Февральские притчи

Дробот Андрей
О пессимизме сытости и оптимизме голода
     Как-то Сытость и Голод подошли к тому рубежу собственной жизни, за которым уже можно было разглядеть вход в Царствие небесное. Но вот что интересно! Сытость с ностальгией оглядывалась назад, в прошлое, и со страхом, пессимизмом и печалью смотрела в будущее. Голод же, наоборот, в прошлое мало заглядывал, но с оптимизмом смотрел в будущее. Так как они шли рядом, то каждого из них заинтересовали противоположные эмоции друг друга.
     - Почему ты не любишь свое прошлое, но с хорошим настроением смотришь в будущее, где мы становимся все старее? - спросила Сытость.
     - В моем прошлом ничего особенного не было, до сытости не ел, зарабатывал тяжелым трудом. В прошлом - невзгоды. Надеюсь, в будущем будет легче, а уж в Царствии небесном наемся и отдохну так, как многим и не снилось. А ты-то со своей сытостью, что печально смотришь в будущее? У тебя-то было столько хорошего!
     - В том-то и дело, что было. Мое прошлое было настолько хорошим, что будущее вряд ли таким будет. Деньги мне доставались легко, я побывала во многих странах. Ела такие блюда и пила такие вина, какие сегодня здоровье и доходы не позволяют. Будущее меня лишило многого, а дальше будет хуже, а Царствие небесное есть или нет - это еще вопрос.
     Мораль состоит в том, что когда жизнь меняется от плохого к лучшему, то и взгляд в будущее более оптимистичный, нежели в обратном случае.

О безропотной востребованности
     Жила-была самая обычная бумага, которая, как водится, все терпела. На ней писали разные тексты: как честные, так и бесчестные, как истинные, так и лживые, как приятные, так и огорчительные, как доносы, так и признания в любви...  И вот за это качество безропотности и, так сказать, всеядности в бумагу вкладывались деньги, она массово производилась и довольно хорошо жила на разных должностях, не считая, конечно, туалетной. Хотя в каждой профессии есть свои минусы.
     Встречалась и другая, необычная, бумага, которая вечно сопротивлялась, если на ней писалось что-то бесчестное, лживое, огорчительное, а тем более доносы. Она отказывалась оставлять на себе чернила, рвалась, и более того: она по своей воле бесчестное превращала в честное, лживое - в истинное... Эту бумагу перестали производить. Она изредка появлялась то там, то здесь, но уже как случайность, как сбой в массовом производстве.
     Притча эта задумывалась как притча о востребованной властью журналистике, а получилась притча о востребованности вообще.
     Мораль состоит в том, что каждый человек, являясь в начальный момент, как говорится, чистым листом бумаги, ценен своим начальством в первую очередь за свою исполнительность, безропотность, отсутствие ненужной самодеятельности и терпение, на какой бы должности он ни работал и какую бы деятельность не исполнял, хоть даже и палача.

Об ошибочной аналогии
     На берегу реки лежал крокодил, широко открыв пасть, как это иногда с крокодилами случается. То ли воздуха ему не хватало, то ли ждал, не забежит ли что съестное, - это неизвестно. Известно одно: пасть была широко раскрыта долгое время и совершенно неподвижна.
     Мимо крокодила проходил медведь, искавший место, где справить большую нужду. Обычно он это делал в кустах где придется, а тут, проходя мимо крокодила, что, честно говоря, потрясающая случайность, поскольку медведи обычно не живут рядом с крокодилами, он увидел открытую крокодилью пасть.
     Крокодилов медведь никогда не видел и ничего о них не знал, поскольку книги он не читал, однако в людские жилища заглядывал... Увидев пасть крокодила, медведь воспринял ее унитазом, он видел, как люди на нем сидят, перед тем как захлопнуть дверь перед его носом.
     Медведь, недолго думая, решил справить большую нужду, как человек, и присел на воображаемый унитаз. В этот момент крокодил почувствовал, что пора обедать. Он с присущей ему молниеносной реакцией захлопнул челюсти и откусил медведю мягкое место настолько, что медведь на всю оставшуюся жизнь зарекся поступать так, как поступают люди.
     - А как поступают люди? - спросит читатель.
     Они порой по одному-единственному признаку, часто несущественному, или по нескольким несущественным признакам судят в целом о предмете, о явлении, о человеке, о стране, что является в корне ошибочным и приводит к тому, что можно лишиться чего-то существенного для себя, как тот медведь.
     Мораль притчи содержится в последнем абзаце, и дополнительно можно пожелать: изучайте предметы, явления, человека, страны глубже, находите их главную суть и не судите поспешно.

