Свобода и Воля

Вячеслав Александров 2
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВОСЛАВИЯ.
Очерки о Любви, любви к Истине и Свободе.

СВОБОДА и ВОЛЯ Очерк 29.

                фото автора
 Святые Отцы  учат о том, что воля бывает трёх видов: Божья воля, Воля сатаны и воля человека. Свобода связана с наличием условий, обеспечивающих реализацию человеком своей воли.  Именно поэтому свобода, как набор внешних условий для достижения человеком своих целей имеет весьма широкое толкование.  Если  воля нас влечёт к тому, чтобы реализоваться, например, как производителя материальных благ, нам необходимо создание условий, обеспечивающих свободу предпринимательства.  Если человек реализуется как наёмный работник, то свободу он может представлять как справедливость оплаты труда, возможность профессионального роста. Если занимается политической деятельностью, в этом случае главным для него будет создание условий для свободных выборов. Творческому человеку необходимы условия, для свободного раскрытия его внутреннего потенциала и т.п.
Если  обратим внимание на себя, то обязательно увидим, что наши желания, чувства и намерения связаны в некую систему отношений, проявляемых как стремление достичь определённого набора целей. Помимо главной цели жизни, если, конечно, таковая существует,  у каждого из нас есть целый набор второстепенных задач, которые  желали бы решить.   В  течение жизни её приоритеты неоднократно меняются. В ранней молодости, например, главной задачей, ставим получение образования, за тем профессии, потом – воспитание детей и т.д.  Но всегда наряду с усилиями, обеспечивающими достижение основной цели, проявляем волю, призванную обеспечить удовлетворение иных потребностей. Мы непрерывно  сталкиваемся с тем, что мешает нам достичь желаемого. Именно это  воспринимаем как препятствия, ограничивающие нашу свободу. Воля же,  не желает видеть на своём пути ограничений. Свобода предполагает наличие барьеров, которые человек ставит либо сам для себя, либо для других.
Естественные меры ограничения свободы достижения того, что желает воля, устанавливает разум во взаимодействии с совестью.  Это нашло отражение в  христианских заповедях. Они есть проявление абсолютной истины. Ибо только стремление к их исполнению позволяют человеку, как части единой системы, оставаться в этой системе, открывая своё естество для восприятия  её энергий.  Когда  религиозное чувство сильно, но не воспитано  в свете христианской истины, оно будет пробуждать в нас волю к поиску правды, установлению справедливости, противостоянию злу, только, при этом, цели будут располагаться на горизонтали бытия, или под ней, там, где царит зло. Именно такая воля рождает революционеров и бунтарей, полагающих, что если насильственными мерами установить «свободу, равенство, братство», то можно построить рай на земле. Только опыт показывает, что когда хотят даровать человеку (народу) свободу, предварительно не  воспитав его чувств, желаний, требующих освобождения от всего, что не позволяет достичь  своих, весьма смутных, целей, этот человек объявляет войну другим людям.  Достанется и тому, кто дал ему свободу. Разве не воспитанные дети, не есть самая главная беда для родителей.
Воля, устремляющая к целям, расположенным только во внешнем круге жизни,  неизбежно приведёт нас к столкновению с теми, кто попытается ограничить нашу свободу. И если она  не была облагорожена энергиями, рождающимися в результате сознательного принуждения  самого себя к исполнению заповедей жизни, то она вынудит нас к объявлению миру войны, что приведёт неизбежно к нашему поражению. Насколько бы благородны не были цели человека, не смиряющего своих страстей, не воспитывающего в себе добродетелей, его воля обязательно проявится виде действий, направленных на ограничение свободы тех, кто желает добиться того, к чему он сам стремится.
