Процесс пошёл

Добрый Особист
Есть в истории нашей страны забытые страницы и есть люди ,которые желают нам о них напомнить, но делают они это весьма своеобразно.
В роли такого вот «напоминателя» выступил белорусско-украинско-германский  кинорежиссёр игрового и документального кино С. Лозница.
 В 2018 г. данный творец создал фильм «Процесс», но это не Кафка, предупреждаю сразу. Фильм прокатился по заграничным кинофестивалям и что-то там получил.
Само это кино посвящено «Делу Промпартии» 1930 г, для специалистов известному. Не специалисты могут почитать Википедию и узнать, что данное дело было сфабриковано сотрудниками ГПУ, разумеется, по заказу самого Сталина.
Сам фильм несколько странный, в нем отсутствуют авторские комментарии – есть видеоряд, из коего зритель сам должен всё понять. Но ведь  не все зрители столь понятливы и вообще – знают, что там и как.
А автор шедевра, фильма то есть, хотел сказать очень и очень многое, но поскольку не сказал, то пришлось говорить и писать другим людям. Объяснять. туповатому и недалёкому зрителю сложный авторский замысел и глубинный подтекст.Хотелось бы напомнить, если кто забыл, что фильм (художественный или документальный) это - самостоятельное, законченное произведение. Но, видимо, не в этом случае.
В роли одного из толкователей выступил В. Шувалов, написав длиннющую рецензионно-разъяснительную статью к фильму. Позволю себе привести некоторые выдержки из данной рецензии.

«Фильм с коротким ёмким названием содержит кадры показательного судебного процесса над восемью инженерными работниками, занимавшими ряд ответственных постов в ВСНХ и Госплане в конце 20-х годов. По т.н. «Делу Промпартии» чиновников арестовали в 1930 году. Им инкриминировали планы вредительских действий в промышленности и на транспорте для подрыва темпов развития экономики, подготовки французской интервенции и свержения советской власти. Идеологический фон процесса маскировал его прагматическую сторону – первая волна репрессий была заложена в плане первой пятилетки. Предпосылки неотвратимой катастрофы противоречили набирающей размах пропагандистской утопии, руководство требовало объяснения хозяйственным неудачам и поиск «козлов отпущения». Процесс над назначенными вредителями прошел в Москве 25 ноября - 7 декабря 1930 года. На процессе все восемь подсудимых, отказавшись от защитительной речи, безоговорочно признали свою вину, выступив с саморазоблачающими докладами.»

«Фильм показывает не только что есть, но и то, чего не было. Обвинителями не было представлено доказательств вредительства и сговора подсудимых с иностранными организациями. [«Кипы уличающих документов? чертежи? проекты? директивы? сводки? соображения? донесения? частные записки? Ни одного!» - цитата из десятой главы «Архипелага «ГУЛАГ»]. Постановочный характер процесса, не нуждающегося в уликах и вещдоках, несет на себе печать изначальной театральности. Одно из значений театра заключается в формулировании языка, на котором современник постигает реальность. В этом смысле запись сталинского процесса – это попытка выработать язык обвинения, который впоследствии можно будет тиражировать для типового объяснения состояния советского мира, всегда находившегося в поисках врага. Сравнение с театром подкрепляет примерка масок, патетичность трибунала, речевое и мимическое раскрытие ролей, укоренение в театральную природу. Если предположить, что генезис театра берет начало из коллективных обрядовых явлений, то процесс 1930 года является таким ритуальным языческим действом, в котором отдельные субъекты исполняют роль палача/охотника, тогда как другим «артистам» уготована роль животного/жертвы.»

«Монтаж Лозницы не запятнан авторским вмешательством; можно сказать, что «Процесс» - целомудренный фильм. Нет повода упрекнуть режиссера в русофобии, осквернении памяти и чувств зрителей, свято верящих в справедливость советского правосудия. Лозница бережен с архивом, действуя на сохранение и популяризацию российского исторического наследия. Имея дело с «самоговорящим» материалом, Лозница реализует технические аспекты режиссуры, чтобы сделать изображение чище, а звук четче, хронологически выстроить эпизоды, восстановить их последовательность, монтировать хронику без потери ритма повествования, что весьма непросто. Смотреть фильм физически не просто, местами невыносимо, из-за обильно изрыгаемых словесных потоков обвинений и самообвинений, логическая связь которых выстроена на грани маразма. Сокрытие фигуры автора лишь усиливает зрительскую рецепцию внутрь сюжета, не нуждающегося в путаных и заумных толкованиях…»

Собственно в этих цитатах всё и сказано. Хорошо ведь излагает собака!

