Пройдусь по Карауловке, сверну я на Мазановку...

Наталья Запорожцева
        На краю земли  спряталось за лесом старинное  село Вороновка. На подъезде к нему перед путником открывается величественная панорама: на крутом берегу  ручья Валдым царит чудом сохранившаяся каменная Тихвинская церковь с колоннадой и колокольней — раннее творение арзамасского архитектора Михаила Коринфского. Под горой родник, рядом густой лес, в полутора километрах исток реки Инзы — раздолье для рыбаков и сельских ребятишек, которых осталось… лишь пятеро.
       «Край земли» — на самом деле,  окраина Ульяновской области, а  заброшенное село, которое мучительно борется за выживание, находится в самом  центре страны, где сгусток культур разных народов Поволжья, где перекрещиваются пензенские, саранские и симбирские земли. Каждый из  старожилов готов рассказать приезжему человеку, сколько раз переходила Вороновка из рук в руки — из одной области в другую. Было село пензенским, стало ульяновским. Только жить в нем лучше не стало. От некогда богатого и людного села (более 1200 жителей), где была школа, суконная фабрика, осталось несколько десятков домов и  60 селян. Рейсовые автобусы и «Скорая» сюда не ходят, приходится старикам лечиться у местной фельдшерицы или ехать 45 км до райцентра Базарный Сызган за 600 рублей на такси. Газеты «второй свежести» привозят в село попутчики 2 раза в неделю, а то и реже. Школа и почта давно закрыты. Детей из пяти сел возят на автобусе учиться в школу с. Соснового Бора. Колхоз распался еще в прошлом веке. Церковь не действует. В ней метровый слой коровьего навоза. Буренки выбрали прохладный храм на постой в летнюю жару. Иногда сюда заезжает священник из села Папузы.
        Сельский очаг культуры расположился в аварийном доме, его хозяйка — библиотекарь с легендарным именем — Надежда Константиновна. Здесь нет даже телефона, с электричеством бывают перебои, но энергичная Надежда с помощью интернет-флешки снабжает информацией и книгами всех желающих. Она хорошо знает историю села и ведет занятия по краеведению для школьников. Ее муж, Сергей Торопыгин — староста села. Именно к Торопыгиным  идут за помощью и советом жители,  большинству из которых за 60-70 лет. Спрашиваю, что удерживает супругов в Вороновке. «Здесь наша земля, родина, — отвечают просто. — Кто хочет работать, может всегда здесь найти себе занятие и заработок». Сергей занимается сенокосом и заготовкой дров.
      Вороновке более 500 лет. Начиналось село с почтового тракта и постоялого двора, где останавливались  базаросызганские и карсунские купцы, ездившие за товаром в Кузнецк. Место было глухое, опасное, из леса на купцов нападали разбойники, грабили, убивали, а вороны выклевывали глаза мертвецам. Очевидно, поэтому и названо село  именем «проклятого птаха». В одном селе уживались русские и мордва, чуваши и татары. И сейчас здесь в смысле толерантности  полный порядок. Первой, кто встретилась нам, была добродушная азербайджанка Лариса.
     В селе поразительные названия улиц, не изменившиеся за пять столетий: Карауловка, Березнявка, Загибуловка, Мазановка, Долгий порядок. Карауловка, понятно, названа в честь купца, Алексея Караулова, на чьи деньги построена церковь. Загибуловка сворачивала в сторону, так и была поименована, Березнявка шла вдоль березовой рощи, а Долгий порядок был самой длинной улицей села, он переименован недавно в  улицу героя войны В. И. Васина. Чудо, что в области, носящей имя вождя революции, сохранились ласкающие слух древние названия улиц. Но этими старинными названиями сельские обыватели не то что гордятся, а откровенно ругают их: «Пишу на конверте адрес —  ул. Загибуловка, — и стыдно становится!». Не понимают, темные, что  таких названий улиц, которые дали им предки 500 лет назад, больше в России нет нигде, кроме как в Вороновке. 
       Здесь родился старец Леонтий (Шестаков) 1828-1901 гг, затем переехал в село Синодское(Красную Поляну) и там служил в церкви. И сейчас в Красной Поляне люди посещают исцеляющий святой источник, памяти «дедушки Левы».
     Мы, удмуртские краеведы из г.Сарапула, где жил и похоронен талантливый писатель С.Н.Миловский(Елеонский), установили, что Вороновка — родное село писателя, отец которого, священник Николай Миловский, был учителем поселенских мальчиков, а с 1860 г настоятелем церкви Тихвинского Богоматери. Его сын Сергей, будущий писатель, родился в Вороновке 18 сентября 1861 г. крещен своим отцом в Тихвинском храме, получил духовное образование в Пензе и Казани, служил учителем и смотрителем духовных училищ в Нижегородчине и в Вятской губернии.Выиграв грант «Православной инициативы», мы со школьниками поехали по родным местам писателя.
      Надежда Константиновна, узнав о таком земляке-писателе, всплеснула руками: «Ну, будет о чем рассказать школьникам в сентябре!» В своих рассказах Миловский тепло вспоминал родные места. В рассказе-притче «Хрустальное яблоко» писателем подчеркивается ценность и хрупкость жизни, возвращение к истокам. Мы осуществили мечту писателя: привезли в библиотеку Вороновки переизданный трехтомник рассказов писателя, среди них сборник «Хрустальное яблоко».
         Каковы же перспективы возрождения села? Умрет ли оно вслед за стариками или поедут туда люди, будут восстанавливать церковь? Засияет ли  село позолоченными куполами к 200-летию храма? Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов в прошлом году утвердил программу устойчивого развития сельских территорий до 2020 г. Администрация области определила 100 самых перспективных сел, которые будут «точками роста» на территории Ульяновской области в течение ближайших трех лет. Главный критерий: привлекательность села для бизнеса. А разве Вороновка не такова? Вокруг села леса и пахотные земли, река, пруды, грибы и ягоды, разнотравье. Как не устроить здесь фермы, турбазы, охотничьи хозяйства, пруды с карпами, музей писателя Миловского? Кстати, в 2016 г двойной юбилей писателя — 155 лет рождения и 105 — со дня смерти. Мы к юбилею выпустили биографическую повесть «Тайны сарапульского смотрителя». Красоту и историю Вороновки непременно надо сохранить и показывать нашим и иностранным туристам.
     Мы, краеведческая группа школьников и педагогов г. Сарапула,  посетившие прошлым  летом  родину писателя С.Н.Миловского, с сожалением прощались с Вороновкой,  ее неповторимыми улицами, чудесным храмом, приветливыми людьми, болеющими душой за судьбу родного села, забытого чиновниками.