О миражах прошлой красоты
     Жила-была дюймовочка, только она ела много и неумеренно, мало двигалась, поэтому через короткое время располнела и превратилась в жирного крота. Однако мнение о себе, как о хрупкой, сексуальной и привлекательной у нее осталось.
     Располневшая дюймовочка по-прежнему рядилась в обтягивающие одежды и кокетничала с эльфами, надеясь вызвать в них ответное чувство, но получала, в отличие от сказочного финала, отказы... В итоге пришлось ей искать партнера среди тех самых кротов, одному из которых она когда-то отказала во взаимности.
     Мораль состоит в том, что надо критически и умно относиться к себе, чтобы не ухудшать свое положение и перспективы и не попадать в смешные ситуации.

О прозревшем слепом
     Как-то один слепой собрал вокруг себя неплохую компанию и пошел с нею, как говорится, куда глаза глядят, но поскольку слепой был все-таки слеп, то пошел он вслед за поводырем. Путь был интересный и занимательный. Наш слепой не скучал, но время шло, слепой вначале повзрослел, потом стал еще старше. Однако, как каждый человек, слепой не был забыт Богом, и как-то произошло чудо: слепой прозрел.
     Бывший слепой осмотрелся. Компания, которая ему сослепу казалась неплохой, оказалась со значительными изъянами, местность, куда зашел слепой, оказалась крайне неприятной, а положение дел у бывшего теперь слепого, выглядевшее до прозрения вполне блестящим, оказалось невзрачным.
     Сильно расстроился этим обстоятельствам бывший слепой и захотел расстаться с изъянной компанией, покинуть неприятную местность и все силы употребить на то, чтобы выправить дела свои. Но, поразмыслив, бывший слепой понял, что ему предстоит остаться в одиночестве, возможно на время, а возможно навсегда, подсчитал, во что ему обойдется путешествие из неприятных мест в приятные, оценил другие свои возможности...
     Обобщив свои размышления, бывший слепой решил, что лучше продолжать изображать слепого, чтобы компания его не бросила, поскольку изменить свою жизнь к лучшему он вряд ли сможет.
     Мораль содержится в пожелании, чтобы Господь Бог, если мы в какой-то момент жизни являемся слепыми, давал прозрение как можно раньше, чтобы можно было успеть изменить жизнь.

Об отделяющем беспокойстве
     По полям гуляло разношерстное стадо, которое охранял и перегонял с места на место пастух. Действовал он не из слепой любви к стаду, а из соображений собственной выгоды. В его задачи входило вырастить каждую шкуру до нужного возраста, чтобы… тут мы ставим многоточие, потому что использование членов стада часто и для них самих тайна, как говорится, за семью печатями.
     Но завелась в этом стаде строптивая овца, которая принялась кусать и лягать соседних, более жирных овец, да так, что у тех портилось настроение, накатывала серым комом печаль и кое-где облазила шерсть, то есть портилась шкура, которая для пастуха имела значение.
     Пастух некоторое время наблюдал за строптивой овцой, думая, что та скоро успокоится и стадо в том месте, где овца вела угнетающую деятельность, умиротворится - и все пойдет, как раньше. Но нет. Строптивая овца не успокаивалась. Тогда пастух отделил строптивую овцу от стада и до срока направил на использование, о котором мы опять умолчим, потому что шашлык из строптивой овцы получился на славу и пастух просил не привлекать к нему внимания...
     Мораль состоит в том, что если сильно беспокоить общество, то вас могут отделить от него надолго.

