Собаки

Вячеслав Кутейников
Мне часто приходится спорить с людьми, которые недолюбливают собак, а то и откровенно не любят или беспричинно боятся, просто как чуждых зверей. Это натолкнуло меня написать эссе о любимой всей моей семьёй инвалидке дворянской поряды, собачке Белке.
Данное эссе не претендует, на какое либо мало-мальски достойное исследование. Вряд ли вы найдёте здесь, какие нибудь умные мысли, здесь я просто выражу  своё личное отношение к собакам и проблеме собак.

Собаки, братья наши меньшие. Да, братья конечно, и даже иногда дети, и конечно друзья, самые верные друзья и преданные слуги тоже.
А может это они настоящие хозяева, аборигены планеты Земля, а мы более поздние пришельцы из других миров, более комфортных и благоприятных для нас. Судя по приспособленности к жизни на Земле, собаки более приспособлены к земным условиям, чем мы, люди.

Но конечно это не так, скорее всего мы и собаки продукт одной и той, же жизни, когда-то зародившейся на Земле, но на каком-то этапе разошедшимся генетически. Разошедшимся, но две наши ветви всегда шли параллельно. Вот я читал и слышал, когда люди одомашнили корову, когда лошадь, когда курицу, но когда была одомашнена собака, я не слышал. Может, я просто не знаю, по своей безграмотности в этом вопросе, но я не могу сказать в каком веке была одомашнена собака.

Насколько известно мне, две общности, люди и собаки, всегда жили вместе. Даже когда они жили стаями. Люди же тоже животные. Так вот, мне кажется,  существовал некий симбиоз этих двух сообществ.

Особи одной стаи, добывая пропитание, охотились условно на мамонтов, а особи другой, помогали им загонять этих мамонтов в ловушки, и потом лежали у входа в пещеру, ожидая своей законной доли от добычи, одновременно охраняя и вход в пещеру. Как я мыслю своим умом, тогда ещё не было более тесного контакта между особями со стаи людей и особями из стаи собак. Был просто взаимовыгодный симбиоз.

Но время шло, и контакт между людьми и собаки всё более усиливался. Собаки уже становились частью людского племени. Конечно, они не становились на одну ступеньку с высокоразвитыми своими хозяевами, но они уже становились как бы братьями нашими меньшими, как впоследствии их и стали считать. Собаки стали уже дружить с людьми и служить им. При чём дружба их была верна и абсолютно бескорыстна, а служба самопожертвенна, не щадя живота своего.

О верной и абсолютно бескорыстной дружбе собак слагают легенды, а их верная и тяжёлая служба зачастую связанная с самопожертвованием также хорошо известна.  Собаки служат и поводырями у слепых и спасателями в горах и на воде, на таможне для поиска наркотиков, и в полиции, как в розыскной службе, так и в охранной. Собаки работают пастухами, без них этот вид деятельности, наверное, невозможен и охотниками, и в армии, и даже на войне, и просто сторожами. А сколько собак бескорыстно отдали свои жизни, хотя их об этом конечно никто и не спрашивал, на алтарь науки, где их разрезали и сшивали и опять разрезали, во благо науки, во благо нас, старших их братьев, во благо человечества.

Мои дочки как-то плача принесли домой маленького рыжего щенка, раздавленного машиной, который умирал на обочине, а безжалостные балбесы, пацанва, состязались в меткости стрельбе  по нему из пневматики.
Когда дочки принесли этого щенка, он был совершенно безучастен ко всему происходящему, даже не скулил.
Оказалась это собачка девочка, у неё явно были переломаны две передние лапы, а что там ещё неизвестно. Мы сразу повезли её в хорошую, по нашему мнению, ветеринарную клинику, где ей  сделали две операции, упаковали в бинты и мы её забрали обратно домой, для дальнейшего выхаживания.

Из-за её рыжей, красивой шерсти, дочка захотела её назвать Белкой. Белка и всё. Ну ладно, Белка, так Белка. А Белка только  грустно и печально смотрела на нас  своими выразительными глазами и молчала.
Спустя какое-то время она поползла, двигая задними лапами и скользя мордочкой по полу к дверям. “Наверное, ей в туалет надо ”- предположила дочь и взяв её на руки вынесла во двор, положив на газон, где она и справила свою нужду.

