Онлайн-образование или традиционное обучение?

Гульмира Жамантикова
Очень интересная статья сегодня попалась на наболевшую тему образования – «Онлайн образование или традиционные ВУЗы – кто победит?» (https://cont.ws/@fritzmorgen/1223039). Интересна как сама статья, так и комментарии к ней.

Не буду перечислять тут плюсы и минусы онлайн образования или традиционного обучения. В статье всё это и без того хорошо обрисовано. Я хочу поговорить о другом.

Задумаемся – ДЛЯ ЧЕГО мы получаем знания?

Традиционный подход к образованию привел к тому, что многие стали получать образование «ради корочки» - ради диплома, престижа, социального статуса, для удовлетворения амбиций – собственных или родительских. И эту систему образования надо менять, безусловно.

Мы живем в такое время, когда по-настоящему качественное образование можно получить почти даром – было бы желание. Об этом хорошо сказано в статье «Образование будущего: Google ломает шпиль МГУ» ). Но для этого необходима, в первую очередь, высокая личная заинтересованность человека – его желание учиться и развиваться в выбранном направлении. Поэтому онлайн-образование – это не для тех, кому нужна корочка, а для тех, кто точно знает, чего хочет и готов заниматься самообразованием.

Разумеется, не все знания можно получить дистанционно, но по-настоящему качественное образование всегда базируется на личной инициативе учащегося, на его личном стремлении к развитию. И онлайн-курсы – это лишь старт, начало, возможность получить базовые знания и навыки, найти единомышленников, чтобы потом включиться в более серьезные, коллективные проекты и исследования в данном направлении.

Образовательный проект «Метавер», о котором говорит Песков в статье «Образование будущего…», построен именно на таком подходе. С его точки зрения образование – это не просто временная обязанность подростка, а способ самореализации человека, способ продвижения и воплощения своих идей ради всеобщего развития и блага.

Многие боятся, что онлайн-образование – это когда ученик сидит перед компьютером и выполняет какие-то задания для получения оценок. Но в таком виде образования, скорее всего, мы не увидим. И слава Богу!

Будущее образования – это использование информационных технологий для реализации совместных научно- социально-значимых, исследовательских проектов. Это не учеба ради получения оценок, а реальная вовлеченность в общественные, экономические, экологические и иные жизненно важные процессы. Это возможность, в первую очередь, личного роста, реализация своего творческого потенциала. Поэтому оценка и контроль в такой системе становятся просто лишними. И это само по себе исключает возможность для коррупции в этой сфере.

Я верю, что очень скоро самообразование станет естественным процессом социализации каждого человека. И каждый будет заниматься этим не ради оценок и дипломов, не ради «далекого светлого будущего», а исходя из понятных и близких ему личных и общественных целей и задач. И тогда образование будет будет давать видимый, осязаемый и понятный результат в настоящем. И вопроса "Зачем мне это надо?" просто ни у кого не возникнет.