«Первая волна репрессий была заложена в плане первой пятилетки»
«Предпосылки неотвратимой катастрофы противоречили набирающей размах пропагандистской утопии, руководство требовало объяснения хозяйственным неудачам и поиск «козлов отпущения»
«Фильм показывает не только что есть, но и то, чего не было»
«Монтаж Лозницы не запятнан авторским вмешательством»

Действительно – вот нам и объяснено всё. Утопия это была (СССР), надо было «козлов отпущения» найти, чтобы как-то объяснять неудачи в экономике. И талантливый кинорежиссёр Лозница демонстрирует это зрителю (не запятнав авторским вмешательством), а В. Шувалов окончательно вносит ясность.
Странное кино – не находишь читатель?   Ты видимо понимаешь, как это называется. Да это примитивная манипуляция.
 «…фильм показывает то, чего не было»  - это надо было взять в качестве эпиграфа.

Дело «Промпартии» было и было оно реальным, была оперативно-следственная работа и суд. Есть материалы, стенограммы – можно ознакомиться.
Сами подсудимые являлись инженерами и были они «из бывших». Работали на новую власть, но по их же признанию «материальный уровень их жизни снизился» Ну да, снизился. Ведь при царском режиме они были не просто инженерами, а ещё и капиталистами, или топ-менеджами, как бы сказали сейчас.
Они разумеется были не согласны с таким положением дел и мечтали всё вернуть, да не просто вернуть, а с процентами. Помимо богатства, они жаждами власти и в духе героев Ильфа и Петрова делили посты и должности в будущей «Новой России».

В руководство «Промпартии» в СССР входили:

Рамзин Леонид Константинович, 1877 года рождения, гражданин СССР, профессор МВТУ и директор Теплотехнического Института, по собственному признанию - член нелегальной "Промпартии".

Калинников Иван Андреевич, 1874 года рождения, гражданин СССР, занимавший должность зампредседателя производственного сектора Госплана, профессор Военно - Воздушной Академии и других учебных заведений, по собственному указанию - член нелегальной "Промпартии" (окончил Императорский Московский университет, затем ИМТУ в 1902 г. в звании инженер-механик; ученый в области прикладной механики и механической технологии.  с 1917 г. профессор на кафедре "Механическая технология", затем кафедры "Прикладная механика" в МВТУ; Ректор МВТУ 1920-1922 гг.

Ларичев Виктор Алексеевич, 1887 года рождения, гражданин СССР, инженер, занимал должность председателя топливной секции Госплана, по собственному признанию - член нелегальной "Промпартии".

Чарновский Николай Францевич, 1868 года рождения, гражданин СССР, профессор различных высших технических учебных заведений, председатель научно-технического совета ВСНХ, член нелегальной "Промпартии".

Федотов Александр Александрович, 1864 года рождения, гражданин СССР, профессор втузов, председатель коллегии научно-исследовательского текстильного института, по собственному указанию - член нелегальной "Промпартии".

Куприянов Сергей Викторович, 1871 года рождения, гражданин СССР, технический директор оргтекстиля ВСНХ СССР, инженер-механик, по собственному признанию - член нелегальной "Промпартии".

Очкин Владимир Иванович, 1891 года рождения, гражданин СССР, учёный секретарь теплотехнического института и заведующий отделом руководства научно-исследовательского сектора ВСНХ СССР, по собственному признанию состоял членом нелегальной «Промпартии».

Ситнин Ксенофонт Васильевич, 1878 года рождения,гражданин СССР,инженер всесоюзного текстильного синдиката.

Как можно видеть, все вышеуказанные лица занимали высокое положение, были ответственными работниками и от их решений многое зависело.
Выезжая в заграничные командировки они встречались с разными людьми. Ведь у них было множество старых знакомых в эмигрантских кругах. А круги эти, как несложно догадаться, мечтали о реванше. Они хотели вернуться и править, что вполне логично. Вот сейчас, многие отбывшие за рубежи, ни о чём подобном не мечтают? Мечтают и ещё как, тебе читатель и фамилии их известны, полагаю.
Разумеется сама «Промпартия» не возникла вдруг, на пустом месте. Первоначально она именовалась «Инженерный центр» и действовала с 1925 г.
Представители «Инженерного центра» выезжая за границу вступили в сношения с представителями иностр. разведок, старорежимным элементом, а так же и всякой белогвардейской сволочью. В частности с  представителями "Торгпрома" ("Торгово-промышленный комитет") — объединением бывших русских промышленников, образовавшимся в Париже в 1920 году.
 
Руководили «Торгпромом» такие люди как, Нобель, Рябушинский, а за главного был там некто Н. Денисов. Этот самый Денисов, до революции был владельцем участка частной железной дороги и сильно забогател, на военных поставках и перевозках, в период Перв. Мировой войны.
 В России, в это время, назревал продовольственный и прочий  кризис, но не для всех -  г-н Денисов лишь богател.
Забогател он настолько, что смог позволить себе прикупить Гурзуф в 1916. Начал там строительство санаториев, элитной гостиницы, казино и пр. инфраструктуры. Пригласил архитектора, управляющего грамотного… Словом хорошо вложился.
Но вот пришла революция, а с ней и большевики, которые придумали в санатории всякую голытьбу возить, что господину Денисову, естественно, очень не понравилось и он отбыл подальше от всего этого беспредела.