О реальности и приукрашивании
     Жили-были реальность и искусство, были они в больших друзьях, но вечно при встречах спорили, и все на одну и ту же тему: о склонности искусства так расписывать реальность, что реальность сама себя не узнавала. Прихорашивающимся женщинам такая ситуация особенно знакома.
     - Зачем ты искажаешь меня, зачем ты приукрашиваешь, кроишь меня по своему разумению? - сердито спрашивала реальность у искусства.
     - Что же мне делать, реальность? В тебе есть такие стороны, которые никто знать не хочет. Всем нужна красота, надежда, интрига… и высокие суждения. Вот я и подстраиваюсь. Иначе кому я буду нужна? Кто ко мне потянется? - раскрыло карты искусство.
     - Но в твоих произведениях, искусство, кроме приукрашивания, есть много прямого обмана, а еще ты слишком часто передергиваешь: выпячиваешь, преувеличиваешь одни мои стороны, но совершенно игнорируешь другие, - продолжило обвинения реальность.
     - Вся жизнь - обман, и он иногда лучше, чем твоя правда. Если показывать честно все твои стороны, многие и жить-то не захотят, а со мною они на что-то надеются, радуются, влюбляются, рожают детей, создают новое, - ответило искусство. -  Представь, что будет, если детям с рождения внушать, что любое их дело и занятие, как и они сами, - все обратится в тлен, пыль, грязь. Думаю, мало кто пошел бы с оптимизмом по жизни, а это как раз и надо, чтобы жить, а не превращать жизнь с самого детства в похоронную процессию, чем, правда, она на самом деле и является.
     - Ты же соглашаешься со мной, искусство, но все равно врешь! - вспыхнула реальность.
     - Да обманываю, но во спасение человечества и из благих побуждений, - согласилось искусство.
     - Но ты хоть тут не обманывай, - попросила реальность. - Ты очень даже искусно лжешь для спасения и обогащения личного… 
     Спор между искусством и реальностью мог бы продолжаться бесконечно, но для вывода морали остальное не важно.
     Мораль состоит в том, что искусство настолько заполонило жизнь человеческую, преобразовавшись и в искусство обмана, и в искусство спора, и в прочие виды искусств общения, что реальность и разглядеть-то невозможно.

О привычке
     Жил-был производственный пресс. Он давил, выдавливал, штамповал - выполнял тяжелую силовую работу по обработке деталей давлением. Мог из простого металлического листа сделать тазик, мог выдавить узоры и пробить отверстия. Он  настолько свыкся с этой своей ипостасью, что по-другому и не умел подходить к предметам и ситуациям. Давить при общении стало его кредо. Поэтому, когда под него подложили упаковку куриных яиц, пресс раздавил их… и за это нельзя его осуждать. Так он устроен.
     Мораль  состоит в том, что от человека, привыкшего к жестким действиям, сложно ожидать нежности и корректности, даже в ситуациях, этого требующих.

Об умной глупости
     Как-то одна откровенная глупость подошла к высокому уму и сказала:
     - Здравствуй, брат!
     - Здравствуй, - вежливо ответил высокий ум. - Но какой я тебе брат? Между нами мало общего.
     - Конечно, ты привык умничать, - согласилась глупость. - Заносишься. Зря ты так ко мне. Мы с тобой в одной лодке.
     - В какой же? - усмехнулся высокий ум.
     - Ты получаешь от общества такое же отторжение, как и я, - ответила глупость.
     - Так, дорогая, ты получаешь свои оплеухи за свою глупость, - ответил высокий ум, - а я за то, что открываю умное и великое, что, правда, этому обществу либо непонятно, либо неприятно.
     - Какая разница, чем провоцируется общество: глупостью или умом, - если результат один и тот же? - совсем не по-глупому изумилась глупость.
     - Разница в том, что будущее все покажет, - ответил высокий ум. - Потомки оценят, и я займу свое достойное место...
     - Место в будущем, дорогой ум, у нас одно и то же. И ты знаешь какое, - опять не по-глупому ответила глупость. - На кладбище. А оценят тебя или не оценят - это, как говорится, бабушка надвое сказала. Да, собственно, какая тебе разница будет, лежа на кладбище, как тебя оценят потомки?
     - Как какая разница? - рассердился высокий ум. - Я тружусь ради высокого, в моей жизни есть цель...
     - Ты со своей целью в большей дыре, чем я, - прервала высокий ум глупость. - Ты лучше бы использовал свой ум в деле, которое сделало бы тебя счастливым при жизни. Это куда лучше любой светлой памяти. Вот меня берут на работу туда, откуда тебя увольняют, потому что я со своей глупостью понимаю, что чем больше я на стороне начальства, которому ты не нравишься, тем более я в фаворе, тем больше шансов у меня продвинуться по службе, правда, пока я крепко не ошибусь по своей глупости.
     - Но ведь это же подло, - ответил высокий ум.
     - А я в церковь схожу, Бог простит, а смерть спишет, - ответила глупость, - поэтому присоединяйся, у ума без хитрости и глупости нет перспектив. Неужели ты - такой умный - не можешь поглупеть, чтобы не видеть то, что не положено, и не видеть то, что народ не понимает, или хотя бы промолчать?
     - Я не могу сдержаться и должен обязательно с кем-то поделиться тем, что узнал, рассказать, иначе и жизнь не в радость.
     - Но ты уже не раз почувствовал, что твоя умственная радость оборачивается такими жизненными неприятностями, что лучше было бы промолчать, - напомнила глупость.
     - Ты права, глупость, ты совсем не такая глупая, как кажешься, - согласился высокий ум. - Вся беда в том, что я ничего не могу с собой поделать. Я такой, какой есть, и ценю себя именно таким. Без того, что ты называешь умничать, мне жизнь не мила. В этом смысле - это я глуп, а не ты.
     - И мне жизнь не мила без того, что ты называешь глупостью, потому что я считаю благотворящую глупость высшим проявлением ума, - ответила глупость.
     - Тогда ты мне действительно брат, - согласился высокий ум. – Хотя, скорее всего, - подруга. Давай всегда будем вместе.
     - Давай, - согласилась глупость.
     Так они и пошли вместе по жизни, где от великого до смешного даже не один шаг, а вовсе его нет, поскольку пошли глупость и высокий ум в обнимку, и до того крепко обнялись, что стали одним целым.
     Мораль состоит в том, что любой умный в чем-то глуп, а любой глупый в чем-то умен, поэтому не зазнавайтесь и не огорчайтесь по поводу своих умственных качеств.

