «Макс Линдер» (названый по имени всемирно известного артиста - комика) владелец Мастрюков,
20 сентября 1915г. купец Дедюхин открыл кинотеатр «Миниатюр», переименованный впоследствии в «Отдых».
На ул.Вознесенской( Советской) в доме №18( где сейчас управление ЖКХ) был открыт кинотеатр «Мир иллюзий», переименованный в «Луч».
Таким образом, к 1917 году в Сарапуле функционировано семь кинотеатров, что говорит об огромной популярности кино и у городской знати, и у чиновников, и среди простого народа. В годы гражданской войны кинотеатры «Одеон» и «Марс» были разрушены, в помещении «Макс Линдер» устроили аптеку. К 1920 году сохранилось лишь два кинотеатра — «Отдых»( бывший «Миниатюры»)  и «Луч». В здании современного военкомата размещался клуб советских торговых служащих, где вплоть до 40-х годов работал кинозал.
После революции, когда кинотеатры были национализированы, их работой распоряжался Сарапульский отдел разумных развлечений — СОРР. Владельцы кинотеатров «Миниатюр» и «Мир иллюзий» обратились в Сарапульский исполком с просьбой от отпуске электроэнергии в кинотеатры — в будни с 4 часов, в праздники — с 3 часов. На заседании СОРР подумали, «целесообразно ли вообще давать электрическую энергию в кинематографы ввиду того, что «в них нет стремления к подбору картин ни научного содержания и ни таких, которые отвечали бы задачам современного строения жизни, а ставятся лишь картины из обывательского быта, что пора признать нежелательным с точки зрения разумных развлечений, какие должна давать народу Советская власть». И не разрешили. В существующих условиях  кинотеатры стали закрываться. Фильмы показывались в домах культуры. Вместо частных стали открываться пролетарские кинотеатры. В 1920-е гг. работают два кинотеатра: кинотеатр рабочего клуба кожевников «Правда»  и кинотеатр «Луч». 
9 марта 1926г. открылся кинотеатр «Отдых».
 4 сентября 1927г. в доме купца В.Ф.Нырова( ул.Горького,6) на углу ул.Труда открылся кинотеатр «Гигант»на ул. Труда, - самый крупный в Уральской области:зЗрительный зал вмещал 470  зрителей, имелось 6 лож. В январе 1939г. кинотеатр был переименован в «Восток»в честь победы Красной Армии над японцами у озера Хасан.. После ВОВ был открыт филиал кинотеатра на ул. Пролетарской, 37. Вскоре он стал самостоятельным кинотеатром «Октябрь. В  1972г. для него  построили новое здание со зрительным залом на 800 мест, он открылся 4 ноября 1972 года на ул. Азина фильмом «Даурия». Таким образом,  к концу XX столетия в Сарапуле работало три кинотеатра, которые обслуживали до 10 тысяч зрителей за день. Кроме того, постоянные киносеансы были в домах культуры радиозавода,  лесокомбината, «Заря», «Электрон». Но в жизнь стремительно входили цветные телевизоры, компьютеры и прежнее значение кинотеатров стремительно уменьшалась. 16 апреля 1993г. в городе закрылся кинотеатр «Восток» как нерентабельный,
 «Октябрь» работал до 6 апреля 1996г. «Отдых» закрылся последним 3 января 1997г. Сейчас КБЭ-центр  на поселке Южном и кинозал «Кураж» на набережной Камы показывает сарапульцам кинофильмы.