Потом ещё пару раз отвозили мы нашу Белку в больницу, где она с молчаливой обречённостью тихо переносила все манипуляции над ней. Но время шло, мы её любили как члена семьи, как ребёнка и она быстро шла на поправку. Взгляд её стал веселее и в нём светился ум. Вскорости она встала на три лапы, а одна, правая передняя так и не поправилась и висела плетью. Белка почти совсем оклемалась, и мы перестали выносить ей на руках на улицу с пятого этажа, а научили её саму спускаться и подниматься по лестнице, и хотя она сильно уставала. Иногда она не могла подняться за один раз, и просилась на руки, но мы это не поощряли, приучая  к самостоятельности, тем самым тренируя её.  Белка поражала нас своей сообразительностью, она ни разу не справила свою нужду в квартире, а всегда просилась на улицу, а придя назад, садилась у порога, и не двигалась, пока ей не вытирали лапы.

Часто приходилось слышать от тех кто не любит собак, что собаки просто не очень умные и злые звери. И мне приходилось доказывать простые истины, что собаки как и люди, тоже имеют свой характер, есть добрые, есть злые, есть хитрые, есть нервные, есть флегматичные. Собаки как и люди могут страдать психическими расстройствами и их поведение так же зависит от того какое воспитание они получили. В каких условиях жили, как к ним относились. Ведь и человек тоже, если его с рождения посадить на цепь и натаскивать на злобу и агрессивность, то и человек будет волком.
У меня на протяжении моей жизни всегда были собаки. Я никогда не дрессировал своего пса на выполнение кодовых команд. Я всегда разговаривал с ним на русском языке и клянусь, он всегда, ну или всегда понимал меня.
Так же и Белка наконец достигла своего предельного размера соответствующего её породе, это оказалась хотя и дворянка, но очень красивая, с красивой рыжей, слегка волнистой шерстью, средних по собачим меркам размером и удивительно умной мордашкой, наверно благодаря её глазам, которые просто светились умом.

Как я уже говорил, я общался ней на нормальном человеческом языке и поражался, как ей удавалось понимать меня. Не простые команды, а целые предложения, довольно сложной конструкции.  Как ни странно я тоже её понимал, хотя уже без слов. Мне даже казалось, что это на телепатичесом уровне, причём с её стороны.  Она понимала или различала, не знаю как правильно человеческие эмоции, улыбку, печаль, недовольство, хотя это наверное обычное дело для всех собак. Но она и сама зачастую демонстрировала свои эмоции. Так, например, обидевшись, она демонстративно отворачивалась и не шла на контакт. Так как она была женского рода, то многие женские черты были свойственны и ей. Она, например, очень любила ходить в гости, а когда мы поднимались на свой этаж с прогулки, и она замечала  приоткрытую дверь кого-нибудь из соседей, то обязательно останавливалась, подходила к проёму двери и с любопытством заглядывала внутрь, изучая соседскую квартиру. Было видно, как ей интересно было увидеть, то же там у соседей. Ещё меня поражало, что она понимала назначение телефона. Она конечно не может сама звонить и разговаривать по телефону, но абсолютно понимает, что это  за штука, и что я с ней делаю. Когда я ей говорил, что сейчас позвоню Юле, узнаю, когда она придёт, она подбегала, заглядывала в глаза и ждала ответ. И если переговорив с дочкой Юлей, я  говорил, что Юля сегодня не придёт, она скучнела, опускала голову и отходила в сторону.  И наоборот, когда звонил телефон, она подбегала, и если я говорил, что Юля сейчас приедет, естественно она выражала радость и нетерпение. Она явно понимала, что эту информацию я получил с этой маленькой штучки. Вот вам и животные, которые живут только благодаря инстинктам, как утверждал наш знаменитый лжеакадемик Павлов, который перерезал столько собак, наверное, за то, что его в детстве укусила какая-то собачка. Не верю я этому, якобы учёному.
И ещё я знаю точно, не бывает злых собак. Собака отражение своего хозяина, у злого человек и собака злобная, а у доброго соответствующая.
Конечно не нужно забывать, что собаки как люди имеют свой характер, а кроме того могут как и люди быть и психопатами, но это не система.
Про свою инвалидку и про собак вообще, я могу рассказывать ещё долго и много, но не буду злоупотреблять вашим вниманием, закончу простым призывам : “Люди, будьте человеками, любите братьев наших меньших, как они любят вас !”

ПОСЛЕСЛОВИЕ:

В сущности, у собак определенно есть то, что мы называем душой. (Руаль Амундсен)

Собака так преданна, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви. (Илья Ильф)

Если бы только люди могли любить как собаки, мир стал бы раем. (Джон Дуглас)

Собака есть единственное животное, верность которого непоколебима. (Ж. Бюффон)

Собака — единственное существо, воочию видевшее своего Бога. (У.П.Лэмптон)

У нас еще нет слова, которое могло бы выразить одновременно самоотверженность, смелость и ум – все те великолепные качества, которыми обладает собака. (К. Г. Паустовский)

Боже, помоги мне быть таким человеком, каким считает меня моя собака. (Януш Леон Вишневский)