Сбережённая святыня

Нина Пигарева
Великой святыней всего православного мира считается Иверская икона Божией матери, которая была прославлена в 9 веке, в ту пору, когда Византийской империей правили императоры – иконоборцы, не признававшие икон и уничтожавшие их. О том свидетельствуют исторические данные.
      
Однажды у одной благочестивой вдовы воины, посланные для погрома икон, обнаружили образ Божией матери. Один из них ударил по нему копьём, и из поражённого участка хлынула кровь. От страха все оцепенели. А между тем женщина, спасая икону, явившую столь чудесное знамение, пустила её по морю. И та, сопровождаемая огненным столпом, приплыла к Иверскому монастырю на святой горе Афон, где пребывает до сего дня…
    
В 19 веке весть о чудодейственной иконе дошла до богатого человека села Красный Лог по прозвищу Башкир, который сделал дорогой заказ для местного храма – список иконы с Иверского первообраза. Завет Башкира был исполнен, и священное полотно появилось в Краснологской церкви. С обратной стороны холста значились место её написания – гора Афон, имя иконописца и имя заказчика.
    
Находилась Иверская икона в Красном Логу до начала посягательства на религию и повсеместного разрушения церквей. Не миновала сия чаша и Краснологский храм, но главная его святыня – Иверская уцелела. Уберегли её местная глубоко верующая вдова Мария и её дочурка Зина.
      
Теперь Зинаиде Митрофановне без малого восемьдесят лет, тогда ей было около десяти. Она хорошо помнит события далёкого времени.
      
Жила их семья на окраине села, более чем за три километра от храма. Глава семейства трагически погиб в передрягах начавшейся коллективизации, когда Мария ожидала рождения четвёртого ребёнка… Старшая Зина с малолетства во всём была первой маминой помощницей. В то утро они вдвоём принесли бидоны с молоком на обмен хлеба на приёмный пункт молокозавода, стоявшего по соседству с храмом, который к тому моменту уже успели осквернить.
      
Уборочная страда была в полном разгаре, и в просторное здание церкви ссыпали зерно. Мария, приметив на ворохах сохранившуюся икону Иверской Божией Матери, со слёзной мольбой убедила сторожа передать образ в её руки. Охранник оказался человеком богобоязненным, пошёл на уступку, тайно во тьме помог даже взвалить внушительных размеров икону на плечи Марии. С трудом и опаской Мария дотащила святыню до близ живущих родственников и вместе с ними спрятала на потолке под сеном.

А наступившей зимой, так же под покровом темноты на салазках Мария с Зиной доставили образ в родную саманушку. Перед самой войной «халупу» нечаянно задел подвыпивший тракторист и завалил заднюю стену. Мария с детьми временно поселилась у сестры. Взяла с собой и бесценную икону, где она частично пострадала от мальчишеских шалостей.
      
Разместили святыню в «красном» углу избы, а рядом на подоконнике лежала коробочка с порохом, неведомо откуда взявшимся. Взрослых в тот момент дома не было. Двоюродные малолетние братья Зины бросили в коробку с неизвестным «порошком» зажжённую спичку. Вспыхнувшее пламя мгновенно охватило матерчатый убор образов, «лизнуло» кисть руки младенца Иисуса, сидящего на коленях Божией Матери, слегка коснулся огонь и глаз Спасителя. В тот миг вошла в дом Зина, предотвратившая беду…
      
Минули годы. В 1962 Мария с семьёй сына переезжает на постоянное местожительство в Отрадное. Следом за ними обосновывается там одна из дочерей – Прасковья. Зинаида с Раисой не решились покинуть родное село. В новом доме сына у Марии была отдельная комната, где она поклонялась Иверской иконе, придававшей ей силы, терпение, успокоение. Мария ушла из жизни в 1979 году.
      
Дорогой образ, хранимый матерью, перешёл к Прасковье и находился у неё до возрождения старинного храма в Отрадном. Как только он открылся, Прасковья увидела во сне мать, которая настоятельно просила её вернуть долг. Истолковав сновидение по-своему, Прасковья в тот же день устроила по родительнице помин. Но наступившей ночью, стоило ей сомкнуть веки, как Мария в небывалом расстройстве снова потребовала с дочери долги.
      
Наутро Прасковья поспешила в Красный Лог за советом к старшей сестре. Зинаида велела ей передать Иверскую икону в Отрадненский храм. Там старинное полотно подвергать реставрации не решились, сменили лишь оклад, не поскупились на красивое убранство.

Однажды икона замироточила. Все, кто находился в ту минуту в храме, поторопились к ней, чтобы собрать благодатное миро. Вскорости болящие получили исцеление. Весть о всемогущей силе Иверской иконы облетела всю округу.
Знаменит теперь этот храм обретённой святыней, к которой отовсюду стекаются паломники.

По мере сил и здоровья посещает святое место и бабушка Зина. Там её принимают как самого дорогого и почётного гостя. В знак глубокого уважения к семье из Красного Лога, на одной из стен храма размещена фотография Марии с дочерями. Подарили бабе Зине и копию Иверского образа.

Но в глубине души Зинаида Митрофановна мечтает, чтобы в Красном Логу тоже был восстановлен полуразрушенный храм, чтобы зазвонили как прежде колокола, а Иверская святыня заняла своё законное место.
 
Октябрь 2006 год, с. Красный Лог.