О мудреце и осле
     В одной стране, точнее - в деревне, а может, в стране-деревне, жил один мудрец. Точностью и привлекательностью своей мысли он покорил многих в этой стране-деревне, его любили деревенские жители, они слушали его и цитировали и вечно были на его стороне. Но как-то средь всей этой любящей мудреца публики к мудрецу подошел осел, принадлежавший какому-то сельскому богатею, и ни с того ни с сего лягнул мудреца, да так, что тот свалился в грязь.
     Происшествие вызвало средь большей части публики огорченное удивление, что такого умного человека, который так крепко стоял на ногах, смог уронить в грязь простой осел. А тут набежали и другие ослы, завидев потеху, они принялись лягать лежащего мудреца и смешивать его с грязью...
     Конечно, умный человек не может жить без завистников и врагов. Увидев падшего мудреца, враги оживились, принялись публично оплевывать его и кричать:
     - Да какой же это мудрец, если простой осел оказался сильнее?!
     - Если он такой умный, то почему же он ниже осла?!
     - Весь его ум грязный, а осел как был чист, так и остался!..
     С этого момента вся страна-деревня принялась поклоняться ослу...
     Мораль: где подчиняются не разуму, а силе и страху, там могут подчиняться и ослу в образе человеческом.

О желании лучшего
     Жила-была голая земля и человек, гулявший по ней, смотревший на землю и не видевший на ней ничего красивого. Но пришла весна, а за ней лето, на земле зацвели трава и цветы, человек оказался трудолюбив и сам насадил деревьев, кустарников и цветов. Когда все выросло, человек, которого мы назовем эстетом, сказал:
     - Какая красота!
     А если и не сказал, то почувствовал сердцем.
     Но пришел другой человек, которого мы назовем вандал: давай рвать цветы, ломать кустарники, пилить деревья, и все лишь ради того, чтобы доказать человеку, полюбившему красоту, что его красота растет на грязи, пыли и неприглядных моментах… Он назвал свои действия:
     - Открыть глаза на правду!
     - Зачем мне нужна эта правда жизни, если она так печальна и некрасива? – спросил эстет.
     - Потому что грешно нюхать розы, когда они лишь скрывают основу жизни, которая властвует над всем, - ответил вандал.
     - Но что ты предлагаешь делать? Неужели опять жить на голой земле? – спросил эстет.
     - Нет, мы сейчас вырвем все, что еще цветет и растет, потом сделаем землю лучше и вновь посадим новые цветы, кустарники и деревья, - ответил вандал, который, как вы уже понимаете, тоже был эстет, но в перспективе.
     - Но мы и так это имеем, а можем сделать еще лучше, - напомнил эстет.
     - Лучшего на этой земле ничего не вырастет, ее надо удобрять, - сказал со знанием дела вандал, - а я хочу жить здесь, как живут там…
     Вандал махнул рукой куда-то вдаль.
     - Давай будем эту землю понемногу удобрять, чтобы не портить растительность, - предложил эстет.
     - Это слишком долгий путь, - ответил вандал. - Тут нужны коренные преобразования.
     - Но я не хочу даже временно жить на голой земле,  -  заявил эстет…
     Дело окончилось большой дракой…
     Мораль состоит в том, что на любой земле, в любом общественном строе есть своя красота, и есть ее противники, но лучше не доводить дело до революций, после которых на долгое время остается пустыня.

