Решение проблемы выбора или дробь вам в помощь

Мурзин Сергей Валентинович
    С проблемой выбора мы сталкиваемся постоянно. На бытовом уровне мы порой должны определиться - покупать то или иное. Например: жилье, авто, телевизор, комп, холодильник и т.д. Есть проблема выбора и не на бытовом уровне. Вариантов куча. Например - куда пойти учиться или работать. Это уже, можно сказать, стратегические выборы, определяющие значительный период вашей жизни.
   
    Хочется, чтобы в опциях было и то, и другое. Выбор может быть огромным, если только вы не ярый приверженец чего-то одного и проблема выбора вас не волнует вовсе.

    Определиться с выбором поможет математика, конкретнее - дробь. Возьмите один из выбираемых "товаров" и просчитайте его. В числитель дроби занесите все получаемые в результате выбора "ништяки", а в знаменатель - "косяки". Перемножьте раздельно все, что стоит в числителе и в знаменателе, а потом разделите верх на низ. Получите число. Запомните его. Аналогично посчитайте другой "товар". Сравните полученные числа. Там, где число больше - то и выбирайте, если у вас, опять же, нет особого предпочтения.
   
    Перед заполнением числителя и знаменателя есть смысл подумать, какой оцифровываемой характеристике "товара" назначить соответствующее число/цифру. Придется повозиться, но ничего сложного.

    Вот пример. В 2012 году меня торкнуло - надо купить легковое авто. Открыл Excel, создал файл "Посчитай тачку", нарисовал таблицу и начал заполнять. В первую колонку "загнал" названия (марки) авто, в другие колонки - их технические характеристики. Это были: мощность двигателя, рабочий объем, расход топлива на сотню км, полная масса, максимальная скорость, кое-что еще, крайняя правая - цена. Нарисовал формулы и погнал методично считать.
 
    В одной колонке посчитал простое - отношение мощность/рабочий объем. Прикинул, что это покажет способность производителя делать путевые моторы. Раскрасил результат с помощью икселевской функции "Условное форматирование" и заценил результат. Самыми толковыми оказались - догадаетесь сразу? - "Баварские моторные заводы", в просторечье - БМВ.  Кто бы сомневался. BMW320i MT седан с его мотором мощностью в 184 коня и объемом 1977 см куб. с приличным отрывом встал на первое место. За ним пошли моторы "Форда", "Хонды" и "Ниссана". При этом один из ладовских моторов обошел реновский. Это была разминка. И она пока ничего не решала.

    Затем поделил мощность двигателя на произведение объема на расход топлива на сотню км. С расходом подумал так - чем меньше расход, тем выше будет итоговый результат при делении. Итог: впереди БМВ, за ним - четыре места у "Форда" (неплохо), далее -  "Хонда", и тут начинают "подтягивать" к лучшим результат наши "Лады-Калины".

    Небольшое отступление. Чего это я прицепился к двигателям? Почему не к кожаному салону или турбонаддуву? Да потому,  что наши "профессионалы" так и не научились делать нормальные ДВС-ы. Блин, аж оторопь берет - на дворе 21-й век, куча технологий, а у нас до сих пор ездят на вонючих гробовых изделиях, место которым в музее. Где это сейчас видано, чтобы чуть ли не двухлитровые моторы кое-как "тащили" никчемную для таких объемов сотню лошадей. Обидно, Зин. И где моторы в 99 л.с. "малого объема" для экономящих на налоге автолюбителей? Руки и мозги у всех в стране отсохли? Где инженеры, мля?
 
    Повозился еще немного, потом довел все до ума (своего): в числителе - мощность (л.с.), полная масса (кг), максимальная скорость (км/ч); в знаменателе - цена (руб.), расход топлива (л/100 км), объем двигателя (см куб.). Мне так показалось удобней - ввел коэффициент для умножения и доведения результата до вида Х,ХХХ...
 
    Оказалось, что если вам нужна недорогая (чуть более 300 тыс. руб. в ценах мая 2012 года) "рабочая лошадка", то это - "Лада-Калина" универсал, 16 клапанов, 89,52 л.с., 1585 см куб. За ней следовали более дешевые три модификации седана "Лады-Гранты". А в следующем ценовом диапазоне (чуть более 600 тыс. руб.), если вам хочется "рабочего" иностранца, это - седан "Форд-Фокус"-III,  125,7 л.с., 1596 см куб.  Но тут свой нюанс - налог на лошадиные силы будет (вдвое?) больше.

    Еще - на тот момент "Лады" выигрывали за счет цены. Сейчас - не знаю, не интересовался. Наши вазовские "пятерки" и "семерки" не вытягивали даже за счет цены. Самыми провальными авто окзались (по возрастанию качества): ГАЗ-2217 "Соболь-Баргузин" (мотор большой, а не тянет, плюс высокая цена, хотя это не совсем легковушка, для примера), "Лада" 4х4 (слабый мотор, высоковатая цена, опять же - на любителя внедорожников), седан "Рено-Логан" восьмиклапанный (слабый мотор, высоковатая цена), Honda CR-V (высокая цена).

    Конечно, весь модельный ряд легковушек не просмотрел, смотрел то, что зацепило внимание. Не учитывал периодичность и стоимость ТО, стоимость годового владения, наличие других "прибамбасов", например, коробки-автомата, АБС, гидравлики, обогревов, видео, музыки и пр. Но это, при потребности, тоже можно обсчитать. Вам нужна АКПП? Если есть в товаре - умножьте все на 1,1, нет - на 0,9, идите дальше, все получится. Во всяком случае, будет наглядно.

    Желаете посчитать что-то другое? Пожалуйста. Нужен холодильник, а переплачивать не хочется? Рисуйте таблицу, заносите характеристики, присваивайте им значения, составляйте дробь и считайте! Есть функция "Ноу фрост" - умножайте числитель на 1,05, нет - умножайте на 0,95, хотите - делите на 1,05. Вам очень важна эта функция - вместо 1,05 возьмите 1,1. Выбор будет еще жестче. Не забывайте в знаменатель заталкивать цену.
 
    В целом, так можно сузить пространство поиска, причем математически обоснованно. Это должно помочь.

    Мурзин Сергей Валентинович, 08 февраля 2019 г., г. Королёв

PS. Прошу извинения, в ЛАДовской линейке есть мотор в 98 л.с. Проглядел. Это гигантский скачок для всего человечества. Про цены: простенькие жестянки стоят полмиллиона, а "спорты" - дороже миллиона! Матерь божья...
20 марта 2019 года