Воля человека поражённого страстями доброй не может быть, хотя мечты могут быть самыми светлыми. Но, как гласит известная мудрость: «Добрыми намерениями выстлана дорога в ад». Пока  не проявляем воли, обеспечивающей достижение нами реального освобождения сердца и разума от зла и лжи, в них всегда будут свободно чувствовать тёмные ангелы смерти. Это нам только кажется, что если даём волю своим страстям, то тем самым осуществляем своё право на свободу. Спору нет свободное падение приятно, оно захватывает дух.  Служение страстям позволяет, конечно, получать удовольствия. Но  в жизни  стремимся, всё же, достичь удовлетворения, а это возможно только при устремлении к целям, которые  обеспечивают прилив сил.
Естественным  является такой образ жизни, при котором, несмотря на  необходимость выполнения тяжелого труда, возраст, наличия внешних неблагоприятных условий и даже поражения болезнью не происходит истощение  силы воли. Этого достичь не возможно, преследуя, пусть и благородные цели, но расположенные на горизонтальной линии бытия. Если наша активность направлена на достижение, созидание сугубо земных благ, то и линия нашей жизни не будет переходить за границы текущего времени. А всё что подвержено тлению, т.е. разрушению во времени, не может служить источником энергии.  Истинность целей определяется тем, что в результате их достижения  происходит не накопление усталости, а наращивание сил духа.  Только человеку «приземлённому», не ведающему о том, или не верующему в то, что у него есть и Небесная Родина кажется невероятной возможность умножения внутренних сил до самого рубежа жизни.
Основной причиной того, что в человеке со временем угасает воля к жизни, является  отсутствие духовного воспитания. Светская система образования связана с применением технологии  «морализации» воли человека.  Ему дают знание о  социальных законах, прививают  общежительные навыки, многие способны к состраданию, милосердию, благотворительности. Нельзя сказать о том, что общество не нуждается в высоконравственных членах и не осуществляет меры, обеспечивающие ограничение возможности проявления людьми злой воли. Помимо воспитания нравственного начала у членов любого гражданского общества, в нём предусмотрены и меры уголовного преследования  тех, кто посягает на права и свободы других людей. Но всё это не приводит к тому, жизнь становиться более безопасной, справедливой и свободной. Внешние меры принуждения  к сохранению и развитию высоких моральных качеств не гарантирует того, что добропорядочный гражданин всегда будет оставаться таковым. Всё дело в том, что если его воля не воспитана таким образом, что она свободно осуществляет усилия, обеспечивающие сохранение в чистоте  совести, то желания, чувства, намерения, мысли будут непременно проявлены не в добродетелях, а страстях.   
Воля человека становится волей к жизни только тогда, когда она начинает совпадать с волей Жизнедателя, Творца неба и земли. На  это способна только одухотворённая воля. Преображение её происходит при условии воспитания, укрепления  религиозного чувства. Оно отличает человека от всех иных существ. Но  и все живые твари по мере подъёма со ступени на ступень, приближаясь к человеку, обогащают свои чувства и потенции разума. Высшие животные способны не только к проявлению любви, они не редко  демонстрируют и вполне разумное поведение. У них нет только одного – религиозного чувства, т.е., ощущения своей связи с Творцом мира,  ощущение того, что необходимы усилия, обеспечивающие собственное преображение.  Религиозный человек понимает, что состояние, в котором он находится, следует преодолевать, посредством проявлении воли, обеспечивающей узнавание и уничтожение в себе того, что делает зависимым от внешних обстоятельств, а во внутреннем круге жизни оттого, что оставляет сердце, душу разум во власти зла и греха. Это приводит к затруднению общения нас с другими людьми,  как людьми.
Сказано о том, что Царствие Небесное находится внутри нас и силой берётся. Поэтому, до тех пор, пока  воля устремляет нас преимущественно в мир внешний, на завоевание ценностей земного царства, мы никогда не будем в состоянии обрести смысла жизни. Ибо смысл её в том чтобы жить вечно, т.е. в бессмертии. Пока не найдём положительного ответа на вопрос, каким образом его достичь, до тех пор все успехи будут призрачными, станут приводить  к тому, что воля из активного состояния перейдет в состояние угасания.

                СИЛА ВОЛИ и СИЛА ДУХА