Душа Варанаси

Мирабель47
В первой части повествования о Варанаси - «Проповедь Будды» - я рассказывала о встрече с гидом Говиндом и поездке в соседний Сарнатх — место первой проповеди Будды.
 Эта поездка в Сарнатх была сразу по пути с аэропорта. После Сарнатха, мы вернулись в Варанаси и заселились в отель. Недолго отдохнув, мы снова понеслись в неизвестность: Говинд сказал, что нам нужно успеть на вечернюю службу, которую проводят брамины — индийские священники — на гхатах (каменных ступенях) на набережной Ганги. По пути к берегу, идя гуськом по шумным и суетным улочкам Варанаси рядом с неспешно качающими бедрами коровами, мы завернули в узкий переулок к дому астролога (я изучаю индийскую астрологию, и мне очень хотелось своими глазами поглядеть на живого практикующего астролога).
 На стук в массивную деревянную дверь нам открыла девочка, его дочь, и провела нас в его кабинет. Сам астролог был на верхних этажах дома и спустился к нам позже. Комната для клиентов была больше похожа на медицинский кабинет: в шкафу шириной во всю стену лежали карточки клиентов (наш астролог был потомственный, его отец и дед занимались астрологией) — клиенты тоже были потомственные, начиная с дедушек/бабушек и заканчивая внуками. На стене висели портреты предков-астрологов, на длинном столе из цельного дуба лежали большие свитки и папирусы из желтоватой плотной бумаги. Конечно же, мы не получили консультацию астролога, да и не рассчитывали на это — ведь необходима предварительная запись, нужно заранее сообщить дату, время и место рождения, чтобы астролог рассчитал карту и составил её описание. Меня интересовал вопрос, и я задала его астрологу: как раньше, в древности, люди знали расположение планет в небе за 20-30-50 лет до момента консультации, когда рассчитывали момент рождения клиента? Астролог ответил, а Говинд помог перевести: всегда известно положение планет на сегодняшний день, известны скорости обращения их вокруг Солнца. С учетом сведений о високосных годах, когда количество дней в году увеличивается, делались обратные расчеты. И всё равно, для меня это полная загадка: как, не имея автоматизированного алгоритма, на бумаге отсчитывать положения Звезд и планет в течение одного года, предшествующего года и так далее. Титанический труд...
 Но нам пора было идти, чтобы успеть на службу — мы распрощались с астрологом и пошли вниз по главной улице, ведущей к набережной.
 Вообще, священный город Индии - Варанаси  - вызывает неоднородные чувства. Пригороды состоят в основном из лачуг, порой без крыши, с кучами мусора перед ними, вдоль дороги. По этому мусору ходят и едят его тощие коровы, свинки и собаки. В самом Варанаси тоже толпы нищих, калек, ползающих без ног по земле; коровы, шагающие вдоль проезжей части; мотоциклы и тук-туки (специфический вид транспорта в Индии и Азии, мотороллер с крытым сиденьем на 2-4 человека сзади). Шум, гам, гудки этих тук-туков и машин, запахи жарящейся на улице еды, специй и индийских благовоний. Безумный коктейль красок, вкусов, запахов и звуков. Говинд сказал, что такого города, как Варанаси, в Индии больше нет. Позже, объехав пол-Индии, мы поняли, что он был прав — уже ничто так сильно не потрясало нас после Варанаси.
 Пробираясь по улице мимо толп прохожих, лавируя между коровами и тук-туками, мы, наконец, добрались до набережной. Говинд провёл нас сквозь толпу верующих, сидящих на ступенях набережной — гхатах — к лодкам, и мы стали перебираться к нашей лодке. Оказывается, Говинд заранее забронировал нам лодку, так как все места на время службы заранее распределяются местными. Турист, просто так приехавший в Варанаси, и если ему чудом удастся без проводника благополучно дойти до набережной — просто не найдет себе места там.
 Когда мы уселись в нашу лодку, а на ней был и молодой парнишка-лодочник — служба уже началась. Нам в руки дали лотосы с круглой свечой внутри соцветия. Брамины пели священные тексты, шёл дым от огней множественных свечей, которые брамины держали в конусовидных подсвечниках в руках; колокольчики создавали звуковые вибрации, которые разносились по всей поверхности воды. Вскоре служба закончилась, лодки стали постепенно отплывать от берега, периодически сталкиваясь меж собой — ведь они сотнями были прибиты к берегу на время службы. И вот, мы отплыли достаточно далеко от берега, зажгли свечи в своих лотосах и выпустили их на воды Ганги, сделав, таким образом, подношение реке — на счастье.
 Следующее утро у нас началось тоже на Ганге, как будто бы мы и не уходили ночевать в отель. На утренней прогулке по Ганге, помимо кормления чаек, мы наблюдали и церемонию сожжения трупов на берегу. Для индусов в этом нет ничего необычного, напротив, считается очень благостным, чтобы пепел бренного тела был развеян над священной Гангой. Затем у нас предполагалась пешеходная прогулка по старинной части Варанаси, но мы сказали Говинду, что мечтаем попасть в главный храм Шивы: Каши Вишванатх. Мы много читали об этом храме до поездки, считается, что храм установлен на месте, где располагался природный лингам из камня, а возможно, и из метеорита. Лингам — конусовидной формы символ Шивы, как животворящего аспекта Вселенной. Попасть в Каши  Вишванатх  означает очистить себя от всей накопленной кармы этой жизни и предыдущих воплощений. Об этом мечтает любой индус, и к храму стекаются тысячи паломников в день. Европейцам попасть в Каши Вишванатх практически невозможно по ряду причин: мало кто готов весь день простоять в очереди на вход в храм, а дождавшись -  всё-равно не попасть — есть ряд условий, но понять их без переводчика с хинди невозможно.
 Однако, с нами был Говинд. Он понял, что мы хотим попасть в храм не ради праздного удовольствия и фото в инстаграм. И он помог нам очутиться там. Он знал место — торговую лавку, где можно было оставить вещи на хранение в ячейках - что мы и сделали, взяв с собой только загранпаспорта. Сотовые телефоны и камеры тоже оставили в ячейках -  с ними вход в храм запрещен. Дальше Говинд провёл нас сквозь арки, мимо толп верующих, по узким улочкам города, ведущим к храму, и довел до следующего пункта, где данные наших паспортов записали полицейские в специальный журнал, там же мы оставили обувь — в священнейший из храмов заходят босиком, и купили специальные подношения в храм — прасад. Далее Говинд провёл нас сквозь толпу паломников еще через одну арку, потом еще: и вот, мы внутри территории храма. Глядеть по сторонам было некогда — была ужасная давка народа. Говинд поставил нам задачу: следовать за толпой по направлению к Шива-лингаму, расположенному внутри здания храма. Пробравшись ближе к лингаму, вылить молоко на лингам, рис и сладости посыпать на него, и продираться к выходу с другой стороны. Времени медитировать около лингама нет — затопчет толпа. Люди мы целеустремленные, сказано — сделано. Выполнив все инструкции, мы вышли наружу и уже теперь имели возможность осмотреться по сторонам. От эйфории и пережитого напряжения ощущалось легкое головокружение.
 Выбравшись за пределы храма, мы обулись, потом забрали вещи из ячеек и вернулись в отель. Днем был выезд из отеля и переезд в г.Каджурахо, его ещё называют город Любви. Все наружные стены храмов украшены скульптурами, с сюжетами из Кама-сутры. Ехать было долго, поэтому времени осмыслить посещение Каши-Вишванатха не было. Осмысление пришло намного позже, когда мы уже вернулись домой.
 До Каджурахо мы добрались глубоко за полночь, водитель вёз нас по бездорожью — шел ремонт основной дороги (позже мы поняли, что это происходит повсеместно). Ранним утром мы с Говиндом поехали на осмотр храмов Каджурахо, они были великолепны, многообразие фигур, испещрявших все стены, и сюжетов поражали воображение.
 Так как график поездки по Индии был насыщенный — вечером мы должны были попасть на вокзал и сесть в поезд до Дели. Какие же мы были наивные, думая, что поезд придёт по расписанию и мы наутро окажемся в Дели. Как и в случае с самолетами, расписание поездов носит условный характер. Все поезда страшно опаздывают. Индусы ожидают их на перроне, кто сидя, кто лежа на пледах. Весь вокзал напоминал цыганский табор. Говинд периодически подходил к табло и к кассам, узнавал у работников вокзала ситуацию. Потом мы ждали в машине, и снова заходили в здание вокзала. Шли часы. Понять, какой поезд подъезжает на перрон - невозможно, это понимают только местные. Они вдруг резко соскакивают со своих пледов, сворачивают манатки и бегут к поезду. Иногда поезд останавливается, а иногда и нет. Если он остановился — далее следует экзотическое шоу: индусы запихиваются в вагоны, как будто бы они резиновые. Оказывается, они едут без билетов. Кто влез — тот и поехал. Это касается местных поездов, следующих в соседние штаты. Раскрыв рты, мы наблюдали эти сцены залезания в поезд. Говинд загадочно улыбался, и всегда был рядом с нами.

 Наш поезд пришел лишь под утро. Говинд посадил нас на наши места, удостоверился, что всё в порядке, и лишь тогда распрощался с нами. За эти пару дней мы прониклись к нему уважением и благодарностью: он, как ангел, всегда был рядом с нами и всегда помогал. Было жаль расставаться, но нас ждал Дели, а затем — тур по Золотому треугольнику Индии, и поездка в священный Ришикеш. Поезд стучал колесами, после бессонной ночи мы впадали в дрёму, но перед глазами стоял Говинд — его благородное лицо я помню в деталях до сих пор.
 В туре по Золотому треугольнику нас сопровождал гид Ронду — похожий на цыгана, с золотыми зубами, предприимчивый и любящий вознаграждения. В Ришикеше с нами был чудоковатый Пинту, который не знал город и его достопримечательности, а ориентировался по Гуглу. Каждый последующий гид всё больше побуждал нас чуть не со слезами вспоминать нашего Говинда.
 Мы ехали в Варанаси, думая, что священен сам город и его храмы. Конечно, главный город Шивы, где тысячелетиями на Ганге и в Каши-Вишванатх совершаются службы, несёт колоссальный заряд энергетики, и наша жизнь сильно изменилась после Варанаси — мы каждый обрели в итоге тот Духовный Путь, к которому стремились, сами о нем не догадываясь изначально. Я связываю это с тем, что, действительно, Вселенная и ее управитель — Шива — смилостивились над нами и перевели нас на нужные нам рельсы жизни.
 Но...в памяти, прежде всего, остались не Ганга и не Каши-Вишванатх. В памяти и в сердце остался Говинд — Душа Варанаси и всей Индии. Индусы, в основной массе, достаточно своеобразные, несобранные, безответственные. Но есть отдельные жемчужины, как благородные брамины в храмах, и как Говинд — по которым и складывается общее впечатление, формируется воспоминание об Индии. Невероятная Индия — так называют эту страну. И для меня Душа Индии — это Говинд.
 С благодарностью, Мирабель.