Соль соли земли Письмо В. А. Сухомлинскому девятое

Котенко Татьяна
Василий Александрович, и снова здравствуйте!

Думаю,  адресованные Вам письма – это своеобразная отдушина  для человека, который находится в закрытой аудитории, и эта аудитория – современная школа. Почему я задыхаюсь?

Недавно на пробном экзамене по русскому языку для выпускников была предложена тема сочинения, точную формулировку которой  не помню, но смысл такой: «Чернышевский  о своём герое Рахметове, особенном человеке, сказал: «Это соль соли земли».  О  ком из современников можно также сказать, что он   «соль земли»?»

К сожалению, на эту тему написал всего один  выпускник, из сочинения которого я  поняла, что он не читал  роман «Что делать?»  и поэтому не представляет себе «особенного человека». Умеют же нынешние школьники «раскрывать» тему и выходить сухими из воды, не пролистав даже произведения!

Своих десятиклассников я познакомила с произведением «Что делать?» и с его героями: Кирсановым, Лопуховым и Рахметовым. Мы выяснили, почему Чернышевский  назвал их  «новыми  людьми» и «особенным человеком». Узнали, что означает  фраза «соль земли», которая стала фразеологизмом. Сам Чернышевский  хорошо понимал смысл этого образа.  "Вы — соль земли",  — сказал Спаситель Своим двенадцати  ученикам. Сын священника, учившийся в Саратовской духовной семинарии, Н.Чернышевский сознательно рассчитывал на такое сопоставление. Автор "Что делать?"  поставил  русского революционера выше святых апостолов!  Вера  Христова  и христианство  как начало  начал враждебно здравому смыслу и цели социального бытия  революционера-демократа  Чернышевского. А именно эту цель пытается раскрыть Чернышевский в своём романе, подчёркивая замысел самим названием:  «Что делать?»

 С каким нетерпением я ждала «отклика» на свои труды!
 Сказать, что моему разочарованию не было предела, -  это ничего не сказать. Я была потрясена именами западных Героев и киногероев, которые объясняли, ЧТО надо делать.

-Человек, который  многого добился в жизни, шёл вперёд к своей мечте, преодолел множество препятствий. Сейчас известен всему миру. Это известный композитор …  Мин Юнги. (Северная Корея).(205 слов).

-Это Стив Джобс, который много  полезного сделал для мира и своей страны, вывел мир на новую ступень развития. Его часто называют «Отцом цифровой технологии»…
-Это Тимоти Джон Бёрнерс -Ли - изобретатель URI, URL, HTTP, HTML, создатель Всемирной паутины и действующий глава Консорциума Всемирной паутины. Автор концепции семантической паутины. Автор множества других разработок в области информационных технологий. ..

-Это Майкл Фарадей - известный британский ученый, прославившийся в области экспериментальной физики. Известен своим открытием электромагнитной индукции, которая позднее легла в основу промышленного производства электричества…

-Это Леонардо Вильгельм Ди Каприо - американский актёр и продюсер. Лауреат премии «Оскар», трёхкратный лауреат премии «Золотой глобус», лауреат премии BAFTA. Увлечён проблемой сохранения окружающей среды. Пожертвовал миллион долларов Всемирному Фонду дикой природы с целью создания заповедника для тигров…

Я читала сочинения десятиклассников и понимала, что мы живём на разных планетах и в разных временных  измерениях. Меня  их «открытия»  в некоторой степени шокировали, потому что я, воспитанная на классике 19 века и литературе соцреализма, восхищаюсь и восторгаюсь  другими героями. Стало на душе немного легче, когда прочла  про Екатерину Корзун и Чулпан  Хаматову, которые являются основателями Благотворительного Фонда «Подари жизнь»: «…может, для кого-то эти люди не «соль соли земли», но лично я перед ними преклоняюсь».

Оказалось, не всё так плохо. Есть дети, голова которых повёрнута в сторону России. «Солью     соли земли»  несколько человек назвали  и современных политиков . Среди них - Владимир Жириновский, -  грамотен, честен, открыто говорит правду,  в отличие от других  депутатов, которым неудобно критиковать власть; самое главное его  достоинство  – любовь  к Родине и преданность своей стране.
 
«Солью  Земли» назвали и Иосифа Виссарионовича Сталина, руководителя советского государства. Правда,  о нём написали скупо (100 слов). Отмечено, что за 30 лет своего правления он ни копейки и ни грамма не положил себе в карман, тогда как современные чиновники позволяют себе много лишнего.

К счастью, есть дети, о которых можно сказать: они будущее русской нации.
- «Соль соли земли» - это избранные люди, лучшие представители человеческого общества. Это лучшие люди. Это элита, высшие слои общества в каждой сфере: в политике, бизнесе, творчестве, духовной  жизни. Однако недостаточно быть просто богатым и хорошо петь или играть на скрипке. Соль земли – это, прежде всего, сформировавшаяся сильная личность, которая привлекает к себе интересы других людей. Такие люди не боятся иметь собственное мнение, умеют принимать самостоятельные решения и  брать на себя  ответственность. В конечном итоге это выводит их в Лидеры.

-К сожалению, бывает так, что соль теряет свою силу. В таком случае, её полезные свойства теряются. Она никому не нужна. Что может сделать её солёною? Ничего. Так бывает и  с людьми, которые перестают быть «солёными», т.е. лучшими представителями общества. Люди «выгорают».

Мне  также понравилась мысль  одного юноши:
- Выражение «Соль соли земли»  можно понять и в другом контексте.  Русская земля за свою историю повидала немало войн, она полита кровью своих сынов-защитников, которые  проявили готовность  умереть за свою Родину. Земля, политая кровью наших предков и слезами жен мироносиц, воспитала и вырастила новое поколение великих людей, которых можно назвать «двигателями двигателей».  Соль соли земли – это Русская Земля!

Василий Александрович,  я задаюсь вопросом: Кто виноват в том, что не все  наши дети  любят русскую символику  и «болеют» русскими болезнями? Почему не знают своей истории и не гордятся отечественными   корнями?  Наверное, не только школа в этом виновата. Ответственность несёт среда и общество, в котором дети живут и воспитываются.Кем вырастут дети, ещё не заражённые абсурдом современной действительности?

Уникальность Ваших  методик  заключается в том, что  Вы сумели в условиях тоталитарной советской системы воспитывать в детях чувство собственного достоинства.  Вы  были  верным сыном советского государства, но понимали коммунистическое воспитание по-своему. Для Вас  это означало формирование достойной и мыслящей личности, которая не должна быть слепым исполнителем  решений партии. Хочется, чтобы наше Министерство образования  создало  систему обучения  и  воспитания на принципах «солёности» соли  нашей русской земли.

         С признательностью, Ваша коллега