бренди-бредни. маленькая рекламка

Владислав Мирзоян
Сколько ни слушал и слышал белогвардейскую трагично-кабацкую «Чёрную моль», («Институтка»),
никак не мог понять одной строки:

     Не смотрите вы так сквозь прищуренный глаз,
     Джентльмены, бароны и леди.
     Я за двадцать минут опьянеть не смогла
     От бокала холодного бренди.

     Ведь я институтка, я дочь камергера,
     Я чёрная моль, я летучая мышь. 
     Вино и мужчины - моя атмосфера.
     Приют эмигрантов - свободный Париж!

     Мой отец в октябре убежать не сумел,
     Но для белых он сделал немало.
     Срок пришёл, и холодное слово «расстрел» -
     Прозвучал приговор трибунала.

     И вот, я проститутка, я фея из бара,
     Я чёрная моль, я летучая мышь.
     Вино и мужчины - моя атмосфера,
     Приют эмигрантов - свободный Париж!

     Я сказала полковнику: - Нате, возьмите!
     Ведь не ДОНСКОЙ же «ВАЛЮТОЙ» за это платить,
     Вы мне франками, сэр, за любовь заплатите,
     А всё остальное - дорожная пыль.

     И вот, я проститутка, я фея из бара,
     Я чёрная моль, я летучая мышь.
     Вино и мужчины - моя атмосфера.
     Приют эмигрантов - свободный Париж!
*
Ну и так далее, всем знакомое.
Но что за «донская валюта» такая,
которой «сэр» норовит расплатиться с девушкой?
Окунями? Вяленой краснопёркой?...
*
Оказывается, была донская валюта - см. фото -
белогвардейский донской рубль гулял по стране с 1918 года -
от Бессарабии на западе, до Туркестана на востоке
от Грузии и до Орла и Курска на севере.
А в Асхабаде за донской рубль давали аж 10 асхабадских -
и так - до конца 1920-го года.
И даже красные целый год его  выпускали,
потом был изъят из обращения.
И как это похоже на сегодняшние тугрики, зайчики, леи.
И «сэры» всё так же норовят расплатиться с девушками зыбкой речной валютой...
*
А после Гражданской
в Париже
за донской рубль
давали, наверное, не больше сантима за центнер.
*
Читай «Дыру» -
можно здесь, на прозе.ру - http://www.proza.ru/2018/05/29/373
а можно так:
https://ridero.ru/books/dyra/
или в издательстве «Berkhouse» -
там об этом немного есть.
Ну и ещё кое о чём…
*