О везении, неподвластном разуму
     Жили-были два человека. Один настойчиво искал счастья: свой счастливый лотерейный билет. Он регулярно и помногу их покупал, повышая вероятность выигрыша, но за всю жизнь терпеливого и смиренного труда по покупке лотерейных билетов ни разу не выиграл чего-либо существенного. Другой человек не искал счастья расчетливо, но как-то купил единственный лотерейный билет - и выиграл крупную сумму денег. Встретились они и разговорились.
     - Это же несправедливо, что выиграл ты, а не я! - возмущался терпеливый, но невезучий. - Я регулярно участвовал в лотерейных розыгрышах, а выиграл ты, который, можно сказать, пальцем о палец не стукнул.
     - Но я же не мухлевал, был с тобой в равных условиях, просто так получилось, что я вытянул выигрышный билет, что же ты на меня сердишься? - спросил везучий.
     - Так как не сердиться? Ведь есть же поговорка: без труда не выловишь и рыбку из пруда! Вот я, следуя этой поговорке, которой верил, трудился всю жизнь в поисках счастливого лотерейного билета, но безрезультатно. А ты, который ничего не делал, который случайно купил билет, взял да выиграл! Вот я и спрашиваю: где справедливость? - ответил невезучий.
     - Вдумайся в то, что ты говоришь! О какой справедливости может идти речь в случайных выигрышах и азартных играх? - ответил вопросом на вопрос везучий. - Так уж устроен мир. Самолеты падают, и ни один пассажир, как бы ни трудился, не застрахован от этой случайности. Есть множество болезней, но ни один человек, как бы он ни предохранялся, не застрахован от заболевания. Есть множество творческих, талантливых людей, но ни один, как бы ни трудился, не сможет гарантированно обеспечить себе место в элите... Случайности не подвластны труду.
     - И все-таки это несправедливо, - ответил невезучий.
     - Иди, расскажи это колосу, оставшемуся без дождя, или попавшему в капкан зверю... Они с тобою согласятся, - ответил везучий. - Но по мне, это хорошо, что везение не зависит от труда. В этом и суть жизни. Кто-то следит за здоровьем настойчиво и внимательно, ограждая себя от нездоровых радостей жизни, и на потеху всем помирает. Не надо беспокоиться о неподвластном. Даже в главной молитве христианства при обращении к Богу говорится: «Да будет воля твоя...» - не воля человека, а Бога!
     - Но ведь хочется выиграть, - не унимался невезучий.
     - Если ты должен выиграть, то выиграешь непременно, но это не тебе решать, твоя задача лишь иногда, изредка, показываться у лотерейного киоска, чтобы дать Богу возможность изъявить свою волю, если таковая у него имеется в твоем отношении, а ты торчишь возле лотерейного киоска, - ответил везучий. - Ты слишком любишь удачу, а она, как женщина, перестает на тебя обращать внимание, пренебрегает тобою. Забудь о выигрышах и надеждах на них, просто живи так, как тебе нравится, и тогда, если ты и не выиграешь ничего, тебе не в чем себя будет упрекнуть, и не придется завидовать тем, кто выиграл, потому что тебе и без выигрыша будет хорошо.
     Мораль притчи состоит в ответах везучего человека.

О вреде молчания при поиске неизвестного
     Как-то один цыпленок вышел в первый раз во взрослое куриное царство, чтобы поклевать твердого зерна, которого он до этого никогда не видел, и со свойственной всем курам молчаливостью, суетливостью и самомнением устремился на поиски еды, которую он привык не искать, а получать, поскольку его, как малыша, обычно кормили...
     Взрослые куры давно уже клевали и насыщались, а наш цыпленок ходил возле них бестолково. Он бы так и ушел от кормушки, как говорится не солоно хлебавши, если бы одна пожилая мудрая курица не осерчала от его цыпленочьей несообразительности и сердито не произнесла:
     - Молодой человек, что вы все не там ищете?! Вот ваши зерна! Знайте на будущее: лучше, задав вопрос, пять минут побыть глупцом, чем быть им всю оставшуюся жизнь.
     При этом курица указала когтистой лапой на зерно и подтолкнула одно цыпленку. Цыпленок быстро усвоил урок и занялся едой...
     Мораль состоит в следующем, если вы чего-то не знаете, то не будьте бессловесной курицей, не бойтесь спросить, чем показывать мало того, что свою неграмотность, но еще и нелюдимость.

О детях-переростках и горе-родителях
     В одном благоустроенном гнезде, на одном из этажей многоэтажного дерева жила бойкая птичья семья. Жили они, как обычно живут все птицы: муж и жена улетали с утра на работу, потому что дома их ждали, широко открыв клювы, два горластых птенца.
     Родители летали по полям и лесам, неустанно махали крыльями, думая, как бы прокормиться и прокормить, ожидая совершеннолетия птенцов, которые в это время обычно начинали летать и самостоятельно искать корм. Тогда, надеялись родители: отдохнем.
     Время шло, минуло совершеннолетие птенцов, но для родителей ничего не изменилось. Птенцы вошли в роль вечных птенцов, а у родителей клюв не поднимался выбросить их из гнезда в свободный полет, как это обычно и происходит в типично птичьих семьях.
     Вот так и продолжила жить эта семья. Птенцы по-прежнему широко открывали клюв, похожий уже не на маленькую чашку, а на огромный тазик, а родители по-прежнему летали по полям и лесам в поисках прокорма, пока в один не очень прекрасный момент птенцы их не проглотили вместе с кормом, даже не заметив.
     Мораль состоит в том, что ребенка надо приучать к труду с того момента, как он становится способен, иначе может так случиться, что впоследствии он так и будет сидеть на месте вместе со своими растущими аппетитами, в ожидании того, что принесут родители.

О мертвой энциклопедичности и живой глупости
     Жила-была библиотека, в которой каких книг только не было. Знания, собранные в библиотеке впечатляли и потрясали. Именно это свое качество библиотека ценила превыше всего и глумилась над окружающими ее людьми, которые выглядели куда невежественнее ее.
     - Вы же недоучки, что вы можете…?! - потешалась библиотека. - Я могу процитировать что угодно и кого угодно, а вы, не имея такого, как у меня, энциклопедического ума, мните о себе….
     Один человек расслышал высказывание библиотеки и спросил ее:
     - О богатстве знаний, собранных в тебе, никто не спорит, но что ты можешь сделать на их основе?
     - Я могу их дать, - ответила библиотека.
     - Спасибо, - ответил человек. - А я могу строить этот мир, изменять его, а я могу дать новые знания, которые попадут в тебя. Ты хоть что-то из этого можешь? Можешь ли ты хоть слово сама написать?
     - Я этого не могу, но мне это и не нужно, главное - я умнее и мудрее, - надменно ответила библиотека.
     - Любой ум без умения предпринимать и действовать - ничто. В этом смысле ты хуже ребенка. Не будь человека, ценящего тебя, ты походила бы на пустотелую каменную глыбу, наполненную бумагой, - ответил человек.
     Библиотека в ответ обиженно прогремела закрывшимися дверями, на том диалог прекратился.
     Мораль состоит в том, что энциклопедичность человеческая на самом деле не настолько определяет живой ум, как умение наилучшим образом анализировать факты, полезно действовать на основе имеющихся знаний и возможностей, и открывать новое.

О том, что приученный брать вряд ли сумеет научиться отдавать
     Бычок попал в руки доброму хозяину, который вместо того, чтобы использовать этого бычка в крестьянских трудах, принялся холить его, откармливать, убирать из-под него навоз и оберегать от невзгод. Вырос бычок в полноценного быка, а хозяин продолжал его обхаживать. Однако время шло, хозяин стал слабее, здоровье стало пошаливать. Те дела, с которыми он легко справлялся, стали его утомлять, поэтому и бычку он вынужденно уделял меньше внимания.
     Бычок хмуро смотрел на ущемления в привычных правах и надеждах, и с каждым днем становился мрачнее. А как-то хозяин подошел к бычку и попросил  помощи… затем еще попросил и еще… Не дождавшись, он высказал бычку все, что о нем думает. Думаете, бычок устыдился и побежал помогать? Нет. Он разозлился до такой степени, что поднял хозяина на рога, потому что не привык к такому отношению, которое, вообще говоря, должно быть обычным для всех бычков.
     Читатель скажет: бычки - они такие… Но, видимо, не в породе дело. Хозяин бычка очутился в больничной палате, там он принялся рассказывать свою горестную историю, но был прерван соседом. Оказалось, сосед - хозяин самой обычной боязливой курицы, которую тоже баловал. Курица выросла, и хозяин попросил ее высидеть ее же собственные яйца. Но смирная курица, которую сложно заподозрить в агрессии, когтями разодрала хозяину лицо … 
     Мораль состоит в том, что при подобном воспитании, антипатию и агрессию ребенка может вызвать не только обращение за помощью, но и указание на то, что человек обязан исполнять.

О привычном негативе
     Жил-был голубь. Он почти ничем не отличался от других, также летал, также клевал все съестное, что попадалось на пути, также вынужденно сбивался в стаи. Отличало этого голубя то, что любил он бросить помет на человека, а еще лучше - на его голову.
     Голуби иногда сеют помет на людей, но многие делают это случайно, а наш герой действовал намеренно и целеустремленно, прилагая все умения, дарованные от рождения и воспитанные жизненным опытом, чтобы испортить кому-либо шевелюру или одежду. Если день проходил без точного и безнаказанного пометометания, то голубь этот плохо спал и страдал от невысказанных чувств, зря прожитого дня. И все потому, что голубь считал себя не просто птицей, а птицей высокого полета, которая обязана учить всех окружающих уму-разуму, разрушать их самоуверенность, гасить гордыню...
     Критический порыв голубя был бы неплох, но сам голубь по уровню развития был ниже многих из тех голов, на которые он удачно бросал помет. Более того, голубь не стремился уравняться в познаниях с теми головами, над которыми пролетал, он просто пользовался своим положением, находил наиболее удобную и подставившуюся голову, делал свое дело, и гордо с осознанием выполненного долга летел дальше. Вот так он и жил, и если кто-то думает, что голубь пострадал за свои безобразия, то он ошибается, поскольку голубя этого сложно было поймать, поскольку от других он почти не отличался, и в целом - никому не был нужен.
     Мораль состоит в том, что человек часто выказывает отношение к существующему и происходящему, как голубь из притчи, не потому что разбирается в предмете, а потому что просто справляет нужду...

Об убивающем автоматизме
     Одна белка за много лет привыкла ходить на летнюю работу на грибную поляну по одному и тому же маршруту так, что даже не задумывалась. Путь ее был до того ею изучен и вошел в такую устоявшуюся привычку, что белка по пути, чтобы интересно провести время смотрела какой-то кинофильм по смартфону, не отвлекаясь на разглядывание окрестностей.
     Но однажды произошло событие, изменившее жизнь белки навсегда. Когда она прыгала на работу, то оказалось, что исчезло дерево, на которое она привычно запрыгивала, чтобы следом прыгнуть на другое. Оно оказалось свалено ураганом, или спилено. Белка вынужденно спустилась на землю, принялась искать путь к грибной поляне, но не нашла, потому что путь помнили ее лапки, а не голова.
     Мораль состоит в том, что автоматизм хорош в любом мастерстве, но чтобы не попасть в положение заблудившейся белки, знайте о своем деле и пути как можно больше и не забывайте первоначальных сведений.

О непреднамеренном обучении характеру
     Однажды серое унылое платье было так хорошо отреставрировано, так хорошо перекроено и перешито, что попало в салон высокой моды, и стало кем-то сродни уважаемому преподавателю университета. К нему приходили разные ученики: веселые, озорные, ироничные и шустрые…, а обучение длилось не один день. И на каждом занятии и уроке, на каждом экзамене ученики, какими бы они ни были, примеривали это отличное платье серой печали, потому что иначе они потеряли бы доброе расположение преподавателя. Регулярные занятия принесли неутешительные итоги. На выпускном испытании, какими бы характерами ученики не обладали, они все сшили на себя и одели серые унылые платья, а вскоре и сами превратились в эти серые унылые платья.
     Мораль состоит в известной народной мудрости, что с кем поведешься или где поведешься от того и наберешься, но с небольшим отличием, касающимся учителей в широком смысле этого слова: учитель всегда сеет в учениках не только знания, но и свой характер, поэтому беря знания со всем остальным надо быть осторожнее.