Словом эти господа активно готовили интервенцию, а власти Франции выразили желание поучаствовать. Понятно, что не просто так, а за концессии и прочие вкусности. Естественно, что Франция не обещала «двинуть войска», а лишь помочь, офицерами (покомандовать) и немного флотом. Основная военная сила должна была быть предоставлена буржуазной Польшей, Румынией и прибалтийскими странами.
 
В задачу «Инженерного центра» входила подготовка почвы для вторжения, мобилизовать внутренние силы (были банды, да и уголовный элемент всегда рад любым беспорядкам) тем более, что белоэмиграция рассчитывала поставить под ружьё 100 тысячный корпус.
С 1928 г. «Инженерный центр» был преобразован в «Промпартию» для большей солидности и конспирации.
 
Что же конкретно намеревались делать господа из этой прекрасной организации?
В их задачу входило:

Вредительство в промышленности и на транспорте, создать диспропорции в развитии между отдельными отраслями народного хозяйства, "омертвить" капиталы, сорвать снабжение и т. д., стремясь тем самым снизить темпы социалистического строительства и вызвать недовольство трудящихся.
Конечной целью антисоветского подполья было свержение диктатуры пролетариата в СССР, реставрация капитализма.

Занимая столь ответственные посты они имели самые широкие возможности, по осуществлению этих замыслов. Правда одно время их очень воодушевлял НЭП, они даже думали, что реставрация капитализма произойдёт естественным путём, но НЭП как известно закончился, их надежд не оправдав.
Этими господами овладела идея, что в век технического прогресса всем должны управлять они, то есть инженерная элита, новый креативный класс., технократы.
Интересно, какие шаги они намеревались предпринять ,помимо реставрации капитализма. Намерения их были интересными, а главное были они реализованы, но позже в 1991 г. Правда не некими инженерами-технократми, (эта кургинятина напополам с карамурзятиной для дураков) а представителями капитала, при помощи внутренних предателей.

 И так, что же там были за планы? Планы вот такие:

Россия – буржуазно-демократическая республика и непременно с парламентом, но выборы в парламент через очень серьёзный выборный ценз, дабы кто попало не пролез.  Рамзин (глава «Промпартии») говорил, что «перейти сразу к демократии не получиться»  Потому, что «за буржуазию голосовать не станут» и следовательно начать придётся с «военной диктатуры»
Если немного отвлечься, то можно задаться вопросом – а как эти инженеры-технократы, потом власть у военного диктатора отбирать собирались? Диктатор бы сам им всё и отдал? Ну да, диктаторы они такие… сами всё отдают. Но вернёмся

Что касается собственности, тут реституции и приватизация. ( как интересно) по сельскому хозяйству – ставка на частного собственника. Кроме этого отмена монополии на торговлю.
Местного самоуправления быть не должно, губернаторы назначаются центром. Ну и так далее. В финале программы Рамзин пишет, что при Советской власти реализовать это всё невозможно, посему вывод простой – Советская власть должна быть ликвидирована.
То есть вот сейчас мечты «промпартийцев» сбылись? Выходит так, правда никакие технократы власти не получили и не получат – капитал властвует.
Реставрация капитализма состоялась. В 30-е годы органы врагов обезвредили, а вот в конце 80-х нет.

Наши реставраторы применили те же приёмы:

Срыв поставок продуктов (помогали бандиты, с которыми прекрасно нашли общий язык) и "омертвение" капитала было – затевалось строительство огромных объектов, которые заведомо не должны были быть достроены. Они пожирали ресурсы – это и была цель. Думаю в каждом городе есть объекты (часто огромные) начатые и не достроенные в 80-е годы… Да и всё остальное знакомо до боли.

После этого кто-то будет утверждать, что дело «Промпартии» придумано? Нет, ничего там не придумано.Просто, тогда в 1930-ом предотвратили.
Сейчас и СССР разрушен, и социализм отменён, и иностранный капитал хозяйничает.
А что же инженеры, технократы, что получили? Известно что, впрочем как и все остальные.

Интересна судьба Рамзина. По приговору суда, он и его подельники был приговорён к расстрелу. Однако на следующий день ЦИК приговор отменил и заменил расстрел 10-ю годами.
Рамзин был помещён в специально режимное учреждение НКВД, закрытого типа, где был лишён возможности заниматься вредительством, зато имел возможность подумать и поработать на благо страны.
Там-то, под присмотром, он и разработал прямоточные котлы. Благодаря этой работе Рамзина, отечественная теплотехника сделала несколько гигантских шагов вперёд.
Дело в том, что барабаны для паровых котлов советская промышленность делать не умела, их покупали за валюту. Отечественные котельные установки, были по сути «отвёрточной» сборкой.
Новые установки Рамзина, мало того, что могли выпускаться в СССР, при этом были в 16 раз дешевле и требовали в 20 раз меньше металла. Это была революция в промышленности.
Советское правительство высоко оценило работы Рамзина – он был амнистирован, так же он был удостоен Сталинской премии 1-ой степени в 1943 г.,награждён орденами Ленина и Трудового